Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования объясняется тем, что удержание сотрудников является одной из актуальных задач кадровой политики современных компаний, успех которой во многом связан с качеством нанятого персонала. По данным некоторых исследований, линейное руководство средней компании способно повлиять на 75% всех причин добровольных увольнений сотрудников, что делает направление удержания персонала чрезвычайно перспективным с точки зрения развития управления НК [2].
Растущий спрос на практики удержания кадров на современном этапе развития российского рынка труда связан с несколькими факторами. В первую очередь на компании влияет усиление конкуренции за лучших сотрудников на рынке труда (например, в технологических сферах, а также сферах, связанных с творческой деятельностью). Дефицит специалистов на рынке труда существенно удорожает их наем, несмотря на то, что даже в случае нахождения доступного на рынке специалиста найм обычно оказывается дороже мер по удержанию уходящего работника. компания [3]. Текучесть кадров при отсутствии контроля со стороны работодателя может «съесть» значительную часть бюджета компании. Таким образом, одной из основных причин интереса работодателей к практике удержания персонала является экономия ресурсов, осуществляемая за счет контролируемого снижения текучести кадров.
Увольнение сотрудника оказывается особенно критичным в тех случаях, когда он является ключевым специалистом компании. Возрастающая сложность решаемых бизнесом задач и используемых в этом процессе технологий, усложнение структуры компании (например, создание гибких форм команд, которые меньше полагаются на сервисную иерархию, а больше на индивидуальные качества сотрудников). отдельных сотрудников) еще больше повышают как роль ключевых специалистов в успехе предприятия, так и среднесписочную численность таких специалистов. Возрастающая степень разделения труда (как внутри отдельных компаний, так и между самими компаниями внутри отраслей) сужает круг задач, решаемых сотрудниками и коллективами, делая более востребованными узкоспециализированных специалистов, заменить которых становится сложнее.
В то же время на рынке труда продолжает наблюдаться приток новых поколений соискателей, чьи трудовые ценности отличаются от ценностей старших коллег. Таким образом, молодые специалисты более мобильны и менее привязаны к текущему месту работы, чем сотрудники старшего возраста, и поэтому склонны менять больше мест работы в течение своей карьеры [4]. Кроме того, для более молодых соискателей при принятии решения о продолжении карьеры на нынешнем месте работы или увольнении важными оказываются иные факторы, чем для старших коллег — в частности, они чаще обращают внимание на профессиональное развитие в компании, склонны чувствовать себя более заинтересованность в трудовых обязанностях и ценность признания и чувства собственной значимости, ценят соответствующую атмосферу в рабочем коллективе и возможность работать по гибкому графику [3]. Все это вынуждает работодателя уделять дополнительное внимание молодым сотрудникам, если она намерена удержать их в штате.
Есть и другие издержки, которые компании несут при увольнении ценных сотрудников — это увеличение нагрузки на оставшихся сотрудников, рост операционных расходов, потеря конкурентных преимуществ перед другими компаниями, снижение стандартов обслуживания клиентов [3]. Компании, желающие избежать этих проблем, сталкиваются с необходимостью применения практики удержания персонала.
Между тем, в условиях внедрения нового механизма управления переходом на самофинансирование и самообеспечение, сопровождающееся значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличивается численность работников, вынужденных либо осваивать новые профессии или менять место работы и коллектив, важность проблемы адаптации возрастает еще больше.
Цель: удержание молодых специалистов в управляющей компании ОЭЗ «Титановая долина».
Задания:
1. Изучить понятие «молодой специалист».
2. Рассмотреть понятие удержания молодых специалистов в организации.
3. Изучить методы удержания молодых специалистов в организации.
4. Проанализировать опыт удержания молодых специалистов в зарубежных и отечественных компаниях.
5. Провести исследование практических проблем удержания молодых специалистов в управляющей компании ОЭЗ «Титановая долина».
6.
Объект исследования: сотрудники, проработавшие в организации не более 1 года.
Предмет исследования: уровень профессиональной адаптации и дезадаптации молодых специалистов.
Методы исследования: анкеты
Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В главе 1 изложены – «Теоретические и методологические основы проблемы удержания молодых специалистов» основные понятия и определения, основные подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме удержания молодых специалистов, а также основные выводы по теоретической части.
Глава 2 – «Изучение уровня профессиональной адаптации и дезадаптации молодых сотрудников» методы исследования, характеристики выборки, гипотезы, полученные результаты и их интерпретация. А также выводы по результатам исследования.
Глава 3 – содержит рекомендации по проблеме удержания молодых специалистов в управляющей компании ОЭЗ «Титановая долина».
1. Теоретические и методологические основы проблемы удержания молодых специалистов
1.1. Понятие «молодой специалист»
Проблема повышения эффективности деятельности организации является первостепенной и активно обсуждается как бизнес-, так и научным сообществом [1, 3].
Значительное влияние на эффективность деятельности организации в целом оказывает локальная эффективность ее отдельных работников. В научных работах [2, 4] показано, что за счет роста индивидуальной эффективности работников можно добиться значительного повышения организационной эффективности организации в целом. Напротив, низкая индивидуальная эффективность работников может значительно уменьшать эффективность организации в целом, особенно это характерно для организаций с иерархической структурой управления, к которым, в частности, можно отнести научные организации, унаследовавшие свои структуры из прежних времен.
Молодые специалисты интересны организации прежде всего потому, что даже если не обладают достаточно высокой эффективностью, то с большой вероятностью могут ее наращивать.
Во-первых, это объясняется тем, что сотрудники более молодого возраста обладают более ярко выраженными способностями адаптации к быстро развивающемуся миру. Они способны изобретать и внедрять нововведения в любой отрасли своей деятельности.
Во-вторых, из-за отсутствия в организации молодых специалистов сотрудникам «с богатым» опытом работы некому будет передавать свои профессиональные знания и умения.
Исходя из этого, следует, что работодателям необходимо рассматривать молодых специалистов, как актив компании. Поэтому проблема привлечения и удержания молодых специалистов в научных организациях является чрезвычайно актуальной.
Молодой специалист – гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования.
В общем виде к характеристикам молодого специалиста относится:
- Наличие профессионального образования;
- Возраст;
- Первичное трудоустройство.
При приеме на работу молодых специалистов необходимо учитывать ряд характерных особенностей, присущих им. Во-первых, при выходе на работу у молодых специалистов происходит резкий переход от теоретических знаний к умению применять их на практике. Во-вторых, молодые специалисты обладают определенным набором ценностей, которые являются для них наиболее значимыми (рис. 1).
Рис. 1 Ценности молодых специалистов
Поэтому, управляя сотрудниками, которые имеют статус «молодого специалиста», необходимо учитывать их набор ценностей, чтобы вызвать у них заинтересованность и желание качественно выполнять свои профессиональные обязанности.
Несомненно, что для развития и повышения эффективности деятельности любой организации необходимы «молодые» кадры, которые полны сил, энергии и энтузиазма. Однако при приеме на работу молодых специалистов существует как ряд преимуществ, так и ряд недостатков (табл. 1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляева, Е.С. Статья «Старение персонала как один из факторов снижения инновационного потенциала предприятий» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23464683
2. Бушменко А.Д., Якимова Л.Д. Анализ привлечения и удержания молодых специалистов на предприятии железнодорожной отрасли // В сборнике: Современная экономика и общество глазами молодых исследователей Сборник статей участников Международной научно-практической конференции V Уральского вернисажа науки и бизнеса. В 3-х томах. Под общей редакцией Е.П. Велихова. 2018. С. 123-127.
3. Волгушева, А. А. Научная статья «Молодой специалист» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://center-yf.ru/data/stat/Molodoi-specialist.php
4. Гребер Д. Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда // Маргинем Пресс, 2018. - 182 с.
5. Еремеева М.М. Well-Being: влияние на результативность деятельности организации / М. М. Еремеева // Экономика предприятий, регионов, стран: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 марта 2021 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. - С. 15-18.
6. Заугольников С.А. Разработка и апробирование методики измерения вовлеченности сотрудников организации / С. А. Заугольников // Известия Регионального финансово-экономического института. - 2015. - № 3(9). - С. 9.
7. Китаевская О.Н., Картушина Е.Н. Корпоративные социальные программы как способ удержания персонала в организации // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №5. С. 23-29.
8. Колединцева В.К., Романовская Е.Н., Мельникова Е.В. Финансовые и кадровые аспекты стратегии обеспечения устойчивости промышленного предприятия // Актуальные проблемы экономики и управления Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 110-114.
9. Котомина О. В., Широкшина П. Н. Особенности удержания креативных сотрудников поколения Y: результаты пилотного исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2019. Менеджмент 18 (1): 115-134
10. Лунюшкина А.К., Кутузова А.В. Анализ и совершенствование системы привлечения и удержания молодых специалистов организации // Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство Сборник научных статей по итогам шестой международной научной конференции. 2019. С. 92-95.
11. Магун В.С. Динамика трудовых ценностей российского населения (1991-2007) // Социально трудовые отношения: проблемы и перспективы: материалы Первого германо-российского форума «Формирование социальной политики». М., 2009. C. 88-101.
12. Мельникова Е.В. Кадровая политика в обеспечении стратегической устойчивости организации железнодорожного транспорта // материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярский институт железнодорожного транспорта – филиал ИрГУПС. 2014. С. 244-248
13. Свистунов В.М., Кузина Г.П., Лобачев В.В. Уровень доверия в организации как фактор повышения эффективности внедрения новых технологий менеджмента // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2019. - № 3 (42). -С. 5-14.
14. Спивак, В.А. Управление персоналом: Учеб. пособие [Текст] / В. А. Спивак. - М.: Эксмо, 2010. – 226 с. - ISBN 978-5-699-29059-8
15. Тихонов А.И. Аутплейсмент как эффективный инструмент смягчения последствий увольнений на российском рынке труда // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 2. С. 163-168.
16. Тихонов А.И. Оценка влияния компонентов социального пакета на трудоустройство // Московский экономический журнал. 2020. № 4. С. 57.
17. Черников Б.В. Трансформация системы трудовых ценностей в условиях формирования новой парадигмы труда // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2014. № 3. С. 45-53.
18. Черникова В.Е. Кадровый менеджмент: текстовое электронное учебное издание / В.Е. Черникова; Кубанский государственный технологический университет. - Майкоп: ООО «Электронные издательские технологии», 2019. - 102 с.
19.
20. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С., Ярыгина Е.О. Почему они уходят? Факторы, влияющие на намерения российских работников сменить место работы // Экономическая социология. 2012. №4.
21. Яркова С.А., Данилова А.С., Анисимова Н.А., Якимова Л.Д. Разработка инструментов оценки персонала по уровню клиентоориентированности // Экономика труда. 2018. Т. 5. № 3. С. 911-924.
22. Яркова С.А., Романцова Ю.Д., Якимова Л.Д., Малахова А.А. Анализ формирования имиджа организации-работодателя на рынке труда как фактора привлечения потенциальных работников // Наука Красноярья. 2018. Т. 7. № 2. С. 7-25. Яркова С.А., Якимова Л.Д., Кутузова А.В., Михайлова Е.И. Повышение эффективности производственной практики студента отраслевого вуза в условиях совершенствования образовательного менеджмента // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 149-158.
23. Альманах HeadHunter [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://hh.ru/article/17197
24. Армстронг Майкл Факторы, влияющие на удержание работников. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://econ.wikireading.ru/56575
25. Текучесть персонала: причины и пути решения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://efsol.ru/articles/staff-turnover.html
26. Лидерство и мотивация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bookia.org/kniga/115774273231/
27. Реализация принципа свободы труда на современном этапе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-svobody-truda-sovremennom-etape
28. Удержание персонала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gd.ru/artides/9672-uderjanie-personala
29. Система материальных льгот для привлечения и удержания персонала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kaus- group.ru/knowledge/300-articles/category/motivation/material/361/
30. Результаты исследования международной компании «Deloitte» Социально ответственный бизнес в новой реальности: от стратегии выживания к процветанию URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/human-capital/russian/hct2021-ru.pdf