Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В настоящее время российская молодежь находится в затруднительном положении: революция социально-экономического порядка сопровождается кризисом ценностного сознания. На критическом этапе развития российского общества важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди, и их мысли о настоящем и будущем.
Обычно студенты модернизируют свое общественное сознание и привносят свои собственные ценности, модели поведения и стереотипы мышления, которые отличаются от общепринятых. Исследование ценностных ориентаций студентов должно быть очень важным, поскольку от них будет зависеть наиболее иерархическая модель структуры жизни населения, деятельность которого связана с интеллектуальным трудом.
Разделяя студентов на социальные группы, социологи пытаются определить моральные предпосылки этого типа гражданской жизни, их отношение к определенным явлениям общественной жизни, особенности их социализации и образования, процесс социальной преемственности и наследование молодыми людьми знаний и опыта старшего поколения.
Студенты являются носителями определенной субкультуры и ценностных ориентаций, формирующих идеологическую установку и определяющих приверженность данной социальной группы определенной модели устройства жизни. Поэтому изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи является одним из наиболее актуальных вопросов социологических исследований.
Объект исследования: ценностные ориентации студентов в ходе обучения в высшем учебном заведении.
Предмет исследования: динамика ценностных ориентаций студентов
Цель исследования: провести динамику ценностных ориентаций студентов в процессе обучения на основе изучения изменений в ценностях на протяжении всего периода обучения в вузе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «ценностная ориентация»;
2. Рассмотреть условия и особенности возникновения динамики ценностной ориентации в студенческой среде;
3. Изучить проблемы и трудности, возникающие при исследовании динамики ценностной ориентации в педагогической среде;
4. Привести организацию и методику проведения исследования;
5. Осуществить анализ результатов исследования;
6. Разработать выводы исследования и рекомендации.
Гипотеза исследования. В работе выносится предположение о том, что процесс изменения ценностных ориентаций студентов происходит на всем этапе обучения в вузе.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что она может быть применена в курсовых, диссертационных и научных работах.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и аналитическую), заключение и список источников.
Глава 1. Теоретические основы изучения динамики ценностной ориентации студентов в процессе обучения
1.1 Сущность понятия «ценностная ориентация». Специфика и проблемы изучения в отечественной и зарубежной психологии
В период радикальных и серьезных социальных изменений, когда структура социальных ценностей «размывается» новой социальной реальностью, изучение системы ценностных ориентаций личности становится особенно важным.
Понятие ценностной ориентации было введено в социальную психологию, а затем и в социологию как аналог философской концепции системы ценностей. Различие между этими науками обычно определяется понятиями «общее-индивидуальное», «истинное действие-сознание».
Ценностные ориентации представляют собой выражение основных жизненных принципов человека, мировоззренческую и нравственную направленность его интересов, поступков, намерений, способов построения межличностных отношений.
В философии ценностная ориентация играет роль главной оси сознания, которая гарантирует стабильность личности и непрерывность определенных форм поведения и деятельности. Развитая ценностная ориентация - это признак зрелости человека, показатель его социальности, верности определенным принципам и идеалам, а также способности прилагать волевые усилия во имя этих идеалов и ценностей [1].
В социологии под понятием «ценностная ориентация» понимается идеология, политика, мораль, эстетика и т.д., оценивающие основу реальности и направленность субъекта в ней, а также метод различения объектов по значимости [2]. Только люди, достигшие зрелости в обществе, могут принимать осознанные решения.
Существование ценности - это проявление взаимосвязи между человеком и миром, вытекающее из важности всех аспектов человека.
Системы ценностей обычно индивидуальны. Однако эти системы индивидуальны лишь в той мере, в какой индивидуальное сознание отражает общественное сознание. С этих позиций в процессе определения ценностной ориентации человека как показателя определенного уровня его личностного развития необходимо учитывать два основных параметра:
- иерархический уровень структуры ценностных ориентаций;
- внутренний параметр оценки уровня личностной зрелости человека.
Дело в том, что только когда у человека появится способность различать множество важных для него явлений, он превратит ценности в осознанный процесс. Именно они впоследствии приобретают определенную структуру, в зависимости от условий жизни, задач и целей, возможности их достижения и т.д. Нетрудно заметить, что только высокий уровень личностного развития может достичь этой способности, которая включает в себя определенную степень осознанности и формирование высших психологических функций психосоциальной зрелости [2].
Вторым параметром является характеристика ценностно-ориентационной функции, позволяющая определить ее важные аспекты. Анализ содержания иерархии ценностных ориентаций также может показать, в какой степени ценностная ориентация человека соответствует социальным стандартам и в какой степени она совместима с общими целями социального развития.
Постсоветское общество переживает переходный период. Социальные отношения, социально-экономический фундамент внезапно разрушились. Но жизнь не остановилась: поколение, выросшее в период реформ, активно вступило в жизнь.
Более того, хотя нынешняя система целевого образования на самом деле не работает, у молодых людей, безусловно, есть определенные взгляды и убеждения.
Современные жизненные ценности в основном формируются стихийно под влиянием различных факторов, одним из которых является образование. Существуют разные взгляды на реализацию образовательных целей и жизненную ориентацию. Например, существует мнение, что желательно, чтобы цели образования соответствовали системе ценностей, которая на самом деле работает в обществе [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г. Алексеев. - М.: Изд-во, 2020. - 283 с.
2. Архипов В.А. Ценностные ориентации и нравственные установки современной российской молодежи // Сервис в России и за рубежом. - 2022. - Т. 30, № 3. - С. 50-57.
3. Галкина Г.А. Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 2. - С. 432-432.
4. Донских, О.А. Трансформация ценностных ориентаций // Философия образования. - 2020. - № 2 (13). - С.121-127.
4. Зубок Ю.А., Сорокин О.В. Студенческая молодежь и динамика ее ценностных ориентаций // Россия реформирующаяся. – 2021. - № 29(1). - С. 150-177.
5. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей личности: формирование и динамика ценностных ориентаций в студенческом возрасте // Современная зарубежная психология. – 2020. - №1. - С.3-13.
6. Кириченко, Л. П. Динамика ценностных ориентаций студентов в процессе обучения в вузе // Проблемы современного образования. - 2021. - №2. - С.56-62.
7. Куделин, А. А. Ценностно-смысловая сфера личности студента в условиях современного образовательного пространства // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - №8(90). - С.72-77.
8. Кузьмина В.М. Сравнительный анализ ценностных ориентаций сельской и городской студенческой молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 3. - С. 22-28.
9. Козырева П.М., Смирнов А.И. Динамика трансформации системы ценностных ориентаций российского студенчества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2021. - №4(52). - С.96-104.
10. Малина О.Ю. Динамика ценностной сферы студентов в условиях современного российского общества // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». – 2020. - №2(15). - С.82-91.
11. Орлова В.В. Ценностные ориентации и патриотическое воспитание молодежи на современном этапе развития российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2020. - № 1. - С. 71-75.
12. Попов В.А., Крайнова Л.Н., Краснов С.И. Трансформация системы ценностных ориентаций современного российского студенчества: региональный аспект // Киберленинка. – 2020. - №3(31). - С.180-193.
13. Репринцева Е.А., Шилкина Е.Л. Сравнительный анализ динамики ценностных ориентаций студентов российских вузов // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2020. - №2(7). - С.5-15.
14. Руднева Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография / Е.Л. Руднева. - Кемерово: Изд. КРИПКиПРО, 2022. - 302 с.
15. Сидоров Д.Г. Динамика ценностных ориентаций студентов в период обучения // Приволжский научный журнал. - 2020. - № 1. - С. 150-153.
16. Скрипова Н.Е. Ценностная ориентация на рабочие профессии как достижение обучающимися образовательного учреждения личностных результатов // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 5. – С. 105-123.
17. Смирнова Я.С. Динамика ценностных ориентаций российской студенческой молодежи: социологический анализ // Дискуссия. – 2022. - №1(118). – С. 15-26.
18. Султанова А.Ш., Исмаилова Н.И., Алиева Е.М. Ценностное самоопределение студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности: динамика и перспективы // Мир психологии. – 2022. - №1. – С. 111-129.
19. Федорова А.А., Попова Т.А. Изучение динамики ценностных ориентаций молодежи в период социальных трансформаций // Социологические исследования. – 2022. - №8(456). – С. 44-60.
20. Шагдурова Л.Д. Ценностные ориентации в структуре профессиональной направленности студентов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2020. - № 5. - С. 186-192.