Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы РФ
1.1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой сложную и многоуровневую структуру, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Она формируется в соответствии с конституционными принципами и федеральными законами, определяющими основы бюджетного регулирования, принципы формирования, исполнения и контроля бюджетных средств. Бюджетное устройство РФ, в свою очередь, закладывает фундаментальные основы для деятельности всей бюджетной системы, включая правила составления бюджетов, их утверждения, исполнения и отчетности, а также механизмы взаимодействия между различными уровнями бюджетной системы и государственными внебюджетными фондами.
Бюджетная система служит основой для реализации экономической и социальной политики государства, обеспечивая финансирование общественных нужд, регулирование экономики и стимулирование развития регионов и отраслей. Она играет ключевую роль в распределении национального дохода и реализации государственных приоритетов, включая образование, здравоохранение, оборону, безопасность и социальную поддержку населения. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ постоянно адаптируются к изменяющимся экономическим условиям и задачам социально-экономического развития страны, что делает их важными объектами для анализа и исследования.
Государственные финансы - один из важнейших институтов любой страны, включая бюджетную систему .
С течением времени они позволяют государственным учреждениям всех уровней достигать своих целей. Поэтому финансы необходимы для всех сфер жизни общества, социальных отношений и государства. Эффективная реализация бюджетной политики требует наличия полноценной бюджетной системы, включающей в себя различные бюджеты всех уровней, позволяющие распределять доходные источники.
Организация бюджетной системы включает в себя структуру бюджетной системы, основы построения этой системы и положение бюджета на каждом уровне.
Бюджет – это сумма денег, выделенная на определенный период времени для покрытия различных расходов и целей. Бюджеты могут составляться на уровне отдельного домохозяйства, организации, региона или страны. Бюджеты позволяют планировать и контролировать расходы, определять приоритеты и достигать целей. Бюджеты могут быть сбалансированными (когда доходы и расходы равны), дефицитными (когда расходы превышают доходы) или экономически профицитными (когда доходы превышают расходы). Составление бюджета - это важный инструмент финансового планирования и управления, обеспечивающий эффективное использование ресурсов и достижение финансовой стабильности .
С помощью государственного бюджета власти могут направлять финансовые ресурсы на поддержку государственных учреждений, реализацию социальной политики, содержание вооруженных сил и выполнение задач в экономической сфере. Бюджетное устройство Российской Федерации включает в себя организационные принципы и структуру бюджетной системы, которые определяются государственным устройством.
В соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, бюджетное устройство страны включает в себя три ключевых компонента: структуру бюджетной системы, основополагающие принципы её организации и конкретное устройство. Бюджетная система Российской Федерации формируется на основе взаимосвязанной сети федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, субъектов федерации и внебюджетных фондов. Она укоренена в экономических взаимоотношениях, опирающихся на фундамент государственного управления и регулирования, и подчиняется установленным законодательным рамкам. Важно уделить особое внимание как составляющим элементам данной системы, так и её структуре, что позволит обеспечить глубокое понимание механизмов её функционирования и основ законодательного регулирования.
Согласно Конституции Российской Федерации, бюджетная система имеет трех уровневую структуру и включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, региональные бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов:
• бюджеты федеральных бюджетов и вне территориальных государственных бюджетных фондов Российской Федерации;
• бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных государственных внебюджетных фондов;
• местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов;
• бюджеты городских округов;
• бюджеты городских округов внутригородского деления;
• бюджеты муниципальных образований в составе городских округов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
• бюджеты городских и сельских поселений;
• бюджеты районов в составе городских округов .
Центральное место в анализируемой системе занимает федеральный бюджет, который служит основой для аллокации и применения финансовых активов с целью реализации заданий федерального уровня. Данный бюджет играет ключевую роль в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода в соответствии с установленными государственными приоритетами.
Отдельную категорию в финансовой системе Российской Федерации составляют государственные внебюджетные фонды, обладающие автономией и формируемые на федеральном уровне для специфических целей. К примеру, фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) функционирует как независимый финансовый институт, обеспечивающий реализацию целей в области здравоохранения.
В контексте федеративного устройства Российской Федерации особое значение приобретают бюджеты субъектов РФ, которые осуществляют распределение финансовых ресурсов для задач, специфичных для данного региона. Этот процесс не только способствует укреплению финансовой самостоятельности регионов, но и подчёркивает их автономию в рамках федерального устройства. Аналогичным образом, муниципальные бюджеты направлены на обеспечение финансирования местных обязанностей, что является выражением принципа местного самоуправления.
Региональный бюджет имеет двойственную природу, поскольку является составной частью финансовой системы Российской Федерации и одновременно основой для финансирования местного самоуправления, не находящегося в ведении государственных органов.
Такая структура необходима для того, чтобы сформировать иерархию статей, составляющих бюджет. К ним относятся:
• необходимость распределения обязанностей между подразделениями, входящими в структуру;
• формирование общих доходов и расходов;
• формирование кассовых бюджетов.
Государственный бюджет оказывает непосредственное влияние на частные сбережения и доходы предприятий и граждан.
Таким образом, изучив понятие бюджетного устройства и его состава, можно сказать, что его суть заключается в определении организации бюджета и его системы на уровне государства в целом. Это включает в себя взаимосвязь между различными структурами в рамках бюджетной системы, ее состав и структуру, в том числе реализацию бюджетных функций и различные процедуры использования и расходования средств. Важно отметить, что бюджетная система имеет трех уровневую структуру и бюджетная система Российской Федерации функционирует в соответствии с заложенными в нее принципами.
1.2. Правовое регулирование бюджетной системы
От наличия бюджетной системы в каждом государстве зависит существование и развитие политической, экономической, социальной и духовной сфер общества. Бюджеты разных уровней-это финансовые средства, с помощью которых государство координирует происходящие в нем процессы и выполняет предписанные законом функции. Кроме того, бюджетная система является основой для определения суверенитета государства.
Федеративное устройство Российской Федерации определяет бюджетную систему как совокупность нескольких тесно взаимосвязанных бюджетов. Исходя из этого, федеральный законодатель определяет бюджетную систему Российской Федерации как «совокупность федерального бюджета, бюджетов зависимых территорий, региональных бюджетов и бюджетов вне государственных фондов, регулируемых правовыми нормами, исходя из экономических отношений и государственного устройства Российской Федерации» .
Говоря об организации бюджетной системы Российской Федерации и нормативной базе регулирования общественных отношений в области бюджетного устройства, необходимо отметить, что основой регулирования соответствующих отношений является Конституция Российской Федерации, которая определила государственное устройство страны как федерации, соответственно, заложила основы бюджетного устройства.
Принятие Закона о бюджете Российской Федерации в январе 2001 года оказало существенное влияние на формирование бюджетного устройства и бюджетной системы России. Это событие позволило пролить свет на организацию, реализацию и управление общественными отношениями в бюджетной сфере на разных стадиях бюджетного процесса. Конечно, на уровне местного самоуправления некоторые общие вопросы в области бюджетов и бюджетных процессов на прямую регулируются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" .
Конституирование бюджетной архитектуры Российской Федерации осуществляется под влиянием множественных форм бюджетно-правовых взаимодействий, а также в ходе применения нормативных требований к её составляющим. В контексте текущего углубления и доработки механизмов бюджетно-правового регламентирования, бюджетно-правовые взаимоотношения представляют собой сложную сеть, отражающую разнообразие аспектов функционирования государства в качестве бюджетного механизма. Разнообразие этих отношений, охватывающих генерацию доходной части бюджета, определение направлений расходов, осуществление бюджетного контроля и управление бюджетными процессами, традиционно привлекает интерес ученых.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 года № 6 ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7 ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2 ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11 ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1 ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 06.10.2022.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823; 2023. – № 45. – Ст. 7991.
3. Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 101091 № 1734-1 (отменен) - URL: http://wwwconsultantru.
4. Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и СанктПетербурга» от 150493 № 4807-1 - URL: http://wwwconsultantru.
5. Закон РФ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» от 05122022 №466-ФЗ - URL: http://wwwdumagovru.
6. Закон РФ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 06122021 №390-ФЗ - URL: 193 http://wwwconsultantru.
7. Закон РФ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08122020 г № 385-ФЗ - URL: http://wwwconsultantru.
8. Боряева, ТФ Основы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации / ТФ Боряева, ОА Тагирова, АВ Носов и др – Пенза: РИО ПГАУ, 2019 – 139 с.
9. Романова Л Каковы основные риски для бюджета на 2023–2025 годы? / Л Романова, А Козлов – Текст: электронный // Ведомости – URL: https://wwwvedomostiru/economics/articles/2022/09/21/941794-osnovnie-riski-dlya-byudzheta (дата обращения: 10122023) .
10. Хромченко АА Актуальные проблемы в сфере бюджетной политики РФ / АА Хромченко, ОИ Терземан, ИВ Данилов – Текст: непосредственный // Вестник Академии знаний – 2021 – № 45(4) – С427–432.
11. Федотова, МЮ Финансовые рынки и финансово-кредитные институты / МЮ Федотова – Пенза: РИО ПГАУ, 2020 – 212 с.
12. Минфин России Бюджет для граждан 2023–2025 – Текст: электронный – URL: https://minfingovru/common/upload/library/2022/11/main/BG_2023pdf (дата обращения: 10.12.2023).
13. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ Сомоев РГ, Идрисов ША Махачкала, 2022.
14. Анализ бюджета РФ 2023-2025 гг Юхненко МА В сборнике: Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров Материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием) Таганрог, 2023 С 557-560.
15. Анализ федерального бюджета России в современных экономических условиях Бычков НВ//В сборнике: Школа молодых учёных по проблемам гуманитарных наук Сборник материалов областного профильного семинара Елец, 2023 С 117-121.
16. Государственная Дума Принят закон о федеральном бюджете на 2023–2025 годы – Текст: электронный – URL: http://dumagovru/news/55836/ (дата обращения: 10.12.2023).
17. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс] / ТФ Боряева, ОА Тагирова, АВ Носов, МЮ Федотова, ОВ Новичкова – Пенза: РИО ПГАУ, 2020 – 208 с.
18. Законодательство о бюджетном устройстве государства: вопросы теории и совершенствования законодательства Российской Федерации Пешкова (Белогорцева) ХВ В сборнике: Проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики Сборник статей по результатам международной научно-практической конференции Симферополь, 2022 С 39-44.
19. К ВОПРОСУ О БЮДЖЕТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ Билибин АМ В сборнике: Мировая наука в эпоху социально-политических трансформаций: новые возможности, пути развития Материалы IX Международной научно-практической конференции в 2-х частях Ставрополь, 2022 С 316-318.
20. Направления оптимизации бюджета Пензенской области Федотова МЮ В сборнике: Проблемы управления, экономики и права в общегосударственном и региональном масштабах Сборник статей X Всероссийской научно-практической конференции Под редакцией ОА Столяровой, РР Юняевой Пенза, 2023 С 247-250.
21. Некоторые проблемы бюджетной системы РФ на современном этапе Ольшев РА Наука XXI века: актуальные направления развития 2023 № 2-2 С 445-448.
22. Проблемы финансово-бюджетной системы РФ Яндарбаева ЛА, Костоева АА, Дикаева ХМ//Тенденции развития науки и образования 2022 № 92-6 С 141-142.
23. Понятие бюджетного устройства Бюджетная система, ее состав, структура, принципы Белякова ЕС В сборнике: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Право и экономика в условиях санкций" Посвященной 30-летию Московского университета имени АС Грибоедова Под редакцией профессора, доктора юридических наук ИА Близнеца Москва, 2023 С 49-55.
24. Реализация принципов бюджетной системы Российской Федерации Заикин ВВ, Севостьянова АИ//Аллея науки 2023 Т 2 № 5 (80) С 1079-1086.
25. Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации Новикова ЯР В сборнике: Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов сборник материалов XX Международной научно-практической конференции Санкт-Петербург, 2023 С 150-154.