Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. У детей дошкольного возраста игра – есть ведущий вид деятельности. В игре ребёнок удовлетворяет все свои потребности, в движении, общении, познании, самореализации и др. Игра при этом является эффективным средством формирования личности дошкольника. В игре реализуется потребность ребёнка воздействия на мир. Достаточно велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка. В ходе игры он учится и социализируется.
Наиболее важной задачей в современной образовательной среде ДОУ является развитие творческой деятельности и творческих способностей дошкольников, а также развитие их познавательной деятельности. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе игровых. Педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике ДОУ. Игровые технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность детей, но и разнообразить формы и методы воспитательного процесса. Игровые технологии повышают творческую активность и развивают творческие способности дошкольников. Занимательность игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность ребёнка по усвоению или закреплению той, или иной информации. Эмоциональные действия игры активизируют психические процессы старшего дошкольника. Именно в игре дети общаются с другими детьми и формируют свои личностные качества, которые в дальнейшем позволяют им осуществлять продуктивные коммуникации с социумом.
Развитием коммуникативных способностей детей в ходе игровой деятельности занимались учёные и исследователи Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Г.И Щукина и др. Проблемы реализации игровой деятельности в ходе совместных учебных занятий рассматривали П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко и др.
Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение ребёнком детских видов деятельности, ведущей из которых является игровая деятельность. Игра является самоценной формой активности старшего дошкольника. О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова и др., писали о том, что своевременное развитие игровой деятельности и достижение каждым ребёнком личных творческих результатов является особенно важным. Б.Г. Ананьев, В.В. Горшкова, М.С. Каган и др., писали о возможности продуктивного общения в игре и достижения в ней высоких результатов.
Период пребывания детей в дошкольной образовательной организации является чрезвычайно значимым для формирования их здоровья, выявления творческого потенциала, интенсивного развития способностей и формирования коммуникационного потенциала. Если все эти условия пребывания в ДОУ выполняются, в этом случае речь идёт о развивающей психологически комфортной среды для каждого воспитанника.
Понятие психологически комфортной и безопасной среды в психолого- педагогической литературе рассмотрено достаточно подробно. Что касается практики, педагогам не всегда удаётся найти оптимальные дидактические и методические материалы, которые могли бы способствовать развитию психологической комфортной среды в ДОУ, которая позволила бы формировать оптимальные коммуникации между воспитанниками. Именно к этому должна стремиться каждая образовательная организация.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативные процессы между воспитанниками в ДОУ.
Предмет исследования: формы и методы развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в игровой деятельности.
Задачи:
1. Провести анализ понятия развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику развития детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть особенности организации игровой деятельности старших дошкольников
4. Описать организационно-педагогические условия развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в игровой деятельности.
5. Предложить методические рекомендации по развитию дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в игровой деятельности.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, беседа, анкетирование, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников в игровой деятельности
1.1. Анализ понятия развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников
В иерархии потребностей каждого человека основной потребностью является безопасность и определённый комфорт. Без этого невозможна самореализация личности. Любая дошкольная организация обеспечивает безопасность и комфорт своим воспитанникам. Общение детей со своими сверстниками и с взрослыми также должны приносить детям положительные эмоции и чувство удовлетворённости.
Это, прежде всего, можно рассматривать как совокупность определённых факторов, которые работают на успешную социализацию детей. Вопросы социального общения и комфортной образовательной среды рассматривали исследователи В. Бронфенбеннер, К. Роджерс и др. Когда детям нравится посещать детский сад, нравится играть и общаться со сверстниками, в этом случае можно говорить о том, что у ребёнка установились дружеские отношения с другими детьми, как со сверстниками, так и с взрослыми [12].
Дружеские взаимоотношения дошкольников – это отношения, которые основаны на взаимной симпатии, а также, общих интересах и увлечениях детей.
Именно в детском возрасте закладываются отношения взаимодействия с другими людьми. Опыт общения со сверстниками в ДОУ позволяет ребёнку много общаться, коммуницировать, что позволяет говорить о его социализации. Такого рода опыт можно назвать фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Это во многом определяет особенности будущего самосознания и самопонимания субъекта. Дружеские отношения дошкольников складываются благодаря социальной потребности каждого ребенка в общении с другими людьми. Детям нравится играть друг с другом, помогать друг другу и др. Дети учатся друг друга понимать, что позволяет говорить о нравственном аспекте развития личности дошкольника. В этом возрасте ребёнок чаще всего подражает взрослым и формы поведения он демонстрирует те, которые знакомы ему самому. В ДОУ возможности общения увеличиваются и у ребёнка расширяется круг общения. Далеко не со всеми детьми получается некоторым установить дружеские отношения. Некоторые дети бывают необщительны, и не всегда у них получается вместе играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами и др.
Некоторые дети ведут себя агрессивно по отношению к другим детям, и задача педагога работать с такими детьми особо. Задача дошкольной организации по формированию дружеских взаимоотношений является очень важной. Дошкольный возраст характеризуется избирательным отношением к сверстникам. В этом возрасте у детей не бывает длительных дружеских объединений. Часто случается так, что объекты дружбы меняются, но это не мешает детям быть доброжелательными и миролюбивыми.
Тем не менее, этот период дружбы важен и необходим, поскольку именно из него в дальнейшем выстраиваются многие продуктивные средства коммуникации. Дошкольники в ДОУ не просто приятно общаются друг с другом. Они вместе принимают активное участие в играх, вместе активно работают на занятиях, участвуют в различных полезных мероприятиях. Из этих дружеских отношений в дальнейшем могут вырасти осознанные дружеские привязанности. Начиная с общения в ДОУ, дети объединяются в различные группы. Это часто происходит при совместной игре, уборке территории или в игровой комнате, в процессе совместных дел на прогулке и др. Чаще всего это проявляется именно в процессе игры детей.
В дружбе старших дошкольников значительную роль играет моральные качества сверстника. Детей объединяют общие интересы к тому, или иному виду деятельности. Дети знают, что те, с кем они общаются дают высокую оценку их дружбе. Дети ждут этих оценок, как от взрослых, так и от своих сверстников. Для детей очень важно личное отношение к ним тех, с кем они стремятся общаться. Если ребенок постоянно выражает положительное отношение к своему сверстнику, то, они подружатся [20].
Все эти навыки формируются в дружбе, а затем оказываются не менее востребованными в любых иных отношениях. Взрослые при этом могут наглядно показать преимущества партнерских установок, мы идем навстречу друг другу, уступаем партнеру, чтобы вместе сделать гораздо больше, нежели поодиночке. Несомненно, что в этом случае развивающая среда ДОУ позволяет детям успешно коммуницировать друг с другом.
Исследователи выделяют следующие структурные компоненты
развивающей образовательной среды:
-физическое окружение;
- человеческие факторы;
-программа обучения как социальная часть среды;
-информационная, соматическая и предметная;
-пространственно-семантическая;
-коммуникационно – организационная.
Во всех этих процессах центральной является психологическая составляющая. Прежде всего – это взаимоотношения всех участников процесса взаимодействия субъектов. От психологического климата в группе будет зависеть возможность удовлетворения детей в продуктивном общении [4]. Основное условие для личностного роста ее участников подавляющее большинство исследователей и учёных рассматривают психологически безопасную воспитательную среду, которую обеспечивают педагоги.
Сюда также можно отнести окружающие субъекта, общественные, материальные и духовные условия. Все эти условия должны положительно влиять на ребёнка, на его здоровье, физическое и психическое. В дошкольном учреждении развивающая и воспитывающая среда относится к многоаспектным и сложным педагогическим явлениям. Эти явления характеризуются качественными и количественными показателями. Развивающая среда в ДОУ представляет собой некую совокупность сред, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Как минимум здесь рассматривают два уровня сред:
1. На уровне индивидуальной деятельности педагога. Среда профессионального функционирования педагога.
2. На уровне деятельности самой образовательной организации. Это педагогическая среда ДОУ.
Формирование развивающей и воспитывающей среды как системы должно помогать обнаружению и развитию способностей детей, в том числе, способность продуктивного общения. Любой процесс должен выстраиваться на основании их интересов и природных задатков. К примеру, к условиям создания психологически безопасной образовательной среды для часто болеющего ребенка относят доброжелательные взаимоотношения, со стороны всех участников процесса взаимодействия. Сюда входят внимание и уважение, психологическая поддержка, доверие друг к другу [7].
Автор М.С. Мириманова рассматривает образовательную среду как систему условий и влияний, необходимых для социального развития личности. Образовательная среда, несомненно, является частью социальной и жизненной среды человека. В образовательной среде важность изучения психологической безопасности личности определяется тем, что образовательные организации могут выстраивать свою систему безопасности через воспитание и обучение. Под безопасностью понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества от внешних и внутренних угроз.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.К. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка [Текст] / В.К. Абраменкова. – М.: Яуза, Эксмо.- Лепта Книга, 2016. – 640 с.
2. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2018. – No 11. – С. 54-57.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2018. – No 9. – С. 65-69; No 8 – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2018. – No 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г. А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. – 288 с.
7. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. – 2010. – No 2. – С. 3-9.
8. Давыдова, В.М. Через игру к социализации личности [Текст] / В.М. Давыдова // Воспитание школьников. – 2011. – No 9. – С. 30-32.
9. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
10. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
11. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. – 2017. – No 6. – С. 5-9.
12. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2012. – No 5. – С. 13-17.
13. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
14. Комарова, Н.Ф. Диагностика игры детей [Текст]: методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. – Н-Новгород: НГПИ им. Горького, 2012. – 21 с.
15. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Т.С. Комарова, И. И. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 231 с.
16. Лазуко, О.А. Социализация младших школьников в игровой деятельности: теоретический аспект [Текст] / О.А. Лазуко // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2006. – С. 149-150.
17. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. – Мн., 2007. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
18. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М., 2009. – 214 с.
19. Михайленко, Т М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
20. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С.А. Мухина, А. А. Соловьева. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.
21. Пастюк, О.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка [Текст] /О В. Пастюк, И.А. Бережнова, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное вос- питание. – 2013. – No 11. – С. 35-42.
22. Пенькова, Л.А. Развитие игровой активности дошкольников [Текст]:
монография / Л.А. Пенькова, З.П. Коннова. – М.: Дрофа, 2011. – 234 с.
23. Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников [Текст] / О.К. Репина // Психологическая наука и образование. –2006. – No 2. – С. 55-69.
24. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – No 1. - Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8172 (дата обращения: 07.12.2023).
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ No 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 07.12.2023).