Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что каждый текст имеет определенную лингвистическую структуру, которая определяется концептами и лексико-семантическими полями. Важно понимать, что в зависимости от тематических особенностей и стилистики текста эта структура будет иметь свои специфические особенности. Кроме того, если текст имеет региональную принадлежность, многие концепты, которые в нем отражаются, могут быть репрезентованы на этническом уровне, что приводит к недостаточно четкому пониманию таких текстов читателями, которые не имеют отношения к данному региону.
Формирование художественной модели мира, которая осуществляется автором при создании любого текста, в том числе и публицистического, – это сложный процесс поиска наиболее подходящих и стилистически окрашенных концептов и лексико-семантических полей, которые максимально точно сформирует определенную атмосферу, которую автор хочет передать в своем тексте, а также будут гармонично сочетаться друг с другом и занимать самостоятельное место в концептосфере всего художественного текста.
Для того, чтобы публицистический текст, который является основой любого регионального СМИ, был культурно-исторически обусловлен, в него важно добавлять диалектизмы и некоторые лексические единицы, которые принадлежат родному языку народа, проживающего в данном регионе. Однако такие лексические единицы могут значительно трансформировать концепт всего текста и придавать публицистическому дискурсу исключительно локальный характер.
Степень изученности проблемы. Одним из самых ярких исследователей проблемы моделирования концепта в тексте является Е.А. Огнева, которая посвятила этой теме несколько серьезных исследований, рассматривающих структуру концепта и содержание концептосферы текста с различных точек зрения. Другие исследователи рассматривали частные вопросы структурирования концепта в разного типа текстах, в том числе художественном.
При этом применение этнической лексики и выражений или слов родного языка в региональных СМИ недостаточно изучен в научной литературе, что делает данное исследование актуальным и практически значимым.
Цель исследования – провести анализ типологии комиязычной лексики в республиканских массмедиа.
Объект исследования – комиязычная лексика.
Предмет исследования – типология комиязычной лексики в республиканских массмедиа.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать проблемы и принципы моделирования концепта в дискурсе.
2. Выявить основные проблемы функционирования региональных СМИ.
3. Привести общую характеристику республиканских СМИ Республики Коми.
4. Проанализировать типологические группы комиязычной лексики в республиканских СМИ.
5. Представить статистические показатели использования лексико-семантических полей концепта «язык Коми» в республиканских СМИ.
Эмпирическая база исследования: интернет-газета «Коми», газета «Панорама столицы», газета «Знамя труда» и газета «Княжпогостские вести».
Территориальные рамки исследования: Республика Коми, Российская Федерация.
Хронологические рамки исследования: октябрь–ноябрь 2023 года.
Методы исследования:
– анализ научной литературы и текстов СМИ;
– описательный и сравнительный;
– обобщение и классификация;
– историографический, исторический и хронологический;
– статистический;
– контент-анализ;
– моделирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения концептуальных особенностей применения этнической лексики в дискурсе региональных СМИ. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой алгоритма проведения типологического анализа комиязычной лексики в дискурсе СМИ данного региона. Данный алгоритм может быт использован для проведения исследований этнической лексики других регионов и их значения для региональных СМИ.
Научная новизна исследования основана на том обстоятельстве, что в рамках исследования формируется специальная классификация терминов и выражений на языке коми, которые наиболее часто встречаются в текстах региональных СМИ, при этом определено, что их применение выполняет ряд важных для эффективной коммуникации функций.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе, «Концептуальные особенности применения этнической лексики в дискурсе региональных СМИ», определяются проблемы и принципы моделирования концепта в дискурсе, а также выявляются основные проблемы функционирования региональных СМИ.
Во второй главе, «Практическое исследование использования комиязычной лексики в текстах республиканских СМИ», приводится общая характеристика республиканских СМИ Республики Коми, анализируются типологические группы комиязычной лексики в республиканских СМИ, а также представляются статистические показатели использования лексико-семантических полей концепта «язык Коми» в республиканских СМИ.
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ В ДИСКУРСЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ
1.1. Проблемы и принципы моделирования концепта в дискурсе
Каждый публицистический текст характеризуется определенным информативным кодом, отражающим его лингвокультурные особенности, обусловленные спецификой топонима, которому посвящена та или иная статья.
Культурный код каждого публицистического текста характеризуется определенными особенностями, которые отмечает в своей работе А.П. Садохин, указывающий на то, что каждая языковая культура через вербальные и невербальные средства отражает определенные национальные привычки, стиль поведения, свойственный представителям конкретного этноса, особенности организации пространства и т.д. .
М.М. Аймагамбетова и Г.Т. Жакупова выделяют в своем исследования понятие дискурса, под которым они понимают система определенных номинативных единиц, которая сформирована в каждом публицистическом тексте и включает в себя ряд концептов, отражающих различные стороны жизни .
По мнению И.А. Даниленко, каждый публицистический текст связан с неким тематическим дискурсом, который концептуально сформирован и всегда характеризуется наличием концепт-доминанты и субдоминанты. В текстах урбанистической направленности, в частности, «урбанистика» всегда является концепт-доминантой, а «архитектура» играет роль субдоминанты .
Под концептом в научной литературе понимается определенная смысловая категория, которая выражается в специальных лексических единицах конкретного языка, которые в совокупности формируют некую художественную модель мира .
Концепт всегда содержит ядро и периферийные единицы, сочетание которых позволяет выделить концепты-доминанты, под которыми понимаются те концепты, которые в ядерно-периферийной концептосфере определенного текста занимают главенствующее место .
Кроме того, в каждой концептосфере выделяется такое понятие как номинативное поле концепта, под которым понимается комплекс лексических единиц, которые формально или семантически отражают сложившуюся в тексте художественную модель мира.
При этом, согласно другому определению, данное понятие обозначает те речевые средства и приемы, с помощью которых осуществляется объективизация или вербализация определенных явлений с учетом конкретного временного периода, в который они используются .
По мнению В.З. Демьянкова, под концептом понимается содержательная сторона, которая характеризует каждый словесный знак. Концепт обозначает какое-то реальное явление, которое существует в материальной или духовной сфере жизни человека и общества .
Каждый автор, который создает тот или иной текст, осуществляет моделирование концепта, которое предполагает формирование специфической архитектоники, свойственной именно данному тексту и имеющей ядерно-периферийный характер. В процессе моделирования концепта формируется комплекс субконцептов, в основе которых лежат различные номинативные поля, представляющие собой совокупность номинантов или специальных концепт-элементов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аймагамбетова, М.М., Жакупова, Г.Т. Информативно-коммуникативная природа культурного кода в медиадискурсе (на примере казахстанской прессы) / М.М. Аймагамбетова, Г.Т. Жакупова // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Филология. – 2020. – № 4 (133). – С. 55–69.
2. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. Учебное пособие / Н.Ф. Алефриенко. – М.: Флинта, 2022. – 288 c.
3. Афонина, А.Н. Глютонимы современного немецкого языка / А.Н. Афонина // Научный потенциал. – М., 2012. – С. 23–27.
4. Борисенкова, А.В. Региональные СМИ как предмет исследования / А.В. Борисенкова // Маркетинговые исследования. – 2022. – № 12. – С. 40–55.
5. Даниленко, И.А. Выявление концептов-доминант в художественном тексте / И.А. Даниленко // Вестник Московского государственного областного университета. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-kontseptov-dominant-v-hudozhestvennom-tekste (дата обращения: 21.11.2023).
6. Демьянков, В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры / В.З. Демьянков // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н.Ю. Шведовой / Отв. ред. М.В. Ляпон. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2007. – С. 606–622.
7. Знамя труда. Газета. – 2023. – URL: https://znamyatryda.ru/ (дата обращения: 22.11.2023).
8. Иванов, В.К. Особенности региональной прессы современной России / В.К. Иванов // Молодой ученый. – 2012. – № 10 (45). – URL: https://moluch.ru/archive/45/5432/?ysclid=lt8lxvuvv8656894166 (дата обращения: 01.03.2024).
9. Капельшерова И.Ю., Туманская Е.Е., Заврагина И.Т. Понятие и классификация региональных СМИ: теоретические и методологические подходы / И.Ю. Капельшерова, Е.Е. Туманская, И.Т. Заврагина // Материалы международной научно-практической конференции «Современная гуманитарная наука: вопросы и ответы». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2021. – С. 50–62.
10. Клименко, А.В. Особенности построения номинативного поля концепта / А.В. Клименко // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18948 (дата обращения: 24.11.2023).
11. Княжнопогостские вести. Газета. – 2023. – URL: http://knvesti.ru/?ysclid=lpehz8u3v1233161552 (дата обращения: 24.11.2023).
12. Коми. Интернет-газета. – 2023. – URL: https://gazeta-komi.ru/?ysclid=lpehm2nz5k352646649 (дата обращения: 22.11.2023).
13. Кульпина, В.Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания. Дисс. на соиск. уч. ст. д. филолог. н. / В.Г. Кульпина. – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2002 – 695 с.
14. Мисонжников, Б.Я. Современный медиахолдинг: генезис, состояние и перспективы развития / Б.Я. Мисонжников // Журналистский ежегодник. – 2012. – № 1. – С. 30–32.
15. Огнева, Е.А. Архитектоника научно-популярного концепта-доминанты «географические открытия» в свете интерпретативного моделирования / Е.А. Огнева // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. – 2021. – Т. 7. № 2. – С. 82–89.
16. Огнева, Е.А. Концепты-доминанты как информативные конструкты текстовых миров / Е.А. Огнева. – М.: Эдитус, 2019. – 268 с.
17. Огнева, Е.А. Темпоральная архитектоника концептосферы художественного текста / Е.А. Огнева // Приоритетные направления лингвистических исследований: общетеоретические, когнитивные, коммуникативно-прагматические и функционально-грамматические аспекты языка. Коллективная научная монография / Под ред. А.Г. Бердниковой. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 138–155.
18. Огнева, Е.А. Типология текстовых проксем в свете романо-германского перевода / Е.А. Огнева // Гуманитарные исследования. – 2021. – № 2 (78). – С. 55–62.
19. Панорама столицы. Сыктывкар. Информационно-рекламная газета. – 2023. – URL: http://панорама-столицы.рф/?page_id=46 (дата обращения: 23.11.2023).
20. Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: Кнорус, 2014. – 256 с.
21. Сидаков, А.В., Чайникова, М.М., Свиридова, Н.А. Лексико-семантические особенности текстов статей региональных СМИ: методологические основы исследования / А.В. Сидаков, М.М. Чайникова, Н.А. Свиридова // Известия Самарского государственного университета. – 2021. – № 5 (305). – С. 99–108.
22. Смирнов, С.С. Феномены «медиахолдинг» и «медиагруппа» в России: проблема неопределенности правового статуса / С.С. Смирнов // Вестник Московского государственного университета. Серия 10 «Журналистика». – 2020. – № 8. – URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2020/6/fenomeny-mediakholding-i-mediagruppa-v-rossii-problema-neopredelennosti-pravovogo-statusa/ (дата обращения: 21.11.2023).
23. Солдатова, Ж.Г. Особенности развития региональных СМИ России / Ж.Г. Солдатова // Наука и современность. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-regionalnyh-smi-rossii?ysclid=lt8luo8ryc238750589 (дата обращения: 01.03.2024).
24. Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика. Учебное издание / И.А. Стернин. – М.: АСТ «Восток-Запад», 2007. – 598 с.
25. Терещенко, И.А. Современные региональные СМИ. Монография / И.А. Терещенко. – Курск: Перекресток, 2021. – 324 с.
26. Alefirenko, N.F., Stebunova, K.K. Linguo-philosophic substance of a symbolanthropology / N.F. Alefirenko, K.K. Stebunova // Archaeology history, philosophy (Conference proceedings, 26 August – 1 September, 2015 Albena, Bulgaria). – URL: http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/15796 (дата обращения: 24.11.2023).