Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В рыночных отношениях на первый план выходит эффективность производственной деятельности предприятия, практика реализации продукции, что оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособности и положение на рынке. При производственном процессе и продаже готовой продукции используются достижения научно-технического прогресса, которую оптимизируют расходу и повышают эффективность деятельность предприятия.
Немаловажную роль при этом играет экономический анализ деятельности предприятия, с помощью которого возможно разрабатывать тактику и стратегию развития предприятия, обосновывать управленческие решения и планы, оценить результаты деятельности организации, ее подразделений и работников.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена значимостью анализа объемов производства и реализации продукции для предприятий и экономики государства в целом.
В современной экономической литературе насчитывается существенный объем как теоретических, так и прикладных работ, посвященных анализу объема производства и реализации продукции. В последние годы проблеме уделяли внимание такие авторы, как С. М. Коломиец, С. В. Овчинникова и др.
Исходя из выше сказанного целью исследования – является оценка реализации продукции ООО «Агроторг» «Пятерочка-6651» и выявление резервов по их увеличению.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть теоретические аспекты, касающиеся реализации продукции предприятия;
- оценить практика реализации продукции ООО «Агроторг» «Пятерочка-6651»;
- определить пути повышения эффективности реализации продукции организации.
В работе будут использованы труды таких авторов как: Г.Ф. Графова, Д.А. Ендовицкий, Н.А. Илюхина, М. Киселев, Г. Иниятуллина, В.Я. Кожинов, З.А. Круш, Л.B. Лущикова и др.
Предметом исследования практика реализации продукции ООО «Агроторг» «Пятерочка-6651».
Объект исследования – ООО «Агроторг» «Пятерочка-6651».
В процессе исследования были использованы экономико-статистические методы анализа: аналогов, табличный, графический, сравнений, относительных величин, метод цепной подстановки, абсолютных разниц, логарифмирования.
Практическая значимость работы заключатся в составлении наиболее эффективных рекомендаций по использованию резервов увеличения реализации продукции ООО «Агроторг» «Пятерочка-6651».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические основы анализа реализации продукции на предприятии
1.1. Сущность реализации продукции на предприятии
В деятельности каждой организации ее ориентирами являются план производства и план реализации продукции. Для того, чтобы сформировать производственную программу, используется балансовый метод . Предприятие самостоятельно планирует свои действия при помощи заключенных с потребителями и поставщиками договоров и определяет перспективы дальнейшего развития. Объем выпуска и реализации продукции – показатели взаимозависимые . В том случае, если на рынке сложилось ситуация, при которой существует неограниченный спрос, при этом производственные возможности предприятий ограничены, то предпочтение отдается производственному процессу. В тоже время необходимо брать в расчет, что в течение определенного времени рынок будет насыщен продукций и повысится конкуренция, это приведет к росту продаж и именно, они будут определять объем производимой продукции. Предприятие при осуществление своей деятельности должно производить продукции в том ассортименте и объеме, которую он сможет реализовать.
Динамика объема производства и продажи продукции оказывают непосредственное влияние на расходы предприятия, и как следствие на размер полученной прибыли и рентабельность. В итоге, данные показатели лежат в основе оценки эффективности функционирования предприятия.
Производственная деятельность, по сути, есть создание экономических благ, которые необходимы для удовлетворения различных потребностей общества . В рыночных отношениях производством занимаются предприятия, которые наиболее активно используют современные технологии, что дает конкурентное преимущество на рынке и позволяет увеличивать прибыль и рентабельность своей деятельности.
Предприятия в своей деятельности нацелены на максимально эффективное использование имеющихся ресурсов с минимальными затратами и максимальной прибылью. Данная схема лежит в основе анализа объема производства и реализации продукции предприятия.
Предприятия при оценке выпуска и реализации продукции учитываются следующие показатели:
объем производства и реализации продукции;
ассортимент и структура продукции;
качество продукции;
ритмичность продукции.
Схематично оценка выпуска и продажи произведенной продукции представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Оценка выпуска и продажи произведенной продукции
Важное место при оценке практики производства и продажи продукции являются такие показатели как:
- процесс организации труда и производства;
- эффективность использования имеющихся в распоряжении трудовых, материальных и денежных ресурсов;
- объем брака в производственном процессе.
Источниками информации для оценки эффективности производства и продажи продукции являются:
- отчет о финансовых результатах;
- данные оперативно-технического учета, первичного и системного бухгалтерского учета;
- бизнес-план предприятия;
- оперативные планы-графики и др.
Объем производства изучается в границах релевантного ряда деловой активности, от минимума к максимуму. Анализ можно производить не только в пределах абсолютного минимума и максимума, но и в границах постоянных затрат. Релевантный ряд составляется минимально допустимым, максимально допустимым, оптимальным и фактическим объемами выпуска и реализации продукции.
Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации - объем, позволяющий достичь равенства доходов и расходов при уже сложившихся условиях производства и установленных ценах на продукцию .
Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.
Оптимальный объем реализации – такой объем, что обеспечит получение максимально возможной прибыли при сложившихся условиях производства и заданном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции – это тот ориентир, знание которого необходимо.
Объем производства и реализации продукции характеризуют следующие показатели: валовой оборот, внутрипроизводственный оборот, валовая, товарная и реализованная продукция.
Продукция различается, исходя из точки зрения потребления и из точки зрения производственного цикла, по степени готовности. Изделие, которые закончено с точки зрения производственного цикла предприятия, называется готовой продукцией и реализуется потребителям. Готовая продукция – часть товарной продукции предприятия .
Показатели, которые характеризуют объем производства и реализации продукции, показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 - Показатели, характеризующие объем производства и реализации продукции на предприятии
Объем производства и реализации промышленной продукции можно выразить в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях .
К основным показателям объема производства принадлежат товарная и валовая продукция.
Объем реализации продукции может определяться по отгрузке продукции покупателям, а также по оплате (выручке). Его можно выразить в сопоставимых, плановых и действующих ценах. При рыночной экономике этот показатель приобретает наиважнейшее значение. Реализация продукции – это своего рода связующее звено между производством и потребителем. От того, как идут продажи продукция, какой спрос на нее присутствует на рынке, будет зависеть и объем ее производства.
Стоит выделить и условно-натуральные показатели, которые могут наряду со стоимостными применяться в обобщающей характеристике объема производства продукции (к примеру, на ремонтных предприятиях это может быть количество условных ремонтов).
Также можно использовать показатель нормативных трудозатрат, который используют тогда, когда невозможно применить натуральные или условно-натуральные показатели из-за многономенклатурной производства.
Из вышесказанного следует, что в основе разработки путей повышения объема выпуска и реализации продукции лежит система определенных показателей, характеризующих производственную деятельность предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/914c87
3. Большаков С.В. Корпоративные финансы и управление бизнесом: монография / С.В. Большаков. – М.: Русайнс, 2022. – 378 c.
4. Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием / С.А. Бороненкова. - Москва: Финансы и статистика, 2022. – 217 с.
5. Бочкова С.В. Анализ финансовой отчетности / С.В. Бочкова. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 292 c.
6. Бренерман М.Х. Комплексный анализ: учебное пособие / Т.В. Бренерман. – Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2020. – 127 c.
7. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие / М.А. Вахрушина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2021. – 451 с.
8. Добросердова И.И. Финансы предприятий / И.И. Добросердова, И.Н. Самонова, Р.Г. Попова. – СПб.: Питер, 2022. – 332 с.
9. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: Дело и сервис, 2021. -744 с.
10. Дорман В. Н. Экономика организации. Ресурсы коммерческой организации : учебное пособие для вузов / В. Н. Дорман ; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 134 с.
11. Савкина Р.В. Организация предпринимательской деятельности / Р.В. Савкина. – Москва: КноРус, 2022. – 211 с.
12. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент. 6-е изд. / Е.С. Стоянова. - М.: Перспектива, 2022. - 328 с.
13. Билалова Л.А. Анализ показателей рентабельности предприятия / Л.А. Билалова З.Т. Насретдинова // Международный студенческий научный вестник. - 2021. - № 5. - С. 664-670.
14. Ганюта О.Н. Методика проведения анализа доходов и расходов / О.Н. Ганюта // Аллея науки. – 2022. – Т. 2. – № 1 (28). – С. 465-469.
15. Довтаев С-А.Ш. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации на основе отчета о финансовых результатах / С-А.Ш. Довтаев // Вестник Академии знаний. – 2021. – №1 (42). – С. 123-127.
16. Зигангиров А.М. Задачи, значение и понятие анализа финансового состояния предприятия / А.М. Зигангиров // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2020 материалы IX Международной молодежной научной конференции. - Курск, 2020. - С. 190-194.
17. Краснов В. Н. Финансовые ресурсы как источники инвестиций в основные фонды российских предприятий в современных рыночных условиях / В. Н. Краснов // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2020. – № 6(31). – С. 72-75.
18. Суханова В. Управленческие отчеты: план-факт анализ / В. Суханова // Консультант. – 2020. – №7. – С. 52-57.
19. Удовенко А. А. Оценка эффективности формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии / А. А. Удовенко // Студенческий вестник. – 2019. – № 14-2(64). – С. 25-30.
20. Абдукаримов И.Т. Финансово–экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): учебное пособие / И.Т. Абдукаримов. – М.: ИНФРА–М, 2022. – 320 c.