Фрагмент для ознакомления
2
1. Характеристика самостоятельной работы учащихся в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС
Осмысление проблемы организации самостоятельной работы школьников на уроках русского языка происходит в контексте понятий самоконтроль, самостоятельная работа и самостоятельная деятельность. В современной образовательной среде самостоятельной работе школьников придают большое значение на всех уроках без исключения. Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учеников. Самостоятельная работа направлена на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное время. В процессе самостоятельной работы осуществляется поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование умений и навыков, обобщение и систематизация знаний [15].
Самостоятельная работа школьников в рамках учебно – воспитательного процесса – это учебная работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя. Но выполняется эта работа по заданию педагога и в специально предоставленное для этого время. Школьники стремятся сознательно достигнуть поставленной в задании цели, прилагая к этому определённые усилия. Этот вид деятельности чрезвычайно важен. Изучением вопроса формирования учебной самостоятельной деятельности занимались учёные К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, Г.И. Щукина и др. [13]. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой из образовательной ступени школы устанавливает требования к личностным результатам школьников, освоивших основную образовательную программу. Таким личностным результатом является развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности [2].
К.Д. Ушинский считал, что лишь самостоятельная работа субъекта создает условия для глубокого овладения знаниями. Педагоги практики всегда считали, что на уроке учащиеся должны работать по возможности самостоятельно. Учитель руководит их работой и направляет её в нужное русло. Самостоятельная работа – это, прежде всего, решение какой-либо учебной задачи. С другой стороны – это форма проявления соответствующей учебной деятельности, при которой задействованы память, мышление, творческое воображение и др.
Самостоятельная работа – это специфический вид учебно-познавательной деятельности, или сочетание нескольких видов. С точки зрения организации самостоятельная работа может быть фронтальной. В этом случае все ученики выполняют одно и то же задание. Самостоятельная работа может быть реализована при работе в группе. Для выполнения учебных заданий учащиеся разбиваются на небольшие группы; парной; индивидуальной.
Р.А. Низамов определяет самостоятельную работу как разнообразные виды индивидуальной и групповой познавательной деятельности учеников, осуществляемой ими на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время [19].
А.М. Лушников считает, что назначение самостоятельной работы заключается в том, чтобы с помощью индивидуального поиска углубить и конкретизировать свои знания. При этом можно проявить творческий подход к изучаемой проблеме, получить навыки работы с книгой, проанализировать текст, систематизировать изученный материал и др. Самостоятельная работа - это хороший способ для выполнения учебного исследования. В ходе самостоятельной работы можно решать творческие задачи, решать актуальные проблемы, разрабатывать проекты и исследования и др.
По мнению Коджаспировой Г.М, самостоятельная учебная работа – это такой вид деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика. Это имеет отношение ко всем структурным компонентам урока, от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции.
Самостоятельная учебная работа – это средство формирования познавательных способностей учащихся. П.И. Пидкасистый писал, что самостоятельная работа выступает в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью школьников. Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели.
Это могут быть следующие виды работы:
-поиск знаний;
-его осмысление;
- закрепление полученного знания;
-формирование и развитие умений и навыков;
-обобщение и систематизация знаний.
При выполнении самостоятельной работы учениками, в каждой конкретной ситуации усвоения присутствует соответствующая дидактическая цель. При этом у школьника, на каждом этапе его деятельности обеспечивается некоторый заданный объем и уровень знаний, навыков и умений. У школьников при этом вырабатывается соответствующая психологическая установка на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации [21].
Ш.И. Ганелин под самостоятельной работой понимает задания учителя, которые рассчитаны на выполнение конкретного задания, требующего со стороны ученика известного умственного напряжения и самостоятельной мыслительной активности. Такие задания учитель выдаёт для лучшего восприятия и осмысления новых знаний и для выработки и совершенствования умений и навыков самостоятельной работы.
Для школьников рекомендуют использовать следующие виды самостоятельной работы:
-чтение параграфа;
-нахождение главной мысли;
- заполнение таблицы;
-разработка схемы;
-проведение сравнения;
-рассматривание иллюстраций в учебнике и др.
Можно говорить о том, что при выполнении самостоятельной работы проявляется автономная волевая активность личности. Ученик, сознательно руководствуясь соответствующими целями, сам вызывает усилия, чтобы преодолеть определённого рода трудности. Развитие личностных качеств школьников обеспечивается за счёт развития личностно – регулирующих психологических механизмов. В учебной деятельности способности субъекта развиваются за счет решения мыслительных задач, поскольку они являются частью мыслительного процесса [14].
Учёба чрезвычайно важна для каждого школьника, поскольку учение является процессом преобразования самого себя в плане приобретения новых компетенций. Ведущая учебная деятельность субъекта определяет изменения психики и направление его потребностей и стремлений. Уже на этапе младшего школьного возраста необходимым является развитие умений школьника правильно оценивать свою деятельность, владение приемами самообучения и самоконтроля. Навыки самоконтроля и самообучения не появляются сами по себе. Очевидно, что большая роль в этом процессе принадлежит учителю.
Через положительную мотивацию к обучению педагоги могут закреплять желаемые формы поведения школьника и тем самым помогать формированию у него положительных личностных качеств, в процессе выполнения самостоятельной работы. Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Можно сказать, что под самостоятельностью чаще всего понимают свободу и независимость от принуждений и внешних влияний, в том числе, независимость от посторонней поддержки и помощи. Самостоятельность субъекта приводит к независимым действиям и смелым суждениям.
Педагоги рассматривают самостоятельность как одну из волевых сфер личности. Либо под этим они понимают сформированное умение субъекта не поддаваться влиянию различных факторов, а действовать лишь на основе своих личных взглядов и побуждений. Можно так же говорить о том, что самостоятельность – есть обобщенное личностное свойство субъекта, которое проявляется в инициативности и личной ответственности за свою деятельность [17].
Педагоги всегда играют достаточно большую роль в развитии самостоятельности школьника. Как правило, это осуществляется через организацию различных видов деятельности, и в первую очередь учебной деятельности. В.Д. Иванов пишет о том, что самостоятельность человека не бывает абсолютной. Любая личность в обществе связана, какими-либо взаимоотношениями и соответственно, подчиняется его законам. Он определил некоторые аспекты самостоятельности субъекта:
-адекватная реакция на критику;
-адекватная самооценка;
-внутренняя дисциплина.
Т.В. Маркова отмечает, что необходимый уровень развития самостоятельности человека позволяет ему устанавливать необходимые отношения с другими людьми. Эти отношения основаны на взаимоуважении и взаимопомощи. Е.О. Смирнова рассматривала самостоятельность как способность совершать какие-либо действия и воздействия без сторонней помощи. Она рассматривала это как возможность ставить пред собой новые цели и задачи, а далее, находить пути их решения. Академик И.С. Кон определял самостоятельность как личностное свойство субъекта, которое позволяет способность самому, и без подсказки других принимать и проводить в жизнь важные решения [16].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гилева, Н.С. Создание предметно-развивающей среды. Молодой ученый [Текст] / Н.С. Гилёва. - 2015. - No10. - С. 1128-1139.
2. Голикова, В. В. Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья школьника. Педагогический опыт: теория, методика, практика [Текст] / В.В. Голикова // Чебоксары. - 2015. - No 1 (2). С. 136-137.
3. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности. Народное образование [Текст] / Л.В. Жарова // М.: Просвещение. – 1993. - No6. - С. 23-35.
4. Изотова, Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] / Е.И. Изотова // Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. - 2-е изд., стер. М.: Академия. - 2019. - 286 с.
5. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практическое пособие [Текст] / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ. - 2018. - 77 с.
6. Кон, И.С. Психология самостоятельности [Текст] / И.С. Кон // Педагогика здоровья. - 2009. - No7. - С.96-100.
7. Коноводова, Ю.А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся / Ю.А. Коноводова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь: Меркурий, 2017. — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/318/ (дата обращения: 02.12.2023).
8. Коноводова, Ю. А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников / Ю. А. Коноводова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2536/ (дата обращения: 02.12.2023).
9. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практическое пособие [Текст] / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ. - 2008. - 77 с.
10. Кон, И.С. Психология самостоятельности [Текст] / И.С. Кон // Педагогика здоровья. - 2009. - No7. - С.96-100.
11. Коноводова, Ю. А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся / Ю. А. Коноводова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/318/ (дата обращения: 02.12.2023).
12. Коноводова, Ю.А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников / Ю. А. Коноводова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2536/ (дата обращения: 02.12.2023).
13. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А.М. Матюшкин // М. - 2010. - 720 с.
14. Мельникова, А.С. Организация самостоятельной работы школьников на уроках / А. С. Мельникова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5766/ (дата обращения: 02.12.2023).
15. Монтессори, М. Полный курс воспитания [Текст] / М. Монтессори // М.: АСТ. - 2017. - 573 с.
16. Морозова, М.С. Психологическое состояние школьников при переходе из начальной школы в среднее звено [Текст] / М.С. Морозова, В. Д. Абросимова, И. В. Королева // Постулат. Биробиджан. - 2017. - No 6 (20). - С. 20.
17. Оспенникова, Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: в 2 ч [Текст] /Е.В. Оспенникова // Пермь. - 2013. - 301 с.
18. Потебня, А.А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня. - СПб., 2012. -192 с.
19. Рябцева, Е. В. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики / Е. В. Рябцева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10059/ (дата обращения: 02.12.2023).
20. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г.К. Селевко // М.: НИИ шк. техн. - 2005. - 224 с.
21. Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты [Текст] / сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф., Могилев, 9 нояб. 2018 г. Могилев. гос. обл. ин-т развития образования; под общ. ред. Т. И. Когачевской. Могилев: МГОИРО. - 2018. - 567 с.
22. Сущность понятия «Самостоятельная работа» [Информационный ресурс] / Режим доступа: www.cyberleninka.ru (дата обращения: 02.12.2023).
23. Теплов, С.М. Концептуальный подход к организации самостоятельных занятий учащихся при изучении математики на примере темы «Действительные числа» / С. М. Теплов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 505-508. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42352/ (дата обращения: 02.12.2023).
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Официальный сайт Министерства образования и науки. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/russkij-yazyk/fgos/fgos-ooo.html?ysclid=l8wz9aouhc712233827 (дата обращения: 02.12.2023).
25. Фомичёва, И.Б. Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности / И. Б. Фомичёва, Н. Г. Турусова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7700/ (дата обращения: 02.12.2023).