Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
1.1.Принципы федеративного устройства РФ
Верховенство федерального закона как принцип федерализма означает, что федеральный закон и иные правовые акты, принятые федеральными органами власти, имеют преимущественную силу над законодательством субъекта РФ. Этот принцип призван обеспечить единство, последовательность и стабильность правовой системы на всей территории страны в соответствии с суверенитетом всей территории РФ (ч.1 ст.4 Конституции РФ).
Верховенство федерального закона предполагает исполнение федерального закона всеми органами государственной власти субъектов РФ, обеспечение соответствия федерального закона Конституции РФ и всех нормативных правовых актов, принимаемых субъектами РФ.
Вопрос о совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст.ст.72, 76 Конституции РФ). Нормативные правовые акты, которые им не соответствуют, подлежат опротестованию, приостановлению действия и отмене в установленном порядке.
В случае возникновения противоречия между положениями Международного договора (соглашения) и положениями Конституции РФ и положениями федерального закона, принятого по предмету ведения РФ и предмету совместного ведения, применяются положения Конституции РФ и федерального закона РФ.
Принцип разграничения предметов ведения подразумевает, что взаимоотношения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ основаны на описании сферы деятельности и возможностей, предусмотренных Конституцией РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и их субъектами РФ основано на Конституции РФ, федеративных конституционных законах.
Принцип равенства субъектов РФ означает, что субъекты РФ поставлены в равные правовые условия и равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ в части ограничения предметов ведения и полномочий, включая подготовку и заключение договоров и подряда.
Равенство субъектов РФ представлено следующим образом:
-равенство их прав и обязанностей;
-возможность для всех субъектов принимать закон и иметь собственную правовую систему (ст.76 Конституции РФ);
-основы конституционного строя РФ и автономное определение системы государственных институтов в соответствии с общими принципами организации представительных и административных органов власти (ст.72 Конституции РФ);
-равное представительство всех субъектов РФ в Совете Федерации ФС РФ (ст.95 Конституции РФ).
1.2.Предметы ведения РФ и субъектов РФ
Предметы ведения - понятие, используемое в федеративном государстве для обозначения сферы общественных отношений, регулирование которых отнесено к компетенции Федерации и ее субъектов.
Объем конкретных полномочий, которые государственные органы РФ и ее субъектов вправе осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий, составляет компетенцию и полномочия РФ и ее субъектов. Необходимо различать компетенцию государственного органа и предмет его ведения, под которым понимается совокупность полномочий государственного органа над предметом его ведения. Иными словами, компетенция органа государственной власти - это права и обязанности по принятию правовых актов и осуществлению иных актов государственной власти.
Под разграничением предметов ведения понимается способ распределения полномочий между РФ и субъектами РФ, определенный Конституцией РФ и Федеративным договором. Вопрос о том, что является прерогативой Союза, а что - прерогативой его субъектов, является одной из главных проблем федеративного государства. Формула решения этого сложного вопроса установлена мировой практикой федерализма, согласно которой полномочия в федеративном государстве распределяются следующим образом:
-исключительную компетенцию федеральных органов власти (предметы ведения федерации);
-совместную компетенцию органов власти федерации и ее субъектов (предметы совместного ведения);
-исключительную компетенцию субъектов федерации (предметы ведения субъектов федерации).
Этот принцип распределения компетенции (предмета ведения) признается и в РФ. Первоначально компетенция и предметы ведения между Российской Федерацией и ее субъектами были разделены Федеративным договором от 31 марта 1992 года, с принятием Конституции РФ - ею .
Конституция РФ содержит перечень вопросов, отнесенных к исключительному ведению Федерации (ст.71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ч.1 ст.72 Конституции РФ). По остальным вопросам она обладает всей полнотой государственной власти (ст.73 Конституции РФ) и осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие собственных законов и иных нормативных правовых актов. Конституция РФ предусматривает возможность перераспределения сферы власти и полномочий между Российской Федерацией и ее составными частями путем заключения отдельных договоров. Конституция РФ предусматривает, что такие договоры возможны между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ч.2,3 ст.78 Конституции РФ).
Предметом ведения РФ являются те полномочия, указанные в Конституции РФ, исключительная прерогатива в осуществлении которых принадлежит федеральным органам государственной власти.
К полномочиям РФ относится сфера общественных отношений, регулирование которых Конституция РФ относит исключительно к полномочиям РФ. Полномочия РФ необходимы и в то же время достаточны для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, ее территориальной целостности и неприкосновенности, защиты прав и свобод всех людей, независимо от того, в какой части страны они проживают.
Перечень исключительных полномочий РФ, содержащийся в Конституции (ст.71), является исчерпывающим, см.Приложение 1.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя свои исключительные полномочия, федеральные органы государственной власти вправе принимать иные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти. Предметы ведения РФ, предусмотренные ст.71 Конституции РФ, могут быть изменены только в порядке, установленном федеральным законом для внесения поправок в Конституцию.
Предметы совместного ведения образуют круг полномочий, в осуществлении которых могут участвовать органы государственной власти Федерации и ее субъектов.
Предметом совместного ведения является сфера общественных отношений, к регулированию которой Конституция РФ относит как органы государственной власти РФ, так и субъектов РФ. Конституция относит к совместному ведению РФ и ее субъектов вопросы, по которым они координируют свои усилия и несут совместную ответственность за положение дел (ст. 72).
Перечень таких вопросов также является исчерпывающим (ст.72 Конституции РФ), см.Приложение 2.
По вопросам, относящимся к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы, определяющие основы правового регулирования (общие принципы), в том числе принцип разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, и федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.
До их принятия субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по данным вопросам. По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Субъекты РФ - территориальные единицы РФ, правовой статус которых определяется Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч.1,3 ст.5 Конституции РФ).
Часть 1 ст.5 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, имеющих равный статус субъектов РФ .
В РФ 89 субъектов (ст. 65 Конституции РФ). Из них:
-24 республики (области);
-9 краев
-48 областей;
-3 крупных города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
-1 автономная область;
-4 автономных округа.
Республики (государства) имеют свои конституции и законодательство. Края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа имеют свои уставы и законодательство (ч.2 ст.5 Конституции РФ).