Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Основная проблема сравнительного анализа заключается в выборе компонентов и элементов, по отдельности или в совокупности, позволяющих судить о некоторых базовых характеристиках сравниваемых объектов. Например, классификация или типология экономических систем сама по себе подразумевает сравнение. Но это сравнение может быть проведено по нескольким параметрам. С этой точки зрения, одной из главных проблем, с которой сталкиваются компаративисты, является выбор параметров, которые можно сравнивать друг с другом.
Следует отметить, что в этом отношении в экономике ситуация отличается от таковой в естественных науках. Например, в химии или физике переменные, которые сравниваются друг с другом, могут воспроизводиться и повторяться в лабораторных исследованиях, о которых нельзя сказать, что они являются социальными или экономическими явлениями.
Цель исследования: проанализировать существующие к настоящему времени фундаментальные принципы сравнительного анализа.
Задачи исследования:
1. Основные термины и содержание сравнительного метода;
2. Виды сравнительных исследований;
3. Принципы и роль сравнительного метода;
4. Расчеты сметы затрат и калькулирования себестоимости единицы готовой продукции;
5. Рекомендации по снижению себестоимости продукции.
Объект исследования: метод сравнения
Предмет исследования: фундаментальные принципы сравнительного анализа.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что она может быть применена в курсовых, диссертационных и научных работах.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и аналитическую), заключение и список источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕТОДА
1.1 Основные термины и содержание сравнительного метода
Сравнение - это общая конфигурация знаний. Сравнивая некоторые (по крайней мере, два) процесса, факты, структурные элементы, качества явлений, концепции, люди пытаются обнаружить, что между ними общего или чем они отличаются.
Если не вдумываться больше в природу того, как люди сравнивают, то достаточно сказать, что сравнение как метод познания - это способ выявить общее и особенное в изучаемом явлении.
Если встанет вопрос о том, как человек сравнивает, то возникнет множество проблем.
Сравнение, как способность человека находить себя в мире вещей и слов, может быть описано чувствительностью априорных форм, представлением ценностей, идеальным типом построения, генерацией концепций и т.д.
В экономике сравнительные методы рассматриваются путем сравнения преимуществ и недостатков экспериментальных, статистических методов и методов тематических исследований. В то же время существуют проблемы в количественном и качественном сравнении, статическом и динамическом сравнении (см. рис. 1) [5].
Рисунок 1 – Методы сравнительного анализа
На основании рисунка 1 отметим, что сравнительный метод в различных областях наук стал одним из основных методов. Многие исследователи считают, что это наиболее подходящая альтернатива экспериментальному методу, широко используемому в естественных науках.
Подчеркивая причины использования сравнения, Т. Макки и Д. Марш писали: «Основные причины проведения сравнительных исследований отражают базовую природу исследований в области экономических наук».
Стремление экономистов использовать сравнительные методы означает возможность получения научных результатов, то есть в формировании научных знаний.
Сравнение - это не то же самое, что статистические методы экспериментов и их более слабые аналоги, но логика сравнительного анализа в некоторой степени сопоставима с экспериментальной наукой. Во-первых, исследователи-компаративисты могут выбирать условия изучаемого явления, в которых изучаемая взаимосвязь выражается в наиболее чистом виде.
Действительно, это поднимает некоторые методологические вопросы (сопоставимость, эквивалентность и т.д.) но, в целом, сравнение позволяет сформировать нечто похожее на экспериментальную ситуацию, которую исследователи могут контролировать, когда они переезжают из одной страны в другую, из одного региона в другой и т.д. [11].
Во-вторых, манипулирование условиями здесь относительно; исследователи осуществляют его скорее концептуально, чем в реальности, но обычно этого достаточно, чтобы универсальным образом проверить исследуемую взаимосвязь. В этом смысле методы количественного или качественного сравнения используются не механически, а всегда в сочетании с теоретической работой исследователей.
В-третьих, сравнение похоже на эксперимент, который позволяет контролировать условия, содержащиеся в процессе исследования. Следует обратить внимание, что этот контроль, конечно, не является абсолютным (его нет в эксперименте), но даже если группа стран схожа при некоторых условиях, их можно рассматривать как неизменные.
В-четвертых, исследователи-экспериментаторы склонны получать какие-то результаты при наличии определенных условий, которые они могут ввести искусственно. Здесь логика исследования связана с результатами поиска.
Исследователи часто получают результат, который наблюдался неоднократно, и его задача - найти условия, а не результаты. Хотя очевидно, что эти стратегии различны, на самом деле они сопоставимы с общей логикой поиска зависимостей путем выделения отправной точки анализа.
В-пятых, сравнительная и экспериментальная наука основана на общей концепции возможности количественного измерения качества изучаемого явления. Хотя измерение является проблемой в социальном знании, такое отношение вызвало широкое движение в пользу использования статистических методов для анализа эмпирических материалов, полученных в результате применения измерительных шкал.
В настоящее время ограничения этого метода кажутся очевидными, но это не означает, что было доказано, что он по своей сути несовершенен. Кроме того, преимущество сравнительного метода экономических исследований заключается в том, что он позволяет сочетать количественные и качественные методы при сохранении направленности получения научных результатов [12].
Ч. Раджин провел аналогию с экспериментальными методами и указал на два типа сравнительных исследований:
- количественные, ориентированные на изучение различий в признаках явлений;
- качественные, ориентированные на сравнение категориальных переменных.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонов В.А. Метод сравнения: модели и процедуры / В. А. Агафонов. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 274 с.
2. Багова Д.М. Теоретические и практические аспекты сравнительного метода / Д. М. Багова. – Нальчик : Принт Центр, 2020. – 171 с.
3. Базиян Н.Р. Стратегический менеджмент : монография / Н. Р. Базиян. – Москва : Юриспруденция, 2019. – 509 с.
4. Головина Т.А. Концепция общего и сравнительного подхода / Т. А. Головина, И. Л. Авдеева. – Орёл : Изд-во Среднерус. ин-та упр. – филиала РАНХиГС, 2020. – 195 с.
5. Горностаева А.Н. Теория и практика сравнительного анализа в российском бизнесе : монография / А. Н. Горностаева, Е. А. Ларичева, Н. О. Радькова. – Брянск : БГТУ, 2021. – 188 с.
6. Киселев С.А. Метод сравнения: тенденции, технологии, практика : монография / С. А. Киселев. – Москва : Буки Веди, 2020. – 144 с.
7. Кузнецова И.Д. Стратегия развития сравнительного подхода // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – №2 (66). – С. 35-43.
8. Кученкова А. В. О методе качественного сравнительного анализа с использованием нечетких множеств. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/o-metode-kachestvennogo-sravnitelnogo-analiza-s-ispolzovaniem-nechetkih-mnozhestv-1
9. Полищук О.А. Аналитическое обеспечение сравнительного подхода / О. А. Полищук, Н. А. Грачева. – Курск : Университетская книга : Юго-Западный гос. ун-т, 2019. – 136 с.
10. Попова Е.В. Современные технологии сравнения // Финансовые рынки и банки. – 2022. – №4. – С. 26-31.
11. Портных В.В. Основы сравнительного анализа / В. В. Портных. – Москва : Маркетинг, 2020. – 123 с.
12. Резник Г.А. Механизмы сравнительного подхода клиенто-ориентированной корпорацией / Г. А. Резник, О. В. Яшина. – Пенза : ПГУАС, 2020. – 226 с.
13. Рогова И.Н. Анализ деятельности предприятий промышленного комплекса и развития систем / И. Н. Рогова. – Гатчина : ГИЭФПТ, 2019. – 134 с.
14. Солопова О. А. Сравнительный анализ аналитической статьи и прогнозного поискового сценария: методы и структура (исследование моделей будущего). Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-analiticheskoy-stati-i-prognoznogo-poiskovogo-stsenariya-metody-i-struktura-issledovanie-modeley-buduschego
15. Технологии сравнительного управления в современном мире : материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. Г. Вовченко. – Ростов-на-Дону : АзовПринт, 2022. – 91 с.
16. Филатов В.В. Совершенствование метода сравнения на основе ситуационного анализа и сбалансированной системы показателей / В. В. Филатов, Ж. Н. Диброва, В. М. Медведев. – Москва : ЦНТБ, 2020. – 492 с.