Фрагмент для ознакомления
2
Раздел 1. Теоретические аспекты адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО
1.1 Проблема адаптации детей к ДОО в психолого-педагогической литературе
Адаптация как объект исследования рассматривается в рамках различных наук – физиологии, философии, социологии, педагогики психологии.
Впервые понятие «адаптация» было использовано в работах по физиологии, его ввел в научных оборот Г. Ауберт. Данным термином он определил возможности приспосабливаться кожного анализатора к действию внешних факторов (раздражителей), в результате чего изменялся характер чувствительности. Понятие «адаптация» было взято из латинского языка, что в переводе означает «приспособляю» (adapto) [1].
В дальнейшем адаптация в биологии стало рассматриваться как способность организма приспосабливаться к изменениям под влиянием внешних (факторы среды) и внутренних (функции органов) воздействий. Формулой адаптации организма стало положение «стимул – реакция» как возможность приспосабливаться и изменять функции в результате воздействия различных раздражителей.
Как реакцию приспособления организмов к условиям среды обитания рассматривал адаптацию Ч. Дарвин, которые в своей работе «Происхождение видов путем естественного отбора» подчеркивает роль адаптации как способа постоянного изменения и эволюции живых организмов. Благодаря адаптации они находятся в постоянном развитии и изменении. Без адаптации невозможна эволюция и развитие живых организмов [3].
В философии адаптация понимается как особая форма отражения внешнего мира посредством внутренней активности и реакции на его воздействие. Адаптация рассматривается в нескольких аспектах – как способ приспособления к условиям внешней среды, как возможность изменения и саморазвития, как средство познания. Из философии и физиологии понятие адаптации приходит в сферу гуманитарных наук о человеке – в социологию, педагогику и психологию. Благодаря адаптации человек учится функционировать в обществе, приспосабливаться к условиям различных сфер общественной жизни, взаимодействовать с другими людьми [5].
В педагогике адаптация рассматривается в аспекте приспособления детей к новым условиям обучения и воспитания, к условиям образовательной организации, к используемым формам, методам и средствам обучения. Приспособление происходит в процессе принятия новых норм, правил, требований, целей деятельности, в результате чего происходит согласование требований и ожиданий среды по отношению к обучающимся и их потребностей и способностей [9].
Т.Ю. Кузнецова считает, что адаптация является важным компонентом в системе педагогической деятельности, так как она направлена на создание благоприятных условий, способствующих освоению учебного материала детьми, поддержанию их физического и психического здоровья, успешной социализации [7].
Т.А. Павленко рассматривает адаптацию с точки зрения приспособления детей к условиям образовательной организации. Адаптация – это процесс активного приспособления, то есть ребенок изменяет свое поведение в новых условиях и требованиях со стороны педагогов [16].
Т.Г. Каменюк, О.В. Чикмарева рассматривают адаптацию детей как процесс, проявление и результат. Адаптация как процесс включает в себя возможность ребенку приспособиться к условиям образовательного учреждения на протяжении определенного промежутка времени. В ходе процесса адаптации вырабатываются приспособительные механизмы, позволяющие успешно действовать в новых условиях образовательной среды.
Адаптация как проявление рассматривается через комплекс внешних реакций, которые показывает ребенок в процессе приспособления к условиям образовательного учреждения. Данные реакции включают в себя особенности общения с другими людьми, характер взаимодействия в различных видах деятельности, эмоции и реакции на происходящие события, особенности поведения. Данные реакции показывают, насколько комфортно ребенку в новых для него условиях. Если эмоции положительные, ребенок проявляет активность, самостоятельность, стремится к взаимодействию с другими людьми, то можно говорить об успешности процесса адаптации. И наоборот, негативные эмоции, трудности коммуникации говорят, что процесс адаптации затягивается либо идет с трудом, что требует со стороны педагогов создания условия для психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Адаптация как результат показывает, насколько успешно ребенок приспособился к новым условиям, как он научился действовать в новой среде. Результат адаптации – благоприятное развитие ребенка, успешность его физического, социального и психического развития в соответствии с возрастными нормами. Успешность адаптации оценивается по внешним показателям общения, деятельности, поведения [4].
В.И. Кириллова отмечает, что адаптация детей позволяет им чувствовать себя естественно, комфортно, дает возможность проявить свои возможности и способности. Если ребенок успешно адаптируется к условиям дошкольной образовательной организации, то воспитательный процесс будет наиболее продуктивным. В этом случае адаптация выступает и как процесс, и как результат приспособления детей к новым условиям, которые создают педагоги. Успешная адаптация повышает эффективность и качество образовательного процесса и освоения образовательной программы [5].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Воронина М. В. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / М. В. Воронина // Вестник научных конференций. – 2023. – № 1-4 (89). – С. 35–37.
2. Глебов В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 11. – С. 116–120.
3. Гудкова А. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада / А. С. Гудкова // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. – Нижний Новгород, 2017. – С. 71–73.
4. Каменюк Т. Г. Формы и методы работы с родителями детей раннего возраста, в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ / Т. Г. Каменюк, О. В. Чикмарева // Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование : сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2018. – С. 52–55.
5. Кириллова В. И. Особенности социально-педагогического проектирования процесса социальной адаптации детей раннего возраста в ДОО / В. И. Кириллова // Студенческий. – 2020. – № 20-2 (106). – С. 70–73.
6. Колотилина Н. Н. Модель организации работы инструктора по физической культуре в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста / Н. Н. Колотилина // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 3. – С. 28–30.
7. Кузнецова Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / Т. Ю. Кузнецова // Вестник науки. – 2023. – Т. 2. № 1 (58). – С. 112–122.
8. Лисина М. И. Общение ребенка со взрослым как деятельность / М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 2015. – 76 с.
9. Маралова Е. А. Развитие социализации детей в условиях детского сада / Е. А. Маралова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 8. – С. 13–15.
10. Меринова Н. А. Влияние дошкольных форм обучения и воспитания «на дому» на адаптацию детей раннего возраста / Н.А. Меринова // Наукосфера. – 2022. – № 6-1. – С. 133–137.
11. Мильковская И. Ю. Особенность периода адаптации в дошкольной образовательной организации для детей раннего возраста / И. Ю. Мильковская, Д. С. Евтушенко // Вестник ВИЭПП. – 2022. – № 1. – С. 30–36.
12. Мингалева Л. А. Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к условиям детского сада / Л. А. Мингалева // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 10. – С. 56–60.
13. Мокрогузова Т. В. Адаптация ребенка к ДОО / Т. В. Мокрогузова // Логопед. – 2013. – № 10. – С. 78–84.
14. Николаева П. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО / П. В. Николаева // Студенческий. – 2022. – № 32-1 (202). – С. 45–46.
15. Ночевко Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации / Н. В. Ночевко // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2021. – № 3. – С. 80–83.
16. Павленко Т. А. Развитие привязанности и особенности организации адаптации детей раннего возраста к детскому саду / Т. А. Павленко // Детский сад от А до Я. – 2021. – № 3 (111). – С. 4–12.
17. Попова Е. И. Игры-антистресс – эффективный механизм успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / Е. И. Попова // Научный альманах. – 2021. – № 11-3 (85). – С. 77–79.
18. Попова Е. И. Использование игровых технологий «тактильный мир» для успешной адаптации детей раннего возраста / Е. И. Попова Научный альманах. – 2022. – № 3-1 (89). – С. 138–140.
19. Радаева Ю. Д. Экспериментальное исследование влияния театрализованной деятельности на процесс адаптации детей раннего возраста к ДОУ / Ю. Д. Радаева // Вестник науки. – 2023. – Т. 5. № 1 (58). – С. 98–110.
20. Савицкая Е. М. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению / Е. М. Савицкая, С. М. Гордеева // Артемовские чтения : материалы X Международной научной конференции ; редколлегия : Л. В. Лысогорова, С. П. Зубова, Н. И. Вьюнова, Н. Г. Кочетова. – Самара, 2018. – С. 390–396.
21. Тимофеева Л. Л. Проблема адаптации к ДОУ детей раннего возраста / Л. Л. Тимофеева, О. В. Бережнова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 7. – С. 6–10.
22. Тихонович Т. Ю. Игровые технологии в адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации / Т. Ю. Тихонович // Психология и педагогика детства : о ценностях современного образования. – Красноярск, 2023. – С. 139–147.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Сфера, 2020. – 96 с.
24. Хамраева З. М. Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям внешнего мира / З. М. Хамраева // Молодой ученый. – 2022. – № 7 (402). – С. 217–219.
25. Шайдуллина Р. М. Организация педагогического взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего дошкольного возраста в детском саду / Р. М. Шайдуллина // Актуальные исследования. – 2023. – № 5 (135). – С. 156–158.