Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент структура российского телевидения представлена вертикалью – федеральные телеканалы – региональные телеканалы – городские или муниципальные телеканалы, вещающие не на весь субъект, а на одну локацию. В этом ряду региональное вещание занимает важное место, во-первых, удовлетворяя информационную потребность жителей отдельных субъектов России, во-вторых, связывая регионы и федеральный центр, объединяя их в единое информационное пространство. Частные или государственные структуры, отдельные СМИ или действующие в составе ассоциации придерживаются различной информационной, маркетинговой, кадровой и финансовой политики, которая не может повлиять на конечный продукт. Кроме того, для телевизионных сетей актуально получать прибыль и монетизировать контент. В этом исследовании мы проанализируем деятельность трех телеканалов, каждый из которых проводит свою языковую политику, в трех субъектах страны [15].
Цифровизация телевидения, изменившиеся условия сетевого партнерства и борьба за выживание на рынке вынуждают телеканалы искать новые варианты и формы развития. В данной работе исследуется тенденция к объединению СМИ - образованию новых медиа-компаний на фоне распада существующих СМИ. Эти процессы определяют актуальность этой работы.
Задачи работы:
рассмотреть сущность медиарынка;
описать особенности региональных медиарынков;
провести анализ функционирования телерадиокомпании «Ариг Ус» на медиарынке Бурятии;
Предметом исследования являются тенденции функционирования региональных телерадиокомпаний. Объектом исследования выступает телерадиокомпания «Ариг Ус».
Для написания работы фундаментом послужили учебники, учебные пособия, а также материалы периодической печати, посвященные теме исследования. Методы исследования: анализ, синтез.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИАРЫНКА
1.1. Сущность и содержание медиарынка
Одним из основных требований к развитию медиапространства является доступность информации, которая обеспечивается существованием рынка средств массовой информации. Трансформация глобального социального пространства приводит к появлению новых форм и процессов на медиа-рынке: его субъектами являются медиа-компании, а не СМИ как социальный институт.
Интеграционные процессы, достижения в сфере коммуникаций определили структуру мирового медиа-рынка. Сегодня глобальный информационный рынок - это совокупность региональных и местных рынков, соединенных сетью транснациональных коммуникаций, по которым непрерывно перемещаются огромные информационные потоки. Информационный рынок разделен на сегменты телекоммуникаций, информационных технологий, медиа-продуктов и услуг. Среда глобального информационного рынка характеризуется высоким уровнем конкуренции и концентрацией средств массовой информации, принадлежащих крупным корпорациям [7].
Медиа-рынок по большинству структурообразующих критериев подобен информационному пространству. Географически они идентичны: система информационных полей образует единое информационное пространство (страны, весь мир), так же как система локальных (локальных) рынков складывается в национальный или глобальный медиа-рынок.
Социальная характеристика информационного пространства в то же время соответствует таким признакам сегрегации массового рынка, как степень ограничения конкуренции и тип средств массовой информации. Охват (социальная характеристика информационного пространства) определяется тем, насколько широко распространены определенные виды СМИ на данной территории и как медиа-рынок приближается к сбалансированной конкуренции.
Насыщенность как характеристика информационного пространства не является полностью идентичным структурообразующим критерием медиа-рынка, но отражает и результат таких характеристик, как степень ограничения конкуренции, характер СМИ и степень развития информационно-идейного рынка [11].
Развитие медиа-рынка обусловлено политическим и правовым регулированием со стороны правительств. Два арбитра медиа-рынка-владельцы компаний и правительства государств - определяют сферы влияния от идеологически-культурного до финансово-экономического и поддерживают «рынок лояльности», на котором государство стремится влиять на участников рынка как внутри страны, так и на глобальном уровне в интересах укрепления национальной идентичности.
На мировой и Национальный медиа-рынок влияют различные факторы: географическое положение государств, наличие общенационального языка, особенности политической системы, экономическое благополучие, грамотность, религия, особенности образа жизни и потребления., история страны, влияние других стран и культур, этническая принадлежность, культура, деятельность государства и политических партий и т.д. Они определяют характеристики структуры и инфраструктуры медиа-рынка, такие как развитие системы распространения, доступ потребителей к медиа-продукции и новым технологиям, присутствие в СМИ [1].
Медиа-рынок имеет в своей структуре большую долю неформальных связей, что позволяет снизить риски, связанные с невозможностью прогнозировать спрос на культурную продукцию, а также зависимость от индивидуального вкуса и моды. Дизайнерский характер производства многих медиа-продуктов влияет на укорененность и повторяемость отношений между участниками. Сила личных контактов имеет решающее значение, но их значение различно для разных этапов производственной цепочки медиа-продукта, различных пространственных уровней взаимодействия участников, а также в разных медиа-секторах.
Неформальные отношения также используются для различных видов деятельности, включая создание креативных продуктов, поиск и наем персонала, и другие структуры «переплетенных директоров» также присутствуют на медиа-рынках (хотя и не в большей степени, чем в других отраслях). Участники культурной индустрии характеризуются сетями тесных миров, которые способствуют более эффективному творческому процессу, но могут блокировать появление новых участников и поступление новых идей [3].
Функционирование СМИ на медиарынке зависит от многих факторов. В конечном счете результат работы определяется не только творческим потенциалом и способностями журналистов, целями и задачами редакции, но и формой собственности, учредителем, методами финансирования и получения прибыли, корпоративными отношениями и отношениями прессы со своей аудиторией. Все СМИ работают на очень сложном рынке, где необходимо учитывать интересы трех сторон – рынка производителей контента (авторов), рынка рекламодателей и рынка конечных потребителей (читателей, слушателей, зрителей) [16]. Исследователь говорит об особой важности экономической составляющей во взаимоотношениях со СМИ и выделяет три принципа редакционного менеджмента. Во-первых, принцип прибыльности, во-вторых, принцип конкурентоспособности, а затем принцип экономической целесообразности, то есть «стремление редакционных руководителей к достижению своих целей наименьшими средствами, силами и энергией. Редакционной политикой эксперты называют весь комплекс творческих и других (не связанных с генерированием творческих идей) установок. В случае с телевизионными СМИ эксперты говорят о политике вещания [10]. Практика показывает, что это может быть представлено небольшим набором инструкций, которым следуют журналисты определенных СМИ, или может быть изложено на десятках страниц. Соответственно, редакционная политика документируется, но иногда она действует в коллективе в виде негласных правил. В первом случае каждый вновь прибывший, как правило, обязан ознакомиться с документами, во втором-необходимо понимать эти правила во время работы и общения с коллегами [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бешукова, Ф.Б. К вопросу о «регионализации» печатных СМИ (на примере газетных и журнальных СМИ Республики Адыгея) [Текст] / Ф.Б. Бешукова, Д.И. Куфанова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2020. – № 5. – с. 23-27.
2. Ершова К.А. Анализ способов подачи информации в муниципальных и региональных СМИ // Вестник науки. – 2023. – №6 (63). – Том 3. – С. 693 - 697.
3. Ковалев П. А. Типологизация телезрителей по жанрово-канальным предпочтениям как способ изучения телеаудитории [Электронный ресурс] URL http://dissers.ru/nauchnye-stati/a220.php (дата обращения 02.12.2023)
4. Меркушина, Е. А. Контент региональных сетевых СМИ и проблема «социальной миссии» журналистики. / Е. А. Меркушина. — Текст : электронный // https://tsutmb.ru/ : [сайт]. — URL: https://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2016-zhurnalistika-vsovremennom-media/3/merkushina.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
5. Методы социологического изучения телевизионной аудитории [Электронный ресурс] URL https://helpiks.org/7-19340.html (дата обращения 02.12.2023).
6. Перечень наименований, зарегистрированных СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций : официальный сайт. – Улан-Удэ. – URL: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/ (дата обращения: 02.12.2023)
7. Полякова Г.Б., Благовещенская В.С. Телевидение как феномен массовой культуры // Стратегия развития региональных СМИ: проблемы и перспективы: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. школьников, студентов и аспирантов. Курск, 2017. С. 197–201.
8. Попов С. А. Региональные средства массовой коммуникации как источник для топонимического мартиролога // Верхневолжский филологический вестник. 2023. – № 2 (33). – С. 90–96.
9. Райкина Т.А. Особенности транслирования национальных новостей региональными СМИ: лингвостилистический анализ // Медиаисследования. 2022. – № 9. – С. 294-301.
10. Реестр лицензий на деятельность по телерадиовещанию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций : официальный сайт. – Улан-Удэ. – URL: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/ (дата обращения: 02.12.2023)
11. Самарцев О.Р., Дементьева К.В. Региональные медиа: лексико-стилистиче-ский анализ // Коммуникативные исследования. 2023. – Т. 10. – № 2. – С. 334-349.
12. Стратегия развития региональных СМИ: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (26–27 ноября 2020 года) / Н. И. Степыкин (отв. ред.) [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2020. – 175 с.
13. Таран А.В. Способы продвижения товаров: современные формы маркетинговых коммуникаций в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2561–2565. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970839.htm. (дата обращения 02.12.2023)
14. Телевидение глазами телезрителей. Под ред. И.А.Полуэктовой., М., 2012 [Электронный ресурс] URL http://os.x-pdf.ru/20sotsiologiya/317450-6-televidenie-glazami-telezriteley-pod-red-poluehtovoy-moskva-201.php (дата обращения 02.12.2023)
15. Хань Т.Ф. Актуальные проблемы формирования отчетности медиахолдингов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78764 (дата обращения: 01.12.2023).
16. Целевые аудитории: кого выбирает рекламодатель? [Электронный ресурс] URL http://lib.broadcasting.ru/articles2/humanit/celevie-ayditorii (дата обращения 02.12.2023).