Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в необходимости правого регулирования договоров, которые в настоящее время заключаются в боль-шом количестве.
Для этого следует описать различные виды договоров и выявить их осо-бенности. Изучение данной темы даст возможность определить пути защиты прав и интересов сторон договора купли-продажи.
Стремительное развитие информационных и коммуникационных техно-логий, воплотившееся в формирование глобальной компьютерной сети Ин-тернет, обогащает существующие приемы и методы ведения маркетинга, фор-мирует новую среду взаимодействия покупателя и продавца.
Договор представляет собой одну из древнейших правовых конструкций. В современных условиях имущественные отношения преобладают над всеми другими общественными отношениями. Связано это с демократизацией раз-личных сфер общественной жизни России и развитием рыночной экономики. Поэтому на сегодняшний день возросла роль договора купли-продажи как метода правового регулирования отношений гражданского оборота.
Многообразие общественных и экономических отношений может полу-чить разнообразную имплементацию. Универсальной имплементацией можно считать Всемирную торговую организацию (ВТО). Основой любой ее формы является договор, назначением которого является обеспечение эффективного обмена ресурсами и благами.
В таких условиях договор дает возможность потреблять материальные блага не только собственникам, но и другим участникам гражданско-правовых отношений.
В процессе исследования нами были изучены работы различных авторов, таких как: Байдужа Д.Е., Брызгалин А.В., Королёва М.В., Денисенко В.Ю., Зимулькин М.И., Калганова А.В., Козлова Л.А., Плотникова С.Н., Корчагин А.Г., Майер А.Д., Левандовский А.Н., Винников А.П., Ложкина В.И., Муссо-ва Р.М., Журавлева Е.П., Обухов В., Охлопков А.С., Пискунова А.А., Рахма-нова А.Е., Старцева Е.В., Муталлапов Р.Н., Федорова О.С., Путилова М.Ю., Филимонова А.Ю., Харалгина О.Л., Вятчинова Т.И., Яковлев Е.А.
Несмотря на обилие проведенных исследований, тема не была объектом изучения специальной литературы, т.е. не были обнаружены интегрирующие работы, которые бы объединяли всю информацию по этой теме и делали об-щий вывод.
Объект – ООО «Артимо». Предмет – договоры и их виды, как одна из форм организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами.
Цель – выявить особенности договоров и их видов, как форм организа-ции коммерческой деятельности по работе с контрагентами.
Задачи:
- провести теоретическое исследование основ форм организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами;
- определить понятие и сущность видов договоров в коммерческой деятельности;
- привести классификацию договоров в коммерческой деятельности;
- провести анализ организации договорной деятельности на примере ООО «Артимо»;
- провести анализ коммерческой деятельности предприятия;
- исследовать исполнение договора сторонами;
- проанализировать заключение дистанционных договоров.
Информационно правовой базой являются учебники, учебные пособия, монограммы, электронные ресурсы по исследуемой теме, отечественные и за-рубежные авторы, нормативно-правовые акты РФ.
1. Теоретические основы исследования форм организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами
1.1. Понятие и сущность видов договоров в коммерческой деятельности
По договору купли-продажи товара продавец, осуществляя предприни-мательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного или иного по-требления, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Виды договора розничной купли-продажи:
- продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара (ст. 497 ГК РФ) ;
- продажа товаров с использованием автоматов (ст. 498 ГК РФ) ;
- продажа с условием принятия товара (покупателем) в определен-ный срок (ст. 496 ГК РФ) ;
- продажа с условием доставки товара покупателю (ст. 499 ГК РФ) ;
- договор найма-продажи (ст. 501 ГК РФ) .
Перечисленные виды не исчерпывают всех особенностей договора роз-ничной купли-продажи, совершаемых на практике. К последним, в частности, можно отнести продажу:
- путем самообслуживания;
- с оплатой в кредит;
- товар на аукционе;
- товар по конкурсу;
- товар по договору комиссии .
Договор в электронной форме может быть заключен путем обмена элек-тронными документами, позволяющими установить автора документа. В се-тевом договоре должны содержаться следующие условия:
- процедуру (технологию) его заключения и др.
Требования к сетевому стандартны – в договоре недвусмысленно фикси-руется волеизъявление сторон о заключении сделки на русском языке и пред-ставлены в форме, доступной для восприятия лицом, не обладающим специ-альными знаниями .
Категория «сетевой договор» наиболее полно отражает суть электронных сетевых обменов, является равнозначной и без потери смысла переводится на другие языки .
Рассмотрим понятие сетевого договора в узком и широком смысле.
В широком смысле сетевой договор это соглашение двух и более лиц, направленное на установление, изменение и прекращение прав и обязанно-стей, вытекающее из деятельности субъектов с использованием сетей различ-ной природы на основе принципов равенства сторон и приоритета интересов потребителей информации .
В узком смысле под сетевым договором понимается обязательство, определяющее субъективные права и обязанности договорных контрагентов в сфере электронного документооборота (торгового оборота) .
Сетевой договор позволяет реализовать бизнес-программы организации, осуществлять прогнозирование и последующую стратегия в том или ином сегменте рынка.
Сделка в Интернете может включать в себя несколько видов договоров:
1) предварительные договоры с целью заключить в дальнейшем основ-ной договор;
2) основной (сетевой) договор;
3) дополнительные и (или) вспомогательные договоры, заключаемые для надлежащего выполнения или во исполнение основного .
Считаем, что данное положение неприменимо к традиционным, физиче-ским товарам, поскольку электронные витрины, на которых размещено опи-сание товара, не могут быть признаны местом его продажи, за исключением случаев, когда товары (или услуги) представлены в цифровой форме.
Если детально растолковать Правила продажи товаров дистанционным способом, становится ясно, что продажа имеет место быть тогда, когда дого-вор уже заключен (во всяком случае, данное определение не включает в себя, в качестве составляющей, фактическую передачу товара).
Департамент налоговой политики Минфина России дает разъяснение, что «помещение офиса организации, где размещены компьютеры с выходом в Ин-тернет и осуществляется сбор заказов и содействие в доставке продаваемых товаров» не может рассматриваться в качестве места совершения сделок куп-ли-продажи .
Прежде всего, данный подход базируется на том, что в налоговом зако-нодательстве место совершения продажи товара (реализации товара) - место, где произошел переход права собственности на товар .
И поэтому в данном случае продажа товара – заключение и реализация договора купли-продажи .
Из этого некоторые авторы делают вывод, что интернет-страница не яв-ляется местом заключения договора купли-продажи, что вполне логично: за-каз товара через интернет-магазин предполагает временной разрыв между за-ключением и исполнением договора, что, в свою очередь, влияет на переход права собственности на товар.
Более того, трудно даже представить, что в соответствии с российским законодательством офертой может признаваться как предложение, содержа-щее все существенные условия договора, так и предложение их не содержа-щее. Обозначение предложения о продаже товара на веб-сайте в качестве публичный оферты нашло поддержки далеко не во всех европейских странах.
Вывод: решение вопроса о характеристики продажи товара на веб-сайте отдается на усмотрение национального законодательства государств - членов ЕС. Российский подход на фоне Европейского выглядит неоправданно суро-вым.
1.2. Классификация договоров в коммерческой деятельности
Существенными условиями договора розничной купли-продажи являют-ся наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ) и его цена («цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи» - п. 2 ст. 494 ГК РФ) .
Если договор заключается в рассрочку (что в сфере электронной ком-мерции встречается не так часто), то к перечисленным существенным услови-ям добавляются еще и условия о порядке, размере и сроках платежей (п. 1 ст. 489 ГК РФ).
Поэтому публичная оферта представляет собой любое предложение то-вара в интернет-магазине, содержащее наименование товара и стоимость за единицу, если в качестве контрагента выступает потребитель.
Поэтому следует ответить на следующий вопрос: может ли применяться п. 2 ст. 494 ГК РФ о признании публичной офертой выставления товара в витрине или в ином месте продажи в отношении товаров, продаваемых на веб-сайтах интернет-магазинов?
При положительном ответе предложение товара к продаже в интернет-магазине представляет собой публичную оферту, хотя и отсутствуют суще-ственные условия.
В судебной практике существуют случаи, когда где суды применяют по-нятие «витрина» по отношению к веб-сайту с интернет-магазином и п. 2 ст. 494 ГК РФ к случаям размещения товара на сайте интернет-магазина со сле-дующим выводом: размещенные в сети Интернет каталоги товаров являются публичной офертой для заключения договора купли-продажи .
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Андреев В.К. Об усилении публичных начал в правовом регули-ровании предпринимательства // Государство и право. 2023. № 4. С. 175-179.
3. Байдужа Д.Е. Порядок внесения исправлений в счета-фактуры и первичные учетные документы, оформляющие расчеты между контрагентами // В сборнике: Бухгалтерский учет, анализ и аудит: прошлое, настоящее, бу-дущее. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции . Под редакцией Т.М. Кузьминой. Новосибирск, 2021. С. 77-80.
4. Брызгалин А.В., Королёва М.В. Приостановление ВНП и истребо-вание документов в один день // Налоги и финансовое право. 2021. № 2. С. 121-125.
5. Денисенко В.Ю. Разработка алгоритма автоматизации при форми-ровании карточки договорного документа // Экономические науки. 2020. № 184. С. 66-70.
6. Джинджолия К.К. Изменение и прекращение договора коммерче-ской концессии и комплексной предпринимательской лицензии в государствах - членах евразийского экономического союза в контексте развития legaltech технологий / В книге: Семейный бизнес & LegalTech: научные решения для профессиональной предпринимательской деятельности. Московский государ-ственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Москва, 2023. С. 420-431.
7. Джинджолия К.К. Правовая природа и применение коммерческой концессии и франчайзинга в государствах-членах Евразийского экономиче-ского союза / В книге: Наука и новации: современные проблемы права. Моно-графия. Отв. редакторы А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева. Москва, 2023. С. 90-101.
8. Джинджолия К.К. Франчайзинг как форма ведения семейного бизнеса в странах - участницах Евразийского экономического союза // В кни-ге: Семейный бизнес & качество правовой среды. Москва, 2023. С. 376-392.
9. Документооборот // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2021619905, 18.06.2021. Заявка № 2021619225 от 18.06.2021.
10. Зимулькин М.И. Процедурно-процессуальные аспекты истребова-ния налоговыми органами документов у контрагентов налогоплательщиков // Евразийский юридический журнал. 2020. № 2 (141). С. 246-248
11. Зимулькин М.И. Эволюция правоприменительного подхода при проверке законности действий должностных лиц налогового органа по истре-бованию документов у контрагентов налогоплательщика // В сборнике: Эво-люция российского права. Материалы XVIII Заочной международной науч-ной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет. 2020. С. 213-214.
12. Исследование системы gdcloud для работы с документами элек-тронного досье контрагентов / Шмелев П.Ю., Файзрахманов Р.А., Архипов А.В. // В сборнике: автоматизированные системы управления и информацион-ные технологии. Материалы всероссийской научно-технической конференции. В двух томах . Пермь, 2020. С. 289-294.
13. Калганова А.В. Возможности и проблемы программных продук-тов при сверке с контрагентами // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 12 (39). С. 226-229.
14. КИС СЭД. Очередь 3 // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2020613907, 24.03.2020. Заявка № 2020612718 от 12.03.2020.
15. Козлова Л.А., Плотникова С.Н. Управление оптовыми продажами в современных автоматизированных системах управления // Управленческий учет. 2021. № 4-1. С. 50-55.
16. Колесников М.А. Защита прав человека в практике международ-ного коммерческого арбитража // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2023. № 6. С. 168-172.
17. Корчагин А.Г., Майер А.Д. Исследование внутренних документов при предварительной проверке контрагента // Молодой ученый. 2020. № 27 (317). С. 279-282.
18. Левандовский А.Н., Винников А.П. Автоматизированная система электронного документооборота "ФГК-портал" // Свидетельство о регистра-ции программы для ЭВМ 2021619289, 08.06.2021. Заявка № 2021618419 от 01.06.2021.
19. Личный кабинет контрагента / Титова С.В., Шлапак А.Д., Мирсае-тов С.О. // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019612441, 19.02.2019. Заявка № 2019611159 от 07.02.2019.
20. Ложкина В.И. Организация межкорпоративного обмена электрон-ными документами между контрагентами через сервис обмена SYNERDOCS // В сборнике: информационные технологии в науке, промышленности и обра-зовании. Сборник трудов Всероссийской научно-технической конференции. отв. ред. К. Ю. Петухов. 2019. С. 268-274.
21. Маслов К.А. К вопросу о правовом регулировании договора ком-мерческой концессии: законодательство российской федерации и зарубежных стран // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № S1.
22. Муссова Р.М., Журавлева Е.П. Использование СЭД в бухгалтер-ском учете // В сборнике: Цифровая трансформация в технике, обществе и экономике. сборник статей международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 18-19.
23. Обухов В. Система управления корпоративным контентом "Эниг-ма" // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2021681000, 16.12.2021. Заявка № 2021680508 от 10.12.2021.
24. Охлопков А.С. Влияние электронного документооборота на тран-сакционные издержки фирмы при взаимоотношениях с контрагентами // В сборнике: развитие и взаимодействие реального и финансового секторов эко-номики в условиях цифровой трансформации. материалы Международной научно-практической конференции. Оренбург, 2021. С. 817-827.
25. Пономарева Н.В. О предмете договора коммерческой концессии // Юристъ-Правоведъ. 2023. № 2 (105). С. 160-166.
26. Программа распознавания печатей в скан-копиях документов и извлечения значимых реквизитов контрагентов / Гудков П.Г., Вартанян А.С., Рекарчук А.М. // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2023663841, 28.06.2023. Заявка № 2023662851 от 20.06.2023.
27. Рахманова А.Е. Ознакомление с учредительными документами контрагента как способ защиты от оспаривания сделки // В сборнике: Тради-ции и новации в системе современного российского права. Материалы XXII Международной научно-практической конференции молодых ученых. В 3-х томах. Москва, 2023. С. 185-186.
28. Система "ВЕДОК" // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019661326, 27.08.2019. Заявка № 2019616989 от 17.06.2019.
29. Система контроля статусов обработки первичных документов в модуле акта сверки взаиморасчетов с контрагентом / Цибанов Ф.В., Молотков С.Б., Буданцев С.С., Сорокина Е.М. // Свидетельство о регистрации програм-мы для ЭВМ RU 2019661625, 04.09.2019. Заявка № 2019660419 от 26.08.2019.
30. Система подписания документов / Козырев П.В., Дегтева Е.В., Мезенцева Д.Г., Стегарь М.С., Анучкин Д.Д., Прищепина С.В., Пироженко И.В. // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2023662603, 09.06.2023. Заявка № 2023661422 от 02.06.2023.
31. Система управления документами и задачами "Тезис" (версия 4.2.4) // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019666024, 04.12.2019. Заявка № 2019664961 от 22.11.2019.
32. Старцева Е.В., Муталлапов Р.Н. Программный модуль обмена юридически значимыми документами с контрагентами в системе электронно-го документооборота // Информационные технологии. Проблемы и решения. 2022. № 1 (18). С. 76-80.
33. СУДЗ "Тезис". Шлюз с Диадок // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019666102, 04.12.2019. Заявка № 2019664847 от 19.11.2019.
34. Тагаева С.Н. Раздел имущества индивидуального предпринимате-ля как субъекта брачного правоотношения / В книге: Семейный бизнес в пра-вовом пространстве России. Монография. Отв. редакторы И.В. Ершова, А.Н. Левушкин. Москва, 2023. С. 248-256.
35. Федорова О.С., Путилова М.Ю. О законности выставления требо-вания о представлении документов (информации) // Налоги и финансовое право. 2021. № 5. С. 151-153.
36. Филимонова А.Ю. Проблемы электронного документооборота в предпринимательских отношениях // В сборнике: развитие современной юриспруденции: актуальные вопросы теории и практики. сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 82-84.
37. Харалгина О.Л., Вятчинова Т.И. Электронный документооборот // Налоги и финансовое право. 2021. № 6. С. 104-117.
38. Эстерлейн Ж.В., Салтрукович Н.Е. Коммерческая и банковская тайны и способы их защиты // В сборнике: гуманитарные и социально- эконо-мические дисциплины: современные тенденции развития. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции . Пермь, 2023. С. 246-250.