Фрагмент для ознакомления
2
Введение.
Актуальность данной работы заключается в том, что имеется прогрессивный рост заболеваний глаза. Согласно статистическим данным 95% новорожденных рождаются с нормальным зрением, но в процессе жизни выявляются врожденные и приобретенные патологии зрительного анализатора. Внешние факторы оказывают значительное влияние на формирование зрения и возникновения заболеваний глаза. Для оценки зрительных функций глаза проводят исследования в кабинете оптометрии с помощью специальных аппаратов. Исследования и оценки проводит оптометрист. Подбор средств коррекции требует определенных навыков и умений.
Цель работы: оценить зрительные функции глаза и их методы исследования.
Задачи:
• изучить зрительные функции глаза,
• изучить нормативные документы в работе оптометрии,
• ознакомиться с оснащением кабинета оптометрии,
• ознакомиться с принципами работы оптометриста,
• описать правила проведения консультаций зрения при различной освещенности.
Методы исследования: анализ литературных данных.
1. Характеристика зрительных функций
1.1 Светоощущение
Светоощущение это функция зрительного анализатора, характеризующаяся в умении воспринимать свет различной интенсивности [1].
Свет проходя сквозь прозрачные среды глаза достигает сетчатки. Затем свет воспринимается фоторецепторами. Колбочки и палочки включают фотохимические реакции, в процессе которых происходит разрушение и восстановление зрительного пурпура- родопсина. Фотохимический процесс, происходящий в фоторецепторах превращается в неврно-электрический процесс. Импульсы, возникающие в процессе проходят по зрительному нерву и достигают области хиазмы. Далее волокна зрительного нерва частично перекрещиваются и уже в виде зрительных трактов проходят в головной мозг, где возникает зрительный образ[1].
Светочувствительность глаза считается основой зрительных функций. Функция сетчатки различна на всем протяжении. В области центральной ямки и области желтого тела функция сетчатки считается наиболее высокой. В этой области сетчатка состоит из специализированных структур- колбочек. Рассматривая предмет глаз располагается так, что изображение отображается в области центральной ямки. Остальная область сетчатки содержит палочки,это менее специфичные стуктуры. По мере удаления изображения предмета от центра сетчатки, восприятие изображения становится менее отчетливо. Палочки более чувствительны к свету, чем колбочки. Палочки отвечают за сумеречное или мезопическое, и ночное или скотопическое зрение [1,9,10].
Зрительный анализатор человека ощущает слишком яркий свет и очень ничтожный. Минимальное количество светового потока, которое позволяет увидеть свет является порог раздражения. А порогом различения называется минимальная разница яркости света между двумя освещенными предметами. Основой исследования светоощущения является определение величины данных порогов, в частности определение порога раздражения. Степень предварительного освещения,которое действовало на глаз изменяет порог раздражения. Побыв в темном помещении определенное время, а после выйти на яркий свет- наступает ослепление. Через определенный промежуток времени ослепление исчезает и яркий свет переносится хорошо. И наоборот, пробыв на ярком свету, зайти в темное помещение различить предметы первое время невозможно, спястя определенное время предметы становятся различимы [9,10].
Адаптацией называется процесс приспособления органа зрения к различным условиям освещения. Выделяют световую и темновую адаптацию.
Световая адаптация – это процесс приспособления органа зрения к условиям высокого освещения. Клинически нарушения световой адаптации проявляются никталопией, так называемым лучшим зрением в темноте.
Темновая адаптация – это процесс приспособления глаза в условиях сниженного освещения, происходит изменение световой чувствительности глаза после того, как убрали источник света. Темновую адаптацию первыйисследовал Г. Ауберт, еще в 1865 г.. Максимум темновой адаптации происходит в течении первых 30-45 минут, а если продолжать оставаться в темноте, световая чувствительность продолжает увеличиваться. Светочувствительность при световой адаптации увеличивается в 8-10 тысяч раз. На светочувствительность и адаптацию влияет ряд разных причин. В возрасте 20-30 лет световая чувствительность нарастает, а к старости происходит снижение. Объясняется это тем, что чувствительность нервных клеток зрительных центров снижается. Световая чувствительность снижается при снижении барометрического давления, недостатке кислорода.
Понижение темновой адаптации называется гемералопией. Гемералопии выделяют врожденные и приобретенные.
Причина врожденной гемералопии неизвеста по настоящее время. В отдельных случаях врожденная гемералопия может быть семейно-наследственного характера.
Приобретенную гемералопию разделяют на симптоматическую и функциональную.
Симптоматическая гемералопия появляется при ряде заболеваниях сетчатки, к примеру, пигментная дистрофия, ретиниты, хориоретиниты, отслойка сетчатки,также при заболеваниях зрительного нерва таких, как атрофия, застойный диск, невриты, при высоких степенях близорукости. В этих случаях происходит разрушение окончаний палочек и колбочек, такие изменения необратимы. Происходит изменения глазного дна и поля зрения. Понижение темновой адаптации наблюдается при глаукоме, является ранним признаком. Выявляется при заболеваниях печени, особенно при циррозе. В печени содержится большое витамина А. Таким образом заболевания печени могут вызывать авитаминоз А, за счет этого происходитснижение темновой адаптации. При циррозе печени в пигментном эпителии накапливается холестерин, который препятствует выработке зрительных пигментов. [1,7-10].
Функциональная гемералопия появляется при следующих состояних: нарушении питания, общем гиповитаминозе, особенно дефицит витамина А, который учавствует в выработке зрительного пурпура. Функциональная гемеролопия это обратимый процесс, проходит при коррекции питания и восполнения витаминов. [1,10].
Учитывая степень освещённости определяют следующие виды зрения:
• дневное или фотопическое зрение выполняется колбочками при значительной интенсивности освещения. Такое зрение определяется высокой остротой и отличным восприятием цвета.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Основы клинической офтальмологии: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Е.В. Козина, П.М. Балашова, В.Т. Гололобов [и др.]. — Красноярск: тип. КрасГМУ, 2018. — 420 с.Настольная книга оптометриста. Алгоритм подбора рефракции: учебное пособие для офтальмологов и оптометристов/ Н.В. Ринская – Москва 2019. – 519 с.
2. Современная оптометрия: краткое руководство Лоскутов И.А., Корнеева А.В. 2021. – 344с.
3. ОСНОВЫ ЭПИДЕМИОЛОГИИ. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ В ОФТАЛЬМОЛОГИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) М.М. Бикбов, Т.Р. Гильманшин, Э.М. Якупова, Г.З. Исрафилова, Р.М. Зайнуллин
ГБУ «Уфимский НИИ глазных болезней Академии наук Республики Башкортостан», г. Уфа. Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 4.
4. Клинико-эпидемиологический анализ глазной заболеваемости, инвалидности и стационарной офтальмологической помощи населению Самарской области за период 2010–2014 гг. Никифорова Е.Б.Самарская областная клиническая офтальмологическая больница
Им. Т. И. Ерошевского. Вестник Оренбургского государственного университета 2015 № 12 (187).
5. ВОПРОС УЧАСТИЯ ОПТОМЕТРИИ В СОХРАНЕНИИ ЗРЕНИЯ. Е. В. Иванова, А. В. Шабурова, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 2018 .
6. К вопросу об организации кабинета простой коррекции зрения (оптометрии) в медицинской организации. The EYE ГЛАЗ. 2020;22(4(132)):76-78.
7. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ. ОСНОВЫ ФАРМАКОТЕРАПИИ И ОПТОМЕТРИИ В ОФТАЛЬМОЛОГИИ. Учебное пособие. Ижевск. ИГМА 2015 69с.
8. Глазные болезни: учебник / В. Г. Копаева [и др.]; под ред. В. Г. Копаевой. — М.: Медицина, 2002. — 560 с.
9. Дравица, Л. В. Д 72 Методы исследования органа зрения: учеб.-метод. пособие по офтальмологии для студентов 4 курса всех факультетов медицинских вузов / Л. В. Дравица, Ф. И. Бирюков, Е. В. Конопляник. — Гомель: ГомГМУ, 2013. — 44 с.
10. Федоров С.Н., Ярцева Н.С., Исманкулов А.О. Глазные болезни. Учебное пособие. Москва 2005.
11. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Попов В.И., Маркелова С.В., Бокарева Н.А., Татаринчик А.А., Цамерян А.П. От традиционного к дистанционному обучению: гигиенические проблемы охраны зрения обучающихся. Гигиена и санитария. 2021; 100 (4): 373-379 https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-373-379
12. Кашура О.И., Ли В.В., Мазурина О.В. Клиническое значение контролируемого режима зрительных нагрузок для прогрессирование школьной миопии. Современные технологии в офтальмологии № 1 2021. DOI: https://doi.org/10.25276/2312-4911-2021-1-137-140
13. Скоблина Н.А., Шпаков А.И., Маркелова С.В., Обелевский А.Г., Кузнецов О.Е. Субъективная оценка студентами влияния факторов риска на зрение при использовании электронных устройств. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(4):48-51. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-325-4-48-52