Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы изучения конструкций экспрессивного синтаксиса
1. 1. Понятие экспрессивного синтаксиса русского языка
Экспрессивные синтаксические конструкции проявляют динамичность, отличаясь от тех, которые не несут в себе выразительной нагрузки и не предполагают выражение эмоций. Термин "экспрессивный синтаксис" был введен в лингвистическую науку под влиянием трудов В. В. Виноградова, что способствовало активному изучению средств экспрессивности в синтаксисе [3, с. 640].
Экспрессивный синтаксис русского языка представляет собой уникальный аспект языковой структуры, обогащающий выразительные возможности высказывания. Эти синтаксические конструкции являются неотъемлемой частью художественной литературы, обеспечивая тексты глубоким эмоциональным оттенком и стилистической насыщенностью. В рамках лингвистического анализа экспрессивный синтаксис становится объектом изучения, позволяя понять, как структурные элементы предложений влияют на смысл и эмоциональную окраску высказывания. Рассмотрение этого явления открывает перед исследователями широкий спектр возможностей для анализа языковых стратегий, направленных на усиление выразительности и эмоциональной глубины в русском языке.
Если определять, что имеется в виду под данным понятием, то экспрессивный синтаксис представляет собой раздел лингвостилистики, фокусирующийся на изучении синтаксических средств, направленных на выражение эмоций, и закономерностей их использования в языке носителями. Этот раздел исследует стилистические возможности синтаксических структур, которые функционируют как средства экспрессии, и их роль в формировании стилистически значимых высказываний.
Сюда можно отнести использование восклицательных («Как же это здорово!» - отражение энтузиазма и радости) и вопросительных предложений («Ты действительно думаешь, что я так просто поверю этой нелепой истории?» - передача раздражения и сомнения говорящего в правдивость истории, которую ему рассказали), повторений («очень, очень приятно» - передача важности слов), параллелизмов [4, с. 172].
Исследование экспрессивного синтаксиса началось с анализа синтаксической структуры художественных текстов, где значительный вклад внесла лингвист и филолог Е.А. Иванчикова. Ее внимание было приковано к особенностям синтаксических конструкций, используемых для выражения эмоциональности и стилистической окраски в языке художественной литературы. Она обращала внимание на использование:
1. Окказиональных конструкций, формирующих нестандартные образы предложений и выражающих эмоциональное отношение говорящего.
2. Фразовых повторов, усиливающих выразительность высказывания и подчеркивающих его эмоциональность.
3. Неожиданных инверсий и дислокаций, привлекающих внимание и создающих эффект смещения в предложении.
4. Эмфатического ударения на определенные элементы предложения с целью выделить их и передать эмоциональную нагрузку.
5. Использования различных стилистических фигур, таких как эпитеты, метафоры, аллитерации и прочие, способствующих созданию выразительности и эмоциональности текста [5, с. 196].
Исследования Е.А. Иванчиковой фокусировались на языке литературных произведений Ф. М. Достоевского, в результате чего она разработала теорию о функционировании экспрессивных конструкций в художественном тексте. Ее точка зрения заключалась в том, что автор использует экспрессивные конструкции для передачи эмоциональных состояний персонажей и создания особой атмосферы произведения.
Иванчикова отмечала, что экспрессивный синтаксис может проявляться в различных языковых элементах, включая словосочетания, предложения и даже весь текст в целом [5, с. 202]. Например, использование повторений, междометий, инверсий, эллипсисов и других языковых средств может усиливать выразительность текста.
В своем труде "Текст как объект лингвистического исследования" [Гальперин 1971: 288], И. Р. Гальперин рассматривает экспрессивный синтаксис как один из аспектов языковой выразительности, предоставляя описание различных видов экспрессивных конструкций. Он выделяет следующие средства синтаксического выражения экспрессивности:
1. Нестандартный порядок слов и фразовые конструкции, привлекающие внимание и создающие эффект смещения в предложении.
2. Окказиональные, нетипичные для стандартного языка конструкции, акцентирующие экспрессивность и эмоциональность высказывания.
3. Использование инверсий, дислокаций и других стилистических приемов для выделения определенных элементов предложения и придания им эмоциональной окраски.
4. Усиление интонации и пунктуации с целью передачи эмоционального заряда высказывания.
5. Использование восклицательных и вопросительных предложений, типичных для выражения эмоций и экспрессивности.
6. Использование повторов, эпитетов, метафор и прочих стилистических средств для подчеркивания эмоционального содержания текста.
Российская лингвистка Г. Н. Акимова провела обширные исследования в области экспрессивного синтаксиса, включая анализ выразительных средств синтаксиса в художественной литературе, журналистике и политической речи. Она выделила основные характеристики экспрессивного синтаксиса, такие как эллипсис, повтор, антитеза, параллелизм, восклицательные и вопросительные предложения, а также фразеологизмы.
Акимова считала, что экспрессивный синтаксис не только усиливает выразительность речи, но также может быть использован для достижения определенных коммуникативных целей, таких как убеждение и эмоциональное воздействие на аудиторию. Она также разработала методику анализа экспрессивного синтаксиса, которая позволяет выявлять выразительные средства синтаксиса в тексте и оценивать их эффективность [6, с. 214].
Г. Н. Акимова провела исследования явления аналитизма в русской грамматике, изучая его на примере поэтических произведений и прозы. Она отметила, что синтаксическая расчлененность, выраженная через парцелляцию и сегментацию, представляет собой основу экспрессивных конструкций в русском языке. Г. Н. Акимова придерживается мнения, что именно эта конструкция является наиболее характерной для экспрессивного синтаксиса русского языка [6, с. 216].
Объектом исследования М. Ю. Глазковой выступают экспрессивные синтаксические конструкции в современных публицистических текстах. Предмет исследования – проблема функционирования экспрессивных синтаксических конструкций в публицистических текстах в соответствии с прагматическими интенциями автора. М. Ю. Глазкова в своей монографии «Экспрессивные конструкции в языке современных публицистических текстов» [7, с. 205] исследует различные виды экспрессивных конструкций, такие как восклицания, интеръекции, частицы, эмоционально-окрашенные наречия, эллипсы и др. Она анализирует, как эти конструкции используются в публицистических текстах для выражения эмоций, оценок, усиления высказывания и привлечения внимания читателя. Кроме того, Глазкова исследует синтаксические особенности экспрессивных конструкций и их функциональную роль в тексте [8, с. 40].
Один из примеров, который можно привести, – это использование повторов, параллелизмов и эпифор в экспрессивных конструкциях для усиления эмоциональной окраски текста. Например, «Он был не просто зол – он был разъярен, он был яростен, он был бешен, словно зверь, которому не хватает крови» [7, с. 203]. Здесь повторы слов «он был», использование эпифоры и сравнение со зверем создают яркую экспрессивную конструкцию, которая помогает передать сильное эмоциональное состояние героя.
1. 2. Конструкции экспрессивного синтаксиса в русском языке и их функции
1. 2. 1. Парцелляция
Парцелляция, как явление, привлекающее внимание лингвистов с 1950-х годов, остается актуальной проблемой исследований в современной лингвистике. Несмотря на десятки написанных диссертаций и научных статей, проблема парцелляции до сих пор вызывает интерес у исследователей и не считается окончательно решенной.
Термин "парцелляция", заимствованный из французского языкознания, в современном понятии впервые был использован профессором А. Ф. Ефремовым в его работе "Язык Н. Г. Чернышевского" [9, с. 36]. В этой работе ученый определил парцелляцию как прием, который "как бы разламывает предложение на части, превращая их в эквиваленты самостоятельных предложений" [9, с. 38]. При этом структура предложения подвергается деформации через "своеобразную расстановку знаков препинания, нарушающую общепринятые правила" [9, с. 36].
В середине 1960-х годов термин "парцелляция" стал широко распространенным в лингвистике благодаря исследованиям Ю. В. Ванникова. Для дальнейшего анализа возьмем определение парцелляции, предложенное им: «Интонационное расчленение словосочетания в составе предложения может по своему ритмико-мелодическому качеству совпадать с интонационным членением между отдельными предложениями. Тогда возникает явление так называемой парцелляции, т.е. такое интонационное – а очень часто и позиционное – вычленение словоформы или словосочетания, при котором этот отчленённый и вынесенный в конец элемент приобретает интонационный контур и информационную нагрузку самостоятельного высказывания» [10, с. 2].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том XII. – М.: Правда, 1982. – С. 457-462.
2. Баскакова Е.С. Перевод экспрессивных синтаксических конструкций с русского на английский язык в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и их влияние на связанность как скрытую характеристику текста// Вестник Ленинград. ун-та им. А.С. Пушки¬ на. Сер. Филология. – 2009. – No 3. – С. 166-174.
3. Виноградов, В. В. Очерки по стилистике русского языка. Москва: Издательство «Наука». – 1967. – c. 640.
4. Солдатова, Г. Н. Экспрессивные конструкции в публицистическом тексте (на материале англоязычной прессы) / Г.Н. Солдатова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – No 1 (67). – С. 171-174.
5. Иванчикова Е. А. Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтаксические функции // Морфология и синтаксис современного русского литературного языка, М., 1968. С. 279.
6. Акимова, Г. Н. Аналитизм русской грамматики в поэтических произведениях и прозе / Г. Н. Акимова. - Москва: Изд-во Московского университета, 1973. - 240 с.
7. Глазкова, М. Ю. Экспрессивные конструкции в языке современных публицистических текстов. Москва: Издательство МГУ, 2014. – 235 с.
8. Глазкова, О. Ю. Экспрессивные средства в публицистическом дискурсе / О.Ю. Глазкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – No 1 (31). – С. 40-42.
9. Ефремов А. Ф. Язык Н. Г. Чернышевск ого. М., 1952. С. 52.
10. Ванников Ю. В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. М.,1979. С. 5.
11. Иванова Р. В. Экспрессивный синтаксис в русской художественной литературе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.02.01. – Санкт-Петербург, 2003. – 231 с.
12. Жукова, И. А. Экспрессивные конструкции в русском языке: функционирование и семантика / И.А. Жукова // Научный результат. Серия «Филология и культурология». - 2015. - Т. 1, No 4 (5). - С. 5-11.
13. Ягодкин, А. А. Риторические вопросы как средство коммуникативного воздействия в русском языке / А.А. Ягодкин // Филологические науки в МГИМО-Университете. – 2013. – No 3 (15). – С. 193-198.
14. Лукашевич, Н. В. Риторические вопросы в современном русском языке: проблемы теории и практики / Н.В. Лукашевич // Филологические науки в МГИМО-Университете. – 2013. – No 3 (15). – С. 179-186.
15. Буянова Н.Ю. Я познаю мир. Медицина: Энциклопедия. – М. – 2008. – 399с.