Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире, где границы стираются, международное общение становится все более необходимым. Неудивительно, что изучение иностранных языков занимает одно из ведущих мест в сфере образования. Одним из главных факторов успешного обучения иностранным языкам является разработка эффективных методик. И одним из ключевых деятелей, сделавших немалый вклад в данную область, является профессор Галина Владимировна Рогова.
Актуальность исследования связана с тем, что методика обучения иностранным языкам постоянно развивается и совершенствуется. Вклад профессора Роговой в это направление не может быть недооценен. Именно поэтому данная курсовая работа посвящена ее вкладу в методику обучения иностранным языкам.
Объект исследования данной работы – методика обучения иностранным языкам.
Предмет исследования – вклад профессора Г. В. Роговой в развитие этой методики.
Целью курсовой работы является проведение анализа и синтеза научных публикаций профессора, выявление основных принципов и подходов, которые она предложил, а также оценка их влияния на современную методику обучения иностранным языкам.
Задачи работы:
1. Рассмотреть содержание обучения иностранным языкам в трактовке Г.В. Роговой.
2. Изучить методы и приемы обучения иностранным языкам согласно Г.В. Роговой.
3. Проанализировать структуру и организацию урока по Роговой Г.В.
4. Разработать план урока иностранного языка согласно Роговой Г.В.
Анализ вклада профессора Галины Владимировны Роговой в методику обучения иностранным языкам позволит оценить насколько эффективными и актуальными являются его идеи и подходы в современных условиях обучения. Результаты данной работы могут быть полезны как для научного сообщества, так и для преподавателей и студентов, занимающихся изучением иностранных языков. Все это делает данную курсовую работу актуальной и значимой в сфере образования.
Глава 1 Теоретические аспекты содержания обучения иностранным языкам в трактовке Г.В. Роговой
1.1 Содержание обучения иностранным языкам в трактовке Г.В. Роговой
Обучение иностранным языкам является одной из ключевых задач в современном образовательном процессе. В своей трактовке профессор Галина Владимировна Рогова подходит к данной теме с особым вниманием и глубоким пониманием процессов, происходящих во время изучения нового языка. В данном разделе будут рассмотрены основные аспекты содержания обучения иностранным языкам в трактовке Галины Владимировны Роговой.
Галина Владимировна Рогова, родившаяся 21 января 1918 года, была профессором Института иностранных языков МГПИ им. Ленина (теперь МПГУ). Она также была кандидатом педагогических наук, почетным работником высшего профессионального образования и одной из основателей московской методической школы. Галина Владимировна создала кафедру методики преподавания иностранных языков в МГПИ в 1952 году и возглавляла ее более 30 лет. Эта кафедра стала крупнейшим научно-методическим центром в стране и настоящей всесоюзной лабораторией методической мысли. Здесь выдвигались и проверялись новаторские идеи, создавались новые подходы к обучению иностранным языкам в детском саду, школе и вузе. Галина Владимировна был удостоена звания «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» с вручением нагрудного знака; награждена медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «Ветеран труда», юбилейными медалями [10, с. 22].
Скончалась Галина Владимировна Рогова в 2008 году.
Галина Владимировна Рогова, профессиональный педагог и ученый, посвятила свою интенсивную научную и педагогическую деятельность проблеме успешного преподавания иностранного языка учителем и овладения этим предметом учащимися. Она исследовала трудности, возникающие при всеобщем обязательном изучении иностранного языка в школе, особенно в условиях, когда необходимо обучиться такому предмету всем, и в отсутствие носителей языка и языковой среды. Еще большую сложность создавал растянутый во времени курс при небольшом количестве уроков иностранного языка [4, с. 36].
Методическая концепция Галины Владимировны Роговой отражена в трех учебных пособиях по методике обучения английскому языку, изданных в 1975, 1988 и 1991 годах. Ею также был написан практический учебник «Английский за два года» и серия статей, опубликованных в разделах «Методика», «Обзоры и рецензии» и «В помощь самообразованию» журнала «Иностранные языки в школе». Интересно отметить, что первое учебное пособие по методике преподавания было написано самой ученым на английском языке.
Важно отметить, что все методические категории в терминологии были впервые сформулированы и обоснованы именно Г. В. Роговой. Она определила методические принципы, принцип коммуникативной направленности, цели и задачи обучения иностранному языку, содержание обучения, методы и приемы обучения, технологию, уроки иностранного языка, а также средства обучения иностранному языку [5, с.117].
Галина Владимировна Рогова подходит к решению проблемы содержания обучения исходя из статуса методики как науки, ее связи с другими смежными науками. В ряде своих публикаций профессор постоянно подчеркивает практическую значимость выделения трех компонентов содержания обучения, когда «учитель не только знает, чему он должен учить, но и почему нужно учить именно этим компонентам содержания».
Ею выделяются следующие компоненты в содержании обучения:
Лингвистический компонент: языковой материал – строго отобранный фонетический, грамматический и лексический минимумы, образцы речевых высказываний разной протяженности, ситуативно-тематически обусловленные.
Лингвистический компонент содержания обучения иностранному языку предполагает отбор необходимого материала: языкового (лексического, грамматического, фонетического), речевого и социокультурного.
Как отмечают исследователи, в основе критериев отбора материала лежат следующие факторы:
– предполагаемый контекст деятельности обучаемых, их реальные запросы, интересы и потребности;
– возраст;
– общий уровень образованности;
– уровень владения языком [11, с. 39].
Психологический компонент содержания обучения иностранным языкам призван определить те навыки и умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения на данном конкретном этапе и применительно к данным конкретным условиям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 1977. – 278 с.
3. Борзова, Е.В. Овладение методическими знаниями при компетентностном подходе к подготовке учителя иностранного языка [Текст] / Е.В. Борзова // Иностранные языки в школе. – 2015. – № 1. – С. 55-62.
4. Железнова Е.Г. Аудирование как один из способов обучения английскому языку // Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. No. 4, 2018. – С. 122.
5. Колкер Я. М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие/ Я. М. Колкер, Е.С.Устинова, Т. М. Еналиева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 48 с.
6. Макеева, С.Н. Learn to Read by Reading and Teaching: пособие по профессионально направленному обучению английскому языку [Текст] / С.Н. Макеева. – М.: Языки Народов Мира, 2016. – 96 с.
7. Никитенко З. Н. Технология обучения лексике в курсе английского языка для детей 6 лет в первом классе средней школы // Иностранные языки в школе. –1991. – № 4. – С. 52-71.
8. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. – 206 с.
9. Перкас С.В. Ролевые игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, 1989. – №4. – С.23-26
10. Ромашина С. Я. Функциональная структура педагогического взаимодействия учителя с классом: моногр. – Барнаул: БГПУ, 1999. – 136 с.
11. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя [Текст] / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
12. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие. / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович. – М: Просвещение, 1991. – 71 с.
13. Сатинова В. Ф. Коммуникация и обучение иностранному языку. – Минск, 1970. – С.44-59
14. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. -3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. – 74-75 с.
15. Умнягина К.А. Формирование умений самостоятельной учебной деятельности по овладению аудированием в условиях заочного обучения иностранному языку // Вестник МГЛУ. Выпуск 4. – 2016. –С.105.
16. Чернышов С.В., Шамов А. Н. Теория и методика обучения иностранным языкам: учебник. — Москва: КноРус, 2022. – 442 с.
17. Языкова, Н.В. Компетентностный подход к содержанию и организации государственного экзамена по методике обучения иностранным языкам [Текст] / Н.В. Языкова // Соизучение языка и культуры в системе современного языкового образования: подходы проблемы, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: МГЛУ, 2015. – С. 74-79.
18. Языкова Н. В. Практикум по методике обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
19. Яковлева О.И. Методические аспекты обучения аудированию // Гуманитарные науки №2(6). – 2012. – С.73.