Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования: На сегодняшний день понятие смеховой культуры получило широкое распространение в самых разных науках. Данной проблемой занимаются искусствоведы, фольклористы, культурологи, философы, филологи и др.
Способность человека к смеху является одним из наиболее загадочных для исследователей качеств. Даже на вопрос, что такое смех, невозможно ответить однозначно. Но тот факт, что это явление не просто физиологическое, а тесно связанно с общественным выражением человека, не вызывает сомнений
Смеховая культура представляет собой достаточно широкое понятие в которое входит не только комизм и юмор, но особый смех, который нес в себе разоблачительные и созидательный функции. Для людей Древней Руси смех выступал средством выражения своего взгляда на мир, оценки существующей действительности, утверждения нравственного и социального идеала. Смех обнажал правду, освобождал человека и окружающую его реальность от покровов церемониальности, этикета.
Актуальность исследования смеховой культуры объясняется несколькими причинами. Во-первых, изучения феномена смеха, который возникает на стыке различных срезов бытия человека, дает новые возможности для понимания человека и социума. Смеховая культуры пронизывает все пласты жизни человека и дает нравственную оценку современному ей обществу, важную для понимания сущности культуры в целом. Кроме того, смеховая культура проявляется в различных видах народного искусства: музыке, песнях, танцах, театральных действах и пр. Ярким примером вышесказанному является деятельность скоморохов, которые были комплексными артистами и проявляли себя в разных видах искусства.
Обзор литературы по теме исследования: Смеховой культуре в целом и смеховой культуре древней Руси посвящено достаточно большое количество литературы. В числе авторов, разрабатывающих фундаментальные концепции смеховой культуры можно назвать М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, С.С. Аверинцева, Л.В. Карасева.
Смеховая культура Древней Руси рассматривается в работах Ю.И. Кравченко, А.В. Пешковой, Н.А. Сайнакова и др.
Особенно следует отметить совместную работы Д.С. Лихачева, А.М. Панченко, Н.В. Понырко «Смех в Древней Руси» В данном комплексном исследовании рассматриваются особенности смеховой культуры в целом, а так же феномены скоморохов и юродивых.
Деятельность скоморохов как представителей смеховой культуры рассматривается в исследованиях А.А. Белкина, З.И. Власовой, А. Руденского, А.С. Фаминцина, С.Е. Юркова и др.
Однако, данных исследований явно недостаточно, многие аспекты смеховой культуры и скоморошества остаются до конца неисследованными. Поэтому тема данного исследования является весьма актуальной.
Объект исследования: народная художественная культура.
Предмет исследования: Смеховая культура Древней Руси, скоморошество.
Цель исследования: рассмотреть смеховую культуру Древней Руси, в том числе и скоморошество.
Задачи исследования:
• Проанализировать основные концепции смеховой культуры следующих авторов: М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, С.С. Аверинцев;
• Выявить истоки смеховой культуры на Руси;
• Охарактеризовать взаимоотношения смеховой культурой и христианства;
• Рассмотреть особенности смеховой культуры в средневековой Руси;
• Проанализировать феномен юродства в контексте смеховой культуры;
• Дать определение понятию «скоморохи», рассмотреть историю скоморошества;
• Охарактеризовать творчество скоморохов;
Методологические и методические основы исследования: Методологическими основами исследования послужили труды ученых, разрабатывающих концепции смеховой культуры: М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, С.С. Аверинцева, Л.В. Карасева, А.М. Панченко и др.
Структура исследования: Исследование состоит из введения; трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы. Во введении определяется актуальность темы исследования, ставятся цель и задачи исследования, дается обзор литературы по теме исследования. В первой главе рассматриваются наиболее значимые концепции смеховой культуры таких автором, как М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев и С.С. Аверинцев. Во второй главе рассматривается смеховая культура на Руси: выявляются ее истоки, взаимоотношения с христианством, рассматриваются особенности смеховой культуры средневековой Руси. В третьей главе рассматриваются феномены скоморошества и юродства в контексте смеховой культуры Древней Руси. В заключении подводятся итоги и делаются выводы по теме исследования.
Глава I. Основные концепции смеховой культуры
1.1. М.М. Бахтин
Концепция смеховой культуры М.М. Бахтина изложена в его работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», изданной в 1965 году. Автор рассматривает смеховую культуру на примере европейской культуры средневековья, однако, представляется, что многие ее характеристики можно отнести и к культуре Руси.
М.М. Бахтин выделяет три формы народной смеховой культуры:
1. Обрядово-зрелищные формы, которые близки к театрально-зрелищным формам (празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа и пр.);
2. Словесные смеховые произведения, в том числе пародийные. Это могут быть произведения разного рода: устные и письменные, на латинском и на народных языках.
3. Различные формы и жанры фамильярно-площадной речи (ругательства, божба, клятва, народные блазоны и др.). Для данной формы характерно употребление бранных слов и выражений.
Все эти три вида форм, отражающие – при всей их разнородности – единый смеховой аспект мира, тесно взаимосвязаны и многообразно переплетаются друг с другом. Все эти обрядово-зрелищные формы принципиально отличались от серьезных официальных – церковных и феодально-государственных – культовых форм и церемониалов. Они давали совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений; они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир и вторую
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверинцев С.С. Бахтин смех, христианская культура. // М.М. Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. - С. 7-19
2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/bahtmain.html Дата обращения: 24.05.2018
3. Белкин А.А. Русские скоморохи. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bibliotekar.ru/rus/16-3.htm Дата обращения: 24.05.2018
4. Власова З.И. Скоморохи и фольклор. Автореф. дисс. …д.филол.н.: 10.01.09. – СПб., 2001. – 54 с.
5. Гаевская Н.З. Культурная функция юродства. // Вестник христианской гуманитарной академии. – 2013. – Том 14. – Вып. 1. – С.198-205
6. Карасёв Л.В. Опыт несмеяния. // Человек. - М.: Наука,1992. - №5. - С.14-28
7. Кравченко Ю.И. Смеховые начала средневековой культуры: Запад и Русь: Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. - Ростов н/Д, 2004. – 25 с.
8. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л.: Наука, 1984. - 295 с.
9. Любарский Я.Н. Царь-мим (к проблеме образа византийского императора Михаила III) [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=337 Дата обращения: 21.05.2018
10. Пешкова А.В. Русская смеховая культура (Истоки и становление (XI-XVIII вв. ): Автореф. дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01. - М., 2004.- 23 с.
11. Ростова Н.Н. Человек обратной перспективы как философско-антропологический тип (Исследование феномена юродства). // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия Гуманитарные науки (философия). – 2007. – Вып.11(74). – С.105-111
12. Руденский А. Скоморохи - самобытное явление русской культуры. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.proza.ru/2011/06/13/258 Дата обращения: 22.05.2018
13. Сайнаков Н.А. Общекультурологическая концепция смеха и исторический анализ маргинальности (по материалам медиевистики). // Методологические и историографические вопросы исторической науки: Сб. статей / Отв. ред. Б.Г. Могильницкий. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. – Вып. 26. – С.101-112
14. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. – СПб.: Типография Э. Арнгольда, 1889. – 195 с.
15. Юрков С.Е. «Смеховая» сторона антимира: скоморошество. // Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало ХХ вв.). - СПб.: , 2003. - С. 36-51.