Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования: Профессия няни известна длительное время. С древнейших времен знатные и состоятельные семьи, не имеющие возможности или желания воспитывать детей самостоятельно, приглашали к ним няню. С течением времени изменялись требования к няням , их знаниям и обязанностям. История знает много знаменитых нянь – например, Арина Родионовна, няня великого поэта А.С. Пушкина.
Очевидно, что воспитание детей представляет собой достаточно сложный и ответственный процесс для которого нужны специальные знания и умения. Если к гувернеру предъявлялись повышенные требования, так как он отвечал за обучение и воспитание детей более старшего возраста, то к няне длительное время таких требований не предъявлялось. Главным для нянь считался только уход за ребенком.
Ситуация начинает изменяться в конце XIX века. Именно в этот период в Российской империи появляются специальные образовательные учреждения, которые занимались профессиональной подготовкой нянь. Затем такие выпускницы могли рассчитывать на место в высокопоставленной семье с хорошей оплатой труда.
Одним из учреждений такого рода стала Царскосельская школа нянь, основанная в Царском селе в 1905 году. Школа возникла под патронажем императрицы Александры Федоровны, по инициативе врача педиатра К.А. Раухфуса. Царскосельская школа нянь была уникальным учреждением. Она сочетала в себе одновременно образовательное учреждение, приют и больницу. Обучающиеся там на протяжении двух лет воспитанницы проходили теоретический и практический курс обучения, при этом приоритет отдавался последнему. Это учреждение было образцовым для своего времени.
Рассмотрим же далее историю Царскосельской школы нянь более подробно.
Степень разработанности проблемы: В дореволюционный период выходило достаточно большое количество литературы, посвященной Царскосельской школе нянь. О ее строительстве упоминалось во многих периодических изданиях того времени, а также в специализированных архитектурных журналах. В одном из изданий Ведомства учреждений Императрицы Марии за 1911 год рассматривается основание Царскосельской школы нянь. Так же в начале XX века была издана отдельная небольшая брошюра, рассказывающая об устройстве школы нянь.
Что касается современной литературы, то в ней история Царскосельской школы нянь упоминается лишь вскользь. Например, некоторую информаци о строительстве здания школы можно получить из работы А.В. Козлова «Сильвио Данини: материалы к творческой биографии». Однако, данная работа посвящена творчеству архитектора в целом и Школе нянь в ней не уделяется должного внимания.
Представляет интерес работа А.Р. Соколова и И.В. Зимина «Благотворительность семьи Романовых XIX - начало XX в.» Однако, Царскосельской школе нянь в данном издании так же не уделяется должного внимания, поскольку авторы рассматривают и другие благотворительные учреждения.
Некоторую информацию о медицинской и санитарно-гигиенической деятельности школы нянь можно почерпнуть в изданиях, посвященных жизни и деятельности К.А. Раухфуса. Однако, этот уникальный врач принимал участие во многих проектах такого рода, поэтому школа нянь в данных изданиях так же рассматривается вскользь.
Таким образом, на сегодняшний день не существует издания, в котором бы всесторонне рассматривалась бы Царскосельская школа нянь, ее история и деятельность. Существующих изданий явно недостаточно и сведения в них носят отрывочный характер. Поэтому тема данной работы является весьма актуальной.
Цель исследования: рассмотреть историю Царскосельской школы нянь.
Задачи исследования:
• Охарактеризовать основные направления благотворительной деятельности императрицы Александры Федоровны;
• Рассмотреть здание школы нянь архитектора С.А. Даннини;
• Выявить особенности внутреннего устройства школы;
• Проанализировать основные направления деятельности Царскосельской школы нянь: подготовка и обучение воспитанниц, детский приют, медицинскую деятельность;
Глава I. История создания школы нянь
1.1. Благотворительная деятельность императрицы Александры Федоровны
Царскосельская школа нянь возникла во многом благодаря последней российской императрице Александре Федоровне. Императрица на протяжении всей своей жизни активно занималась благотворительной деятельностью. Представляется, что причины этому следует искать в детстве будущей императрицы. Ее мать английская принцесса Алиса: «… заботясь о христианском воспитании детей, каждое воскресенье посещала с ними больницы и приюты, где дети раздавали цветы и подарки, читали больным, стараясь хоть немного уменьшить их страдания»
Оказавшись на российской престоле, Александра Федоровна столкнулась с несколько иным отношением к благотворительности. Русские аристократки демонстративно выставляли напоказ количество своих драгоценностей и прислуги даже при посещении ими своих подопечных. Например, к больным и сиротам дамы-патронессы могли являться в дорогостоящих платьях, шляпах и с многочисленными бриллиантами. Александре Федоровне такое поведение казалось несколько неуместным, она была воспитана в иных традициях.
Александра Федоровна стала реализовывать в России свои масштабные благотворительные планы. Однако, существовавшие на тот момент благотворительные учреждения различного типа находились под патронажем Марии Федоровны – вдовствующей императрицы и матери Николая II. Мария Федоровна патронировала школы для девочек, Красный Крест, «Учреждение императрицы Марии» и пр. Поэтому Александра Федоровна могла покровительствовать только вновь возникшим организациям, которым можно было бы присвоить ее имя.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Источники
1. Ведомство учреждений Императрицы Марии и его учреждения в Царском Селе и Царскосельском уезде. – СПб., 1911. – 73 с.
2. Дневники императора Николая II. Том 2. 1905-1917 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.e-reading.by/chapter.php/1029309/154/Nikolay_-_Dnevniki_imperatora_Nikolaya_II._Tom_II._1905-1917.html Дата обращения: 22.05.2018
3. Корзун И.В. Воспоминания. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.the-ratner-family.com/Korzun_memoirs_chapter%201.htm Дата обращения: 22.05.2018
4. Школа нянь Государыни Императрицы Александры Федоровны в Царском Селе. - СПб.: Типография А. Бенке, [1900-е гг.] - 12 с.
Литература
5. Арсентьев В.Г., Детков В.Ю., Мельникова И.Ю., Шабалов Н.П. Карл Андреевич Раухфус – великий педиатр России (к 180-летию со дня рождения). // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. - 2015. – т.94. - №6. - № с.193-195
6. Благотворительная деятельность Александры Федоровны [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pravoslavnaa.livejournal.com/46080.html Дата обращения: 24.05.2018
7. Буксгевден С.К. Жизнь и трагедия Александры Фёдоровны, Императрицы России. В 2-х томах. – М.: Лепта Книга, Вече, Грифъ, 2012.
8. Ивахнова А.М., Декер М. К.А. Раухфус - гражданин, врач, ученый. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-131-2/ © МАЭ РАН с.105-114
9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: ЮРАЙТ, 2016. – 219 с.
10. Кириллова К. Одной из старейших пушкинских школ - 55 лет. // Муниципальный телеграф. – 2015. – ноябрь. - №10(47). – С.2
11. Козлов А.В. Сильвио Данини: материалы к творческой биографии. - СПб: КОЛО, 2010.- 240 с.
12. Кучерук Д.А. Служение милосердия царицы Александры Федоровны Романовой. 11.07.2017 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://alexander-nevskiysobor.ru/events/14199-slyjenie-miloserdiya-carici-aleksandri-fedorovni-romanovoy/ Дата обращения: 24.05.2018
13. Овчарук С. Школа наша «красная». // Царскосельская газета. – 2000. – 5 декабря. - №140 (9165). – С.4
14. Пискунов Б. От Саарской мызы к Царскому Селу. // Царскосельская газета. – 2001. – 26 июля. - №83(9257). – С. 3
15. Соколов А.Р., Зимин И.В. Благотворительность семьи Романовых XIX-начало XXв. Повседневная жизнь российского императорского двора. – СПб.: Центрполиграф, 2015. – 608 с.