Фрагмент для ознакомления
2
В. Н. Ивановой занятость рассматривается как экономическая категория, представляющая из себя совокупность взаимоотношений на трудовом рынке относительно участия граждан в трудовой работе; отображающая меру его подключения в труд, уровень удовлетворения общественных нужд в работниках и потребностей в трудовых местах, которые оплачиваются, в получении дохода .
Если проанализировать содержание юридических словарей и энциклопедий, то, как отмечает Е.Е. Орлова, можно прийти к следующему выводу: справочная правовая литература или не содержит в себе категории «занятость населения», или дает официальное определение занятости , закрепленное законодателем в статье 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» . В научных источниках приводится огромное количество трактовок термина «занятость населения», в том числе с экономической и социальной точек зрения. Так, экономическое содержание занятости сводится всеми авторами к участию отдельных лиц «в производстве в результате их соединения со средствами производства» .
Занятость - это деятельность, связанная с регулярной работой на другого человека. Это действительно регулируется простыми правилами эффективности и юридическими контрактами.
Идея занятости включает в себя все виды работы, включая работу по контракту, работу с частичной занятостью и работу с полной занятостью. Она используется организациями для стимулирования организации и роста.
Важно знать различные типы рабочих мест, чтобы вы могли нанять идеальных людей. Работники будут обладать специфическими навыками и знаниями, характерными для конкретной фирмы. Некоторые, возможно, получили дополнительные вознаграждения, такие как медицинская страховка или страхование жизни.
Количество работников в организации известно как показатель их производительности. Это также отличный показатель уровня занятости в стране. Этот показатель имеет относительно низкую корреляцию с ВВП. Тем не менее, было показано, что она соответствует первоначальной динамике ВВП в периоды спада.
Работодатели обычно платят сотрудникам за часы, которые им требуются для выполнения их карьеры. Размер вознаграждения варьируется в зависимости от типа выполняемой функции, а также от работодателя.
Сотрудники имеют возможность вести переговоры об условиях их найма. Это включает в себя размер заработной платы, ситуации для работы и местоположение их работы. Они также могут уволиться в любое время.
Есть две ключевые группы людей, заинтересованных в производстве: те, кто выполняет работу, а также те, кто предоставляет услуги. На количество людей, связанных с определенной деятельностью, влияют эффективность профессиональной подготовки, количество компетентных людей, способных к трудоустройству, и сроки профессионального обучения.
В качестве подтверждения можно привести следующий аргумент. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды осуществления людьми перечисленных видов деятельности включаются в страховой стаж, наличие которого считается одним из условий назначения страховой пенсии по старости, что указывает на их занятость .
В связи с развитием компьютерных и информационных технологий происходят изменения в мире трудоустройства, расширяется сектор предоставления услуг, развиваются небольшие гибкие производства, специализация и аутсорсинг и возникает потребность в кадровых технологиях, основанных на использовании временного, привлеченного, удаленного труда. Все это способствует развитию форм нестандартной занятости.
Нестандартными формами занятости можно назвать все формы занятости, отклоняющиеся от описанных в ТК РФ стандартных условий для конкретного вида труда .
Среди преимуществ нестандартных форм занятости следует отметить:
- рациональное использование рабочего времени для наемного работника и работодателя;
- повышение гибкости рынка труда и способствование развитию инновационной экономики;
- способствование созданию новых рабочих мест;
- увеличение уровня трудоустройства незанятых граждан, в том числе слабозащищенных категорий - женщин, молодежи, инвалидов, людей предпенсионного возраста;
- предоставление возможности работнику трудиться «на себя»;
- упрощение организации перехода из статуса безработного в статус занятого;
- способствование сохранению нужных работников при спаде в производстве;
- упрощение процедуры найма и увольнения работников;
- расширение возможности работника заниматься удаленной трудовой деятельностью .
Среди недостатков нестандартных форм занятости следует указать:
- возможность развития неформальной, нелегальной и неполной занятости;
- угроза отсутствия документального оформления социально-трудовых отношений между работодателем и наемным работником, что создает угрозу по защите работником своих прав в рамках конфликтных ситуаций, споров или разногласий.
Для установления сущностных характеристик структуры занятости и разработки направлений ее государственного регулирования необходима сегментация рынка труда, которая представляет из себя разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, ограничивающие передвижение рабочей силы своими рамками .
Следовательно, занятость - это комплексная система различных видов и типов социально-экономических отношений между экономическими субъектами рынка, государством, собственниками, работодателями, работниками по проблемам социально-трудовых отношений.
Проведенное исследование показывает, что базовые основы функционирования национальной экономики составляют человеческие ресурсы, позволяющие обеспечить развитие экономики по инновационному типу, рост ВВП, экономическую и продовольственную безопасность. Понятно, что в условиях геополитических перемен, оказывающих на экономику России негативное влияние, сфера труда, условия занятости и трудоиспользования играют важную роль не только в преодолении кризисных явлений, но и в поступательном движении экономики, поэтому необходимость дальнейших преобразований в системе занятости населения и социально-трудовых отношений со стороны государства не вызывают сомнений.
Более того, эффективный поворот к человеку как к главному ресурсу, обеспечивающему функционирование социально - ориентированной экономики осуществить невозможно .
Важность занятости:
1. Занятость имеет решающее значение для экономического развития.
Когда человек работает, его уровень жизни повышается, потому что у него есть доступ к деньгам. Это связано с тем, что нанятый человек прилагает много усилий для достижения своих целей, которые помогают улучшить бизнес работодателя или повысить эффективность компании. Затем это ускоряет коммерческие операции и привлекает дополнительные инвестиции на рынок.
2. Социальное развитие является результатом занятости.
Люди получают компенсацию за свою работу. Основными причинами общественных беспорядков являются нехватка еды и денег. Когда люди получают деньги за свой тяжелый труд и усилия, они чувствуют себя счастливыми. Они начинают проводить время с семьей и родственниками и начинают принимать участие в инициативах по улучшению общества.
3. Занятость снижает уровень коррупции в системе.
Когда людям не хватает необходимых средств или когда они не получают того, чего заслуживают, они чувствуют себя обманутыми и мелочными со стороны частных или государственных систем. Таким образом, они начинают заниматься коррупцией. Однако, если человек работает, он / она не подумает о том, чтобы заниматься коррупционной деятельностью. Следовательно, занятость играет важную роль в снижении уровня коррупции.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1995. – № 67.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
3. Конституция Российской Федерации 1993. Новая редакция (с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года). – М.: Проспект, 2022. – 116 с.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Российская газета. – 2001. – № 256.
5. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. – 1996. – № 84.
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 (ред. от 22.09.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 18 (часть I). – Ст. 2147.
7. Постановление Правительства Нижегородской области от 29.12.2006 № 448 (ред. от 23.12.2020) «Об утверждении Положения об управлении по труду и занятости населения Нижегородской области» // Нижегородские новости. – 2007. – № 7.
8. Постановление Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 № 273 (ред. от 06.10.2023) «Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Нижегородской области» // Нижегородские новости. – 2014. – № 204.
9. Горпинченко, К. Н. Экономико-статистический анализ занятости и безработицы в Российской Федерации / К. Н. Горпинченко, Н. Ю. Демченко, А. Д. Нагорная // Russian Economic Bulletin. – 2023. – Т. 6, № 5. – С. 216-221.
10. Зимин, В. А. Проблемы рынка труда и занятости населения в регионе / В. А. Зимин // Экономика, управление, право: прошлое, настоящее, будущее: Межвузовский сборник научных трудов / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. КОРОЛЕВА», Институт экономики и управления. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2023. – С. 11-21.
11. Лохтина, Т. Н. Рынок труда и социально-экономические проблемы населения России / Т. Н. Лохтина, В. И. Метелица // Вестник Евразийской науки. 2019. – № 1. – С. 1-11.
12. Ляпанов, А. В. К проблеме занятости населения в Российской Федерации / А. В. Ляпанов // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2020. – № 1 (24). – С. 129-139.
13. Малышев, М. Л. Занятость как важнейший показатель в исследовании региональных неравенств / М. Л. Малышев // Мониторинг правоприменения. – 2023. – № 2(47). – С. 101-111.
14. Маслюкова, Е. А. Государственная политика в сфере занятости населения: региональный аспект / Е. А. Маслюкова, М. В. Александрова, О. В. Юткина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. – 2023. – Т. 10, № 3. – С. 347-356.
15. Маслюкова, Е. А. Особенности конъюнктуры рынка труда России в современных условиях / Е.А. Маслюкова, О. В. Юткина, М. В. Александрова // Russian Journal of Management. – 2022. – Т. 10. – № 2. – С. 71-75.
16. Николаева, Я. М. Занятость населения и ее регулирование в Российской Федерации / Я. М. Николаева, А. В. Давыдова // Новеллы права, экономики и управления 2022: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Гатчина, 25 ноября 2022 года. Том 2. – Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2023. – С. 432-436.
17. Соколов, О. С. Теоретические аспекты регулирования занятости населения / О. С. Соколов // Путеводитель предпринимателя. – 2023. – Т. 16, № 1. – С. 74-79.
18. Трофимова, В. В. Понятие и принципы правового регулирования занятости населения / В. В. Трофимова, М. Г. Круталевич // Мировая наука. – 2023. – № 10(79). – С. 88-91.
19. Годовой отчет по исполнению государственной программы «Содействие занятости населения Нижегородской области» в 2022 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://czn.nobl.ru/activity/2019/?ysclid=lpefkbx248267449710 (дата обращения 25.11.2023).
20. Правительство нижегородской области / Официальный сайт. – Режим доступа: https://nobl.ru/.
21. Управление по труду и занятости населения Нижегородской области / Официальный сайт. – Режим доступа: https://czn.nobl.ru/.