Фрагмент для ознакомления
2
В обществе власть проявляется в отношениях между людьми. Эти от-ношения, как правило, характеризуются подчинением воли одних субъектов воле других. Никогда нельзя забывать, что одним из важнейших признаков государства является наличие публичной политической власти. Власть при-дает обществу целостность, а так же является важным фактором организо-ванности и дисциплинированности. Вопрос о власти всегда актуален, потому, что власть во всех сферах жизнедеятельности людей выступает в качестве ор-ганизующего и направляющего начала.
Развитие гражданского общества является важным национальным и международным приоритетом современной эпохи. Будущее России, её место в мировом сообществе в значительной мере зависят от включенности в этот процесс, обеспечивающий возможность самореализации личности.
Государственная власть выступает в качестве одного из существенных признаков государства. 1 часть 3 статьи Конституции РФ гласит, о том что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее мно-гонациональный народ». Народ осуществляет свою власть через органы государства, с помощью которых и реализуется государственная власть.
Актуальность данной работы заключается в том, что основной миро-вой тенденцией XX века являлся приоритет модели правового государства, создание которого невозможно без принципа разделения властей. Стоит от-метить, что принцип разделения властей может реализовываться лишь в пра-вовом государстве, а правовое государство в свою очередь может реализо-вываться только в государствах с демократическим политическим режимом.
Объектом данного исследования является организация и осуществление государственной власти.
Предмет исследования – принцип разделения властей, составляющие данного принципа, анализ их содержания, основные направления реализа-ции и совершенствования, а также механизм правового регулирования и ор-ганизационного обеспечения нормативно-правовых норм принципа разделе-ния властей.
Целью исследования является рассмотрение принципа разделения вла-стей как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих за-дач:
- привести общую характеристику государственной власти;
- выявить конституционно-правовые гарантии разделения власти госу-дарственных органов;
- раскрыть сущность принципа разделения властей;
- проанализировать механизм разделения властей в правовом государ-стве.
В качестве методов исследования применялись формально-логический и системный методы научного познания.
Структура исследования предопределена кругом рассматриваемых во-просов и включает введение, две главы, заключение и список использован-ных источников.
1. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и общая характеристика государственной власти
Анализ научной литературы позволяет выделить множественность подходов в понимании власти и ее природы. В частности, можно остановить-ся на следующих подходах.
Теологический, в основе которого лежит представление о божественной природе власти, как неотъемлемом условии взаимоотношений людей друг с другом и Богом. Как писал апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» .
Биологический, определяет власть как вытекающую из общих свойств людей и животных, проявляющих агрессию как инстинкт борьбы, направ-ленной против представителей того же вида за добычу, продолжения рода, территорию, самоутверждения.
Телеологический, связывает власть, «как способ достижения цели, по-лучение желаемого результата» .
Бихевиористский, выводит власть из особенностей человеческой психи-ки и поведения, при которой «одни люди жаждут власти и доминирования, а другие подчиняются, добровольно, это обстоятельство и обеспечивает ба-ланс, равновесие в системе властеотношений» .
Структурно-функциональный, рассматривает власть как рациональный способ самоорганизации социума, основанный на целесообразности диффе-ренциации функций управления и исполнения. Как отмечает Т. Парсонс «власть выступает проявлением и атрибутом разнообразных социальных статусов, выполняемых в обществе социальных ролей, позволяющая управ-лять ресурсами, средствами влияния, осуществлять воздействие на людей ре-ализуя позитивные и негативные санкции, поощряя и принуждая» .
Конфликтологический, объясняет природу власти, проистекающую из экономического неравенства классового общества. Как отмечал В.И. Ленин «экономическое неравенство служит основой всех иных форм неравенства в обществе. Экономически господствующий класс обеспечивает превосходство над экономически зависимым классом во всех сферах социальной жизни, по-средством государства, как «машины для поддержания господства одного класса над другим» .
Дуалистический подход в понимании власти оперирует категориями убеждения и принуждения, в этом и проявляется ее дуальность. С одной сто-роны, «она обеспечивает господство одних групп населения над другими, с другой стороны - выступает средством объединения членов общества для до-стижения общего блага. Убеждение и авторитет придают власти легитимный характер» .
Государственная власть, в отличие от иных видов социальной власти характеризуется тем, что в ее основе лежат такие признаки и свойства как:
- суверенность, которая проявляется в ее верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Государственная власть распространяется в пределах распространения суверенитета государства, что означает пространственный характер государственной власти, то есть территориальный;
- всеобъемлющий характер государственной власти, выражающий-ся в ее публичности. Государственная власть осуществляется на всей терри-тории страны и в отношении каждого находящегося в ее границах;
- системность или институциональность, выражается в наличии специально созданных органов и институтов, объединенных в иерархичную систему государственной власти (государственный аппарат). Государствен-ные органы осуществляют власть в пределах своих полномочий, преимуще-ственно, в формах законотворческой, исполнительной и судебной власти;
- верховенство или монополия на публичную власть, выражается в доминировании государственной власти над иными видами социальной вла-сти в стране;
- легитимность, это свойство государственной власти выражается в признании ее населением страны в качестве публичной власти.
Исходя из разных подходов к определению государственной власти, можно выделить те общие признаки, которые есть у всех них, это:
- распространяется на все общество и имеет территориальные границы;
- является публичной по своей сути;
- имеет специальный аппарат управления и легальное право на приме-нение силы;
- устанавливает систему налогов;
- характеризуется легитимностью и легальностью.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1—ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных во-просов организации и функционирования публичной власти» // Собрание за-конодательства РФ. — 2020. — № 11. — Ст. 1416.
3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184—ФЗ «Об об-щих принципах организации законодательных (представительных) и испол-нительных органов государственной власти субъектов Российской Федера-ции»// Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.
Материалы судебной практики
4. О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании ре-гулирования отдельных вопросов организации и функционирования пуб-личной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Пре-зидента Российской Федерации: Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1—3 // Российская газета. № 56. 2020. 17 марта.
Литература:
5. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. — 6—е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА—М, 2020. — 786с.
6. Авакьян, С. А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития / С. А. Авакьян // Вестник Сибирского юридиче-ского института МВД России. — 2018. — № 4 (33). — С. 7—13.
7. Айбатов, М.М. Принцип разделения властей в государственно—политической системе России: историко—правовой анализ / М.М. Айбатов // Юридический вестник ДГУ. — 2020. — Т. 33. — № 1. — С. 9—14.
8. Алексеев, С.С. и др., Теория государства и права: учебник/ отв. ред. В.Д. Перевалов. 5–е изд., переб. и доп. — М., 2021. — 567 с.
9. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. — М.: Норма, 2017. — 768 с.
10. Баранов, П.П. Публичная власть и ее конституционная легитим-ность в современной России: доктрина и практика / П.П. Баранов // Админи-стратор суда. — 2017. — № 4. — С. 8–13.
11. Безруков, А.В. Формирование и функционирование конституци-онно–правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти России: монография / А.В. Безруков. — М.: Юстицинформ, 2016. — 288 с.
12. Белая, Н.П. Правовое регулирование деятельности судов общей юрисдикции: современное состояние и перспективы развития / Н.П. Белая // Человек: преступление и наказание. — 2015. — № 4. — С. 123—125.
13. Власова И.Э., Слинько Е.А. Конституционная система разделения властей Российской Федерации / И.Э. Власова, Е.А. Слинько // Аспирантские тетради. Сборник научных статей научно—методического семинара моло-дых ученых. — Москва, 2020. — С. 45—51.
14. Дюверже, М. Политические партии / М. Дюверже. — М. : Акаде-мический проект, Гаудеамус, 2013. — 223 с.
15. Есиев, Р.К. Формирование концепции разделения властей в Рос-сии: политико— правовые аспекты / Р.К. Есиев // Теории и проблемы поли-тических исследований. — 2020. — Т. 9. — № 4—1. — С. 44—48.
16. Ивакина, Д.С. Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве / Д. С. Ивакина, А. В. Митюхин // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 89—91.
17. Кагерманов, А.С.С. Некоторые особенности принципа разделе-ния властей в России / А.С.С. Кагерманов // Право и государство: теория и практика. — 2022. — № 1 (205). — С. 57—59.
18. Канунникова, Н.Г. К вопросу о теоретических аспектах государ-ственного управления / Н.Г. Канунникова // Административное право и про-цесс. — 2017. — № 12. — С. 20—24.
19. Керимов, А.Д. Современное государство: Вопросы теории / А.Д. Керимов. — М.: Норма, 2007. — 321 с.
20. Козлов, С.С. К вопросу исполнительной власти в системе разде-ления властей / С.С. Козлов // Актуальные вопросы современной науки и об-разования: сборник статей Международной научно—практической конфе-ренции : в 2 ч. — 2020. — С. 82—85.
21. Конституционное право РФ: учебник для бакалавров / И.А. Ум-нова, И.А. Алешкова; Российская академия правосудия. 2–е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — 554 с.
22. Лассуэл Г. Язык власти / Политическая лингвистика. Вып. 20 / Г. Лассуэл. Екатеринбург, 2006. 256 с.
23. Молочков, А. А. Проблемные аспекты регламентации и реализа-ции принципа разделения властей в современной России / А.А. Молочков // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — 2018. —№ 3. — С. 30—36.
24. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной ан-тропологии; сост., пер. с фр., предисловие, вступит, статья, комментарии А. Б. Гофмана / М. Мосс. — М. : КДУ, 2011. — 288 с.
25. Парсонс, Т. Социальная система / Т. Парсонс. — М. : Академиче-ский проект, 2018. — 376 с.
26. Рассел, Б. Власть / Б. Рассел. — М. : Идея–пресс, 1999. — 223 с.
27. Скидмор, М.Дж. Американская система государственного управ-ления / М.Дж. Скидмор, М.К. Трапп. — М., 2013. — 329 с.
28. Хафизов, А. А. Разделение властей в унитарном и федеративном государстве: историко—правовое исследование: дис.... канд. юрид. наук / А.А. Хафизов. — Казань, 2014. — 124с.
29. Чертков, А.Н. «Симфония властей» как доктринальная основа триумвирата подсистем публичной власти / А.Н. Чертков // Публичная власть. 2022. С. 41–46.
30. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учеб-ник. 9—е изд., перераб. и доп. / В.Е. Чиркин. — М.: Норма, Инфра—М, 2019. — 528 с.
31. Щекотихин, А.И. Конституционно—правовые гарантии разделе-ния власти государственных органов / А.И. Щекотихин // Юридическая наука. — 2020. — №6. — С.47.