Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. С самого рождения человек учиться управлять своими движениями, впервые беря в руки погремушку или делая свой первый шаг. И именно от взрослых, находящихся рядом, зависит, насколько процесс развития всех систем организма будет полон и совершенен.
Развитие физических способностей с раннего возраста является ключом к улучшению здоровья на протяжении всей жизни человека. Координационные способности играют главную роль в обогащении двигательного опыта. Значение уровня развития координационных способностей человека постоянно возрастает в условиях научно-технического прогресса.
Общеизвестно, что в младшем школьном возрасте определяются интересы и потребности в систематической физической активности, интенсивно развиваются физические качества.
Футбол с полным основанием можно отнести к тем видам спорта, в которых к игрокам предъявляются требования по проявлению высокого уровня развития координационных способностей в постоянно меняющихся игровых ситуациях. Этап начальной подготовки – этап наивысших возможностей для развития координационных способностей, наиболее эффективным средством для развития которых на данном этапе являются подвижные игры.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей у младших школьников средствами футбола.
Предмет исследования: развитие координационных способностей у младших школьников средствами футбола.
Цель исследования: Разработать методику, направленную на развитие координационных способностей у младших школьников средствами футбола.
Задачи исследования.
1. Изучить особенности развития координационных способностей у детей 7-9 лет.
2. Разработать методику развития координационных способностей у младших школьников средствами футбола.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Анализ проблемы развития координационных способностей у младших школьников
1.1. Характеристика координационных способностей
В профессиональной литературе понятие «координационные способности» определяются порой разными терминами. Наряду с термином «координационные способности» используют термин «ловкость».
Например, Л.А. Коновалова определяет «ловкость как комплексную психомоторную способность, обусловливающую качество управления движениями» [18 с. 76]. Этот же автор определяет «координационные способности, как умение наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций» [18, с. 77].
С.А. Иванов определяет ловкость как двигательно-координационные способности, и в тоже время дает определение ловкости, полностью созвучное определению, которое дала Л.А. Коновалова [5, с. 77].
В.И. Лях определяет координационные способности, как возможности человека, обуславливающие его готовность к адекватному и рациональному управлению и регулированию движением [5, с. 5].
К специальным координационным способностям относят двигательные действия, классифицируемые по психофизиологическим механизмам, как однородные целенаправленные двигательные действия, проявляемые в:
– циклических действиях (ходьба, бег, лыжи, коньки, плавание, гребля и другие) и ациклических действиях (прыжки);
– атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс и другие);
– атакующих и защитных двигательных действиях подвижных и спортивных игр;
– движениях отдельных частей тела в пространстве (движения укола, обвода контура, прикосновения и т.п.);
– движениях передвижения, перемещения предметов (перекладывание предметов, подъем тяжестей, наматывание, перекладывание и т.п.);
– движениях прицеливания;
– движениях тела в пространстве, например, проявляемые в гимнастике, акробатике;
– копирующих движениях;
– метательных движениях с установкой на меткость (броски предметов в цель, теннис, городки, жонглирование);
– метательных, толкательных движениях с установкой на дальность с приложением силы (метание гранаты, диска, толкание ядра).
Специфические (частные) координационным способностям Замогильнов А.И., Л.А. Коновалова определяют следующие координационные способности, как основные, а В.И. Лях, как специфические или частные координационные способности.
К основным (специфическим) координационным способностям относятся способности к [4]:
– выполнению заданий в заданном ритме,
– ориентированию в пространстве;
– дифференциации пространственных, временных, силовых параметров и характеристик движения;
– отмериванию и оценке различных параметров движения;
– перестраиванию движений, перестройке деятельности;
– предвосхищению различных признаков движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
– приспособлению к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач;
– соединению, связи, комбинированию движений;
– управлению времени двигательных реакций, реализации на слуховые и зрительные сигналы;
– равновесию, вестибулярной устойчивости;
– управлению мышечными напряжениями;
– рациональному расслаблению мышц.
Под общими координационными способностями, И.В. Лях понимает готовность человека к регулированию различными двигательными действиями.
Под специальными – готовность к регулированию сходными двигательными действиями. В.И. Лях в этой связи отмечает, «чем выше специальные координационные способности, тем выше уровень развития общих координационных способностей [8, с. 9].
Способности, существующие до начала выполнения определенной двигательной деятельности, называют потенциальными. Способности, проявляющиеся в процессе этой деятельности, называют актуальными.
Например, до тех пор, пока ребенок не начнет заниматься фигурным катанием, его способности к этому виду спорта существуют в нереализованном виде, в форме врожденных, наследственных анатомо-физиологических задатков. После достижения определенных успехов в овладении специфической двигательной деятельностью этого вида спорта, можно говорить о его реальных, актуальных, координационных способностях.
Примером элементарных координационных способностей являются способности, проявляемые, например, в ходьбе, беге, а примером сложных – координационные способности в спортивных играх, акробатике.
Явные (абсолютные) координационные способности определяют уровень развития координационных способностей без учета развития других способностей, связанных с координационными способностями, например, скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей. И, наоборот, латентные (относительные) координационные способности позволяют сделать вывод об уровне развития координационных способностей с учетом развития других способностей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аллахверанова, Р.Х. Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста / Р.Х. Аллахверанова // Инновационные стратегии развития современной науки. Актуальные проблемы социальноэкономического развития общества: материалы международной научнопрактической конференции (Саратов, 14 – 21 февраля 2018 г.). – Саратов, 2018. – С. 77 – 79.
2. Ануфриева, М.С. Основные психолого-педагогические характеристики учащихся младшего школьного возраста / М.С. Ануфриева, И.Н. Хазеева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 1 (6). – С. 58 – 60.
3. Воронин, Д.М. Оптимизация координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста / Д.М. Воронин, Е.Г. Воронина // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-4. – С. 123 – 129.
4. Замогильнов, А.И. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / А.И. Замогильнов. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ФГОУ ВО «ИвГУ», 2017. – 283 с.
5. Иванов, С.А. Теория и методика физического воспитания в схемах, таблицах, рисунках: дидактические материалы для студентов специальности «Физическая культура» / С.А. Иванов. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины», 2009. – 186 с.
6. Камардина, Ю.С. Подвижные игры с элементами плавания как средство формирования координационных способностей детей младшего школьного возраста / Ю.С. Камардина // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины: Материалы 75-й открытой научно-практической конференции молодых ученых и студентов ВолгГМУ с международным участием (Волгоград, 19 – 22 апреля 2017 г.). – Волгоград, 2017. – С. 679 – 680.
7. Кобецкий, А.А. Тренировка координационных способностей обучающихся младшей школы / А.А. Кобецкий, А.И. Кондратюк, Н.Н. Ермаков // Адаптация детей и молодежи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (Абакан, 23 октября 2020 г.). – Абакан, 2020. – С. 71 – 72.
8. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – Москва: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
9. Овчинников, Ю.Д. Теоретическое обоснование координационных способностей детей младшего школьного возраста с учетом биомеханических характеристик / Ю.Д. Овчинников, В.А. Якунина // Наука-2020. – 2020. – № 6 (42). – С. 54 – 60.
10. Панькина, Г.В. Основные средства развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры / Г.В. Панькина // Вопросы образования и науки: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции (Тамбов, 30 ноября 2017 г.). – Тамбов, 2017. – С. 89 – 90.
11. Петров, И.А. Теоретико-методические аспекты обучения точным двигательным действиям учащихся младшего школьного возраста / И.А. Петров, В.М. Скляров, В.Е. Калинин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 10 (116). – С. 107 – 112.
12. Реутова, О.В. Акробатика как средство развития ловкостных и координационных способностей у детей младшего школьного возраста / О.В. Реутова, Е.Л. Григорьева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – № 2 (23). – С. 79 – 81
13. Серикова, Ю.Н. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития / Ю.Н. Серикова, В.А. Александрова, А.Ю. Нечаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 6 (160). – С. 224 – 231
14. Соболина, М.А. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр и эстафет / М.А. Соболина, И.С. Багина // Актуальные проблемы физической культуры и спорта и пути их решения: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Киров, 22 июня 2017 г.). – Киров, 2017. – С. 268 – 272.
15. Тинькова, Е.Л. Физиология спорта: учебное пособие / Е.Л. Тинькова, Г.В. Сейфулина. – Ставрополь: Ставролит, 2019. – 116 с.
16. Трофимов, А.М. Условия реализации двигательных функций организмом человека и достижения тренировочного эффекта при занятиях спортом (психофизиология, физиология, биохимия, биомеханика двигательной деятельности и спортивной тренировки): учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 112 с.
17. Трофимов, О.Н. Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста / О.Н. Трофимов // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 3.– Том II. – С. 114 – 118.
18. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» «Теоретические основы развития физических качеств» / составитель Л.А. Коновалова. – Тольятти: Издательство ПВГУС, 2015. – 100 с.
19. Хлопцев, В.А. Эффективность применения тренировочной лестницы для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста / В.А. Хлопцев // Наука – образованию, производству, экономике: Материалы XXIII Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2-х томах (Витебск, 15 февраля 2018 г.). – Витебск, 2018. – С. 175 – 177