Фрагмент для ознакомления
2
Нарушения костно-мышечной системы — это более 150 заболеваний, влияющих на опорно-двигательный аппарат. Они широко варьируются от острых и кратковременных событий, таких как переломы, растяжения и вывихи, до пожизненных нарушений, сопровождающихся постоянным снижением функциональности и инвалидностью.
Нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата обычно характеризуются болями (часто постоянными), снижением подвижности, ухудшением двигательных навыков и функциональных возможностей в целом, что ограничивает трудоспособность человека.
Данные недавнего исследования «Глобальное бремя болезней» показывают, что примерно 1,71 миллиарда человек во всем мире страдают от заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Конечно, современная жизнь – это тяжелое испытание для опорно-двигательного аппарата, ведь мы все меньше двигаемся и все больше сидим, а сидячее положение – худшее положение для позвоночника.
Идеальная осанка – это не только внешняя эстетика человеческого тела, но и залог здорового позвоночника, а это значит и многие другие органы и системы организма. Однако не у всех идеальная осанка. Некоторые люди рождаются с патологиями, а многие приобретают нарушения осанки по разным причинам.
В то же время неправильная осанка постепенно приводит к уменьшению подвижности грудной клетки и диафрагмы, ухудшению пружинящей функции позвоночника, что, в свою очередь, отрицательно влияет на деятельность основных систем организма.
Нарушение осанки у детей носит функциональный (обратимый) характер, поэтому лечебные мероприятия проводятся по двум направлениям: создание прочного мышечного корсета и привитие рациональных двигательных стереотипов.
Под воздействием регулярных физических упражнений укрепляются мышцы ребенка, что предотвращает развитие плохой осанки. Под воздействием специальных физических упражнений позвоночник становится более подвижным, устраняются физиологические дефекты искривления, укрепляются мышцы спины и груди, создается мышечный корсет, удерживающий позвоночник в правильном положении.
В настоящее время известно, что проведение специальных занятий физической культурой существенно снижает вероятность появления и развития нарушений осанки и в целом способствует формированию физически здоровой и полноценной личности ребенка.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время количество детей школьного возраста с нарушением осанки увеличивается, а не уменьшается. Изучение зависимости степени нарушения осанки у школьников от различных факторов является предметом постоянного внимания ученых и практиков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности её использования для педагогического, врачебно-педагогического самоконтроля за лицами, имеющими нарушения осанки.
Объект исследования: лечебная физическая культура.
Предмет исследования: средства и методы лечебной физической культуры, применяемые при сколиозе.
Цель исследования: изучение средств и методов использования лечебной физической культуры при сколиозе.
Задачи исследования:
Выявить значение здоровой осанки в жизнедеятельности человека;
Дать клинико-физиологическую характеристику нарушений осанки;
Проанализировать и систематизировать научные данные по вопросу профилактики сколиоза;
Определить цель и задачи лечебной физической культуры при сколиозе.
1. Общие сведения о сколиотической болезни
Итак, сколиоз (от греческого Skoliosis искривление) – это искривление позвоночника во фронтальной плоскости (боковое искривление). Причем этот термин употребляют как по отношению к функциональным искривлениям позвоночника во фронтальной плоскости («функциональный сколиоз», «сколиотическая осанка», «анталгический сколиоз»), так и по отношению к прогрессирующему заболеванию, приводящему к сложной, иногда тяжелой деформации. позвоночника («сколиотическая болезнь», «структурный сколиоз»).
Сколиоз может быть простым или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным — с несколькими дугами искривления в разные стороны, и, наконец, тотальным, если искривление охватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным или нефиксированным, исчезая в горизонтальном положении, например, при укорочении одной конечности. Наряду со сколиозом обычно наблюдается торсия, т. е. вращение вокруг вертикальной оси, при этом тела позвонков обращены к выпуклой стороне, а остистые отростки - к вогнутой стороне. Торсия способствует деформации и асимметрии грудной клетки, при этом внутренние органы сжимаются и смещаются [5].
Сколиотическая болезнь, в отличие от функциональных искривлений позвоночника во фронтальной плоскости, характеризуется клиновидно-торсионной деформацией позвонков и деформацией грудной клетки и таза, прогрессирующей по мере роста.
Структурный сколиоз развивается при некоторых заболеваниях обмена веществ, приводящих к функциональным нарушениям соединительной ткани и рахиту. При этих заболеваниях в роли структур выступает сколиотическая деформация. Статическим сколиозом обычно называют структурный сколиоз, первопричиной которого является наличие статического фактора – асимметричной нагрузки на позвоночник, вызванной врожденной или приобретенной асимметрией тела (например, асимметрией длины нижних конечностей, патологией тазобедренного сустава или врожденной кривошеей). При статическом сколиозе скорость прогрессирования и выраженность деформации зависят от соотношения выраженности статического фактора и фактора функциональной несостоятельности структур, гарантирующих сохранение вертикального положения позвоночника. При хорошем функциональном состоянии мышечно-связочного аппарата и межпозвонковых дисков искривления позвоночника могут длительное время не приводить к развитию прогрессирующего сколиоза [14].
1. В зависимости от происхождения:
1 группа – сколиозы миопатического происхождения.
2 группа – сколиозы неврогенного происхождения.
3 группа – диспластические сколиозы.
4 группа – рубцовые сколиозы.
5 группа – травматические сколиозы
6 группа – идиопатические сколиозы.
2. По форме искривления:
С-образный сколиоз (с одной дугой искривления).
S-образный сколиоз (с двумя дугами искривления).
Σ-образный сколиоз (с тремя дугами искривления).
3. По локализации искривления:
шейно-грудной сколиоз (вершина искривления на уровне Th3 - Th4);
грудной сколиоз (вершина искривления на уровне Th8 - Th9);
грудопоясничный сколиоз (вершина искривления на уровне Th11 - Th12);
поясничный сколиоз (вершина искривления на уровне L1 - L2);
пояснично-крестцовый сколиоз (вершина искривления на уровне L5 - S1).
4. По изменению статической функции позвоночника:
компенсированная (уравновешенная) форма сколиоза (осевая вертикальная линия, опущенная от верхушки остистого отростка С7 позвонка, проходит через межягодичную складку);
некомпенсированная (неуравновешенная) форма сколиоза (осевая вертикальная линия, опущенная от верхушки остистого отростка С7 позвонка, отклоняется в сторону и не проходит через межягодичную складку).
5. Рентгенологическая классификация (согласно приказам МО РФ):
Степень сколиоза определяется рентгенологом по рентгенограммам на основании измерения углов сколиоза:
I степень – 1-10 градусов,
II степень – 11-25 градусов,
III степень – 26-50 градусов,
IV степень – более 50 градусов.
Последствия сколиоза зависят от стадии развития заболевания. По мере прогрессирования патологии избежать осложнений становится все сложнее.
На первом этапе
Первая степень сколиоза – самая легкая. Искривление составляет примерно 10 градусов и незаметно для окружающих (заболевание можно обнаружить с помощью рентгена). Если патология не прогрессирует и не беспокоит пациента, она считается нормальной. Однако это не мешает систематическому наблюдению у ортопеда и профилактическим мерам.
На втором этапе
Вторая степень характеризуется искривлением от 11 до 25 градусов. Заболевание видно невооруженным глазом, особенно по разной высоте плеч. В таких случаях требуется немедленная консультация врача, поскольку патология развивается очень быстро [8].
Последствия сколиоза второй степени зависят от возраста, в котором он был диагностирован. Если заболевание выявлено у ребенка в возрасте 8-10 лет, это свидетельствует о наличии быстро прогрессирующей деформации, которая по мере развития позвоночника будет только усиливаться.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аношина, Т. В. Фитбол-гимнастика как средство развития равновесия и координации при сколиозе I степени / Т. В. Аношина, И. В. Мищенко, Т. П. Ширяева // В сборнике: Спортивная медицина и реабилитация: традиции, опыт и инновации. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. - Редколлегия Е. М. Бердичевская, Н. И. Дворкина, И. Н. Калинина, С. П. Лавриченко. Краснодар. -2022. - С. 110-113.
2. Болванович, А. Е. Особенности действия некоторых комплексов лечебной гимнастики при асимметричной осанке и сколиотической болезни Ш степени / А. Е. Болванович, А. А. Усанова, Н. А. Аши-рова, О. Н. Букаев // Соврем. тенденции развития науки и технологий — 2016. — Т. 6, № 4. — С. 66-69.
3. Бондарчук, Д. Г. Лечебная физическая культура при сколиозе позвоночника 1-2 степени: сборник трудов конференции. / Д. Г. Бондарчук, А. Г. Сергеева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 авг. 2019 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 104-108.
4. Бузмакова, Н. А. Влияние ЛФК при сколиозе у детей / Н. А. Бузмакова // Методика обучения и воспитания и практика 2017/18 учебного года : сб. материалов I Междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск, 2017. — С. 151-156.
5. Гитт, В. Д. Здоровый позвоночник. Лечение нарушений осанки и телосложения, сколиозов, остеохондрозов / В. Д. Гитт. - М.: Единение, 2019. - 128 c.
6. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и массаж: учеб. / В. А. Епифанов. -2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 528 с.
7. Кастюнин, С. А. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура / С. А. Кастюнин. - М.: Флинта, 2018. – 649 c.
8. Макина, Л. Р. Коррекция сколиоза у девушек 18-20 лет, занимающихся в специальных медицинских группах / Л. Р. Макина, И. С. Бушенева, Д. А. Злобина // Мир науки, культуры, образования. -2018. - № 5 (72). - С. 181-183.
9. Никулин, В. Т., Крючков А. Г. Методика занятий ЛФК при дефектах осанки у студентов I-III курсов //Наука-2020. – 2017. – №. 3 (14).
10. Малышева, В. С. Применение современных технологий для укрепления мышц спины у школьников со сколиозом I степени / В. С. Малышева, В. В. Горелик // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2018. – №4. – С. 17–23.
11. Особенности методики лечебной физической культуры при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии: учебно-метод. пособие [Электронный ресурс]/сост.: И. А. Сударикова., А. А. Судариков., С. В. Щуров, Е. В. Буланова – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2021.–48 с.
12. Попов, С. Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С. Н. Попов. - М.: Academia, 2019. - 96 c.
13. Пястолова, Н. Б. Лечебная физическая культура как учебная дисциплина в вузе / Н. Б. Пястолова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Челябинск, 2018. — С. 71-78.
14. Пястолова, Н. Б. Физическая реабилитация при искривлении позвоночника / Н. Б. Пястолова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 1. — С. 123-129.
15. Рахатова, Д. Р. Лечебная физкультура при искривлениях позвоночника / Д. Р. Рахатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 298-300.
16. Рубанович, В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. – 2018. – 264с.
17. Рябенко, Е. К. Лечебно-физическая культура при сколиозе // Актуальные исследования. 2022. №21 (100). С. 140-144.
18. Федотова, Т. Д. Физические упражнения как основное средство предупреждения нарушений осанки в школьном возрасте : учебное пособие / Т. Д. Федотова, В. С. Пайданов. – Москва, 2018. – 280 с.
19. Чебан, В. А. Лечебная физкультура при сколиозе / В. А. Чебан, Е. С. Солодилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 277-280.