Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К 2020 г. в Российской Федерации предполагается создать 25 млн
высокопроизводительных и эффективных рабочих мест. В решении этой проблемы
принимают участие федеральные и региональные органы власти, представители бизнессообщества, общественные и политические организации, учреждения системы
профессионального образования. Общество придерживается единого мнения, что
необходима стратегическая ориентация на повышение конкурентных преимуществ,
инвестиционной привлекательности и трудовой занятости трудоспособного населения. В
связи с этим актуализируется проблема кадровой обеспеченности как условия
динамичного развития всех секторов экономики.
При этом в российской экономике, несмотря на складывающуюся общую тенденцию,
нередко встречаются факты отказа в приеме на работу выпускников вузов.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Особенности российского рынка труда
В каждой стране имеются свои особенности рынка труда. По мнению специалистов, в
настоящее время рынок труда в России характеризуется следующими факторами:
• установившаяся тенденция обесценивания квалифицированной рабочей силы,
которая становится самой дешевой на рынках экономически развитых стран по
отношению к уровню ее производительности;
• увеличение незанятости среди выпускников высших учебных заведений;
• профессиональная, квалификационная, демографическая, региональная, отраслевая
несбалансированность. Например, с одной стороны, объем рынка труда избыточен, а с
другой – он является трудодефицитным по своей структуре;
• существование значительных диспропорций в структуре занятости, ставок
заработной платы и деформации мотивационного механизма трудовой деятельности.
Практически не стимулируется высококвалифицированный труд, что снижает
производительность труда;
• относительно широкое распространение вторичной занятости. Возникло немало
рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные
предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной
численности работников и повышения эффективности их использования;
3
• быстрое развитие. Формирование рынка труда еще не закончилось, т. е. подлинно
свободной купли-продажи рабочей силы в России еще нет. Рынок труда здесь пока не
имеет законченного правового оформления, потому что ряд рыночных механизмов еще до
конца не отработан;
• усложнение регулирования трудовых отношений ввиду развития рынка труда,
происходившего в условиях общего кризиса хозяйственной системы и большого
удельного веса теневой экономики. Вследствие этого произошло усугубление
несоответствия между быстроизменяющейся структурой спроса на рынке труда и
сложившейся ранее профессиональной квалификацией рабочей силы;
• региональные особенности, обусловленные общеэкономическим состоянием
регионов и их территориальной специализацией в общероссийском разделении труда (до
10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных
регионах);
• низкий уровень пособий по безработице.
Функционально-организационная структура рынка труда в условиях развитой рыночной
экономики включает в себя принципы государственной политики в области занятости и
защиты населения, систему подготовки кадров, систему найма, в том числе контрактную
систему, систему переподготовки и переквалификации, центры занятости населения,
правовое регулирование занятости.
1.2. Профессия социального работника
В настоящее время наблюдается интенсивное развитие социальной работы как
профессиональной деятельности. Этот процесс обусловлен, во-первых, обострением ряда
социальных проблем, таких как дифференциация населения, безработица, появление
беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. Во-вторых, относительной молодостью
социальной работы как науки, которая вынуждена одновременно и разрабатывать
методологические основы данной области знания, и строить эффективную систему
социальной помощи. И, наконец, в-третьих, запросами практики, которые за последние
годы претерпели количественные и качественные изменения, что говорит не только о
расширении числа нуждающихся в социальной защите, но и об усложнении их проблем.
Поэтому, на данном этапе своего развития социальная работа нуждается, прежде всего, в
квалифицированных, компетентных специалистах, способных эффективно
функционировать в системе социальной защиты и содействовать ее оптимизации для
успешного разрешения социальных проблем.
Социальный работник является ключевой фигурой социального взаимодействия. Он
играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий
систем социальной помощи с целью содействия человеку в преодолении трудной
жизненной ситуации, поиске своего места в изменяющемся мире, ориентации в новых
социальных отношениях и т.д. Достижение данной цели предполагает высокую
личностную и профессиональную компетентность специалиста. Тем не менее, до
недавнего времени, данной проблеме не уделялось должного внимания . Сейчас же
подобная тематика находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных
авторов.
Прежде, чем мы обратимся к проблеме личностных и профессиональных компетенций
социального работника, поясним некоторые понятия, используемые в данной работе. Под
компетентностью мы будем понимать осведомленность, профессиональную грамотность
человека, а также знания, опыт в той или иной сфере деятельности. Компетенции же, на
наш взгляд, представляют собой компоненты, составляющие компетентности, хотя,
зачастую, в словарях данные понятия рассматриваются как синонимы.
1.3. Интервью молодых специалистов при приеме на работу
4
Среди различных приемов, используемых HR-менеджерами для оценки соискателя,
интервью с кандидатом на вакантную должность является наиболее важным, так как
позволяет уточнить и дополнить данные, указанные в резюме, и составить собственное
объективное представление о деловых качествах претендента, оценить его пригодность к
выполнению работы.
Для кандидата в интервью важно:
• определить, сможет ли он выполнять установленную работу;
• выяснить соответствие его собственных личных качеств корпоративной культуре
компании;
• определить, может ли организация удовлетворить его ожидания по основным
мотивационным факторам.
Ознакомившись с резюме или заявлением соискателя, работодатель в определенной
степени уже получил какое-то представление о том, насколько кандидат соответствует
требуемому профилю. И собеседование должно помочь работодателю либо укрепиться в
своем мнении, либо поменять его на противоположное.
Кандидату следует быть готовым к тому, что собеседований может быть несколько.
Соискатель должен помнить, что прежде чем идти на собеседование, необходимо к нему
подготовиться.
В первую очередь, следует собрать информацию о компании, назначившей собеседование,
так как полученные сведения позволят соискателю продемонстрировать
заинтересованность в будущей работе и показать, что он внимательный и компетентный
специалист. Эти сведения также могут ему помочь понять, как лучше себя подать. При
этом информацию о компании вплетать в нить разговора нужно ненавязчиво.
Глава 2. Изучение проблем вхождения молодых специалистов на рынок труда
Востребованность профессии социального работника на рынке труда сегодня высокая.
Социальный работник - благородная профессия для психологически устойчивых людей.
Ведь в качестве клиентов социального работника, как правило, выступают пожилой
человек, не способный к полноценному самообслуживанию, или семья, в которой
воспитывается ребенок-инвалид.
Данной категории клиентов социальные работники оказывают услуги на дому. Принести
продукты на заказ, навести порядок в квартире, приготовить или доставить горячую пищу,
помочь получить и принять необходимые лекарства, оплатить коммунальные платежи –
список оказываемой помощи на дому пенсионерам и взрослым инвалидам обширен. С
полным перечнем услуг на дому и порядком подачи заявления можно ознакомиться на
сайте министерства социального развития НСО.
Для родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, при наличии в семье
инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов,
нуждающегося в постоянном уходе введена новая дополнительная услуга по присмотру за
детьми.
Помимо оказания помощи на дому, социальные работники могут проводить специальные
программы на базе центров социального обслуживания населения: различные клубы по
интересам для пожилых людей, курсы арттерапии, практические занятия и тематические
семинары для родителей детей с психическими отклонениями и многое другое.
Гуманное отношение к клиентам, отсутствие брезгливости, хорошая физическая
подготовка и постоянный стресс – столь тяжелый труд удается выдержать немногим.
Наличие высоких моральных качеств у социального работника, здесь в помощь вступает
«Кодекс этики социального работника» с подробно расписанными рекомендациями в
общении с клиентами, позволяет уверенно охарактеризовать эту профессию как
«служение людям».
5
Существующие противоречия между ожиданиями молодых специалистов и
потребностями работодателей ведут к сложностям при трудоустройстве и вынужденной
смене специальности.
Трудовая деятельность студентов, не связанная с приобретенной специальностью,
приобрела массовый характер.
Одной из главных проблем на рынке труда является нежелание выпускников вузов идти
работать по специальности. В частности, на основе проведенного социологического
исследования «Перспективы трудоустройства будущих выпускников - студентов 3-4
курсов по специальности «Социальная работа» было выявлено, что 92,5 % студентов 3-4
курсов (37 человек из 40) заявили, что не пойдут работать по специальности «социальная
работа». На основе этого исследования была проведена работа по выявлению причин
такого феномена.
При выявлении причины будущей работы не по специальности “Социальная работа”
опрошенным предоставлялся выбор нескольких утверждений. Согласно результатам,
популярным выбором ответа стала низкая заработная плата, так же студенты указывали
такие причины как: высокая психологическая нагрузка, работа с неблагополучными
слоями населения, незаинтересованность в профессии, отсутствие дальнейшей
перспективы в работе, непрестижность профессии и менее популярным стал ответ об
отсутствие вакансий.
Заключение
Подготовка специалистов по социальной работе является одним из новых и еще
развивающихся направлений профессионального образования. В условиях продолжения
формирования системы социальной защиты населения одновременно наблюдаются и
дефицит специалистов по социальной работе, и проблема их трудоустройства после
окончания обучения.
Несмотря на сложившуюся ситуацию в учебных планах высших учебных заведений
специальному обучению студентов навыкам построения карьеры не уделяется
достаточного внимания, хотя требованиями к уровню подготовки специалистов в
современном мире являются не только их высокий профессионализм, но и умение
самостоятельно реализовать свой трудовой потенциал.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Базарова, Т.С. Психологические характеристики профессиональной
компетентности социального работника / Т.С. Базарова // Вестник Бурятского
государственного университета. - 2012. - №5. - С.110
2. Виниченко М.В. Трудоустройство выпускников вузов России; проблемы и пути
решения // Социальная политика и социология. -2012.-№4.С.7-21.
3. Густова, Е.А. Теоретические и прикладные аспекты становления личностнопрофессиональной компетенции социального работника в ВУЗе / Е.А. Густова // Вестник
МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2013. - №1. - С.120.
4. Елина Е. Г. Развитие гуманитарного образования и проблемы трудоустройства
выпускников гуманитарных факультетов//Вестник Герценовского университета. 2011. №
11. С. 51-55.
5. Лысенко О.В. Реализация человеческого потенциала в условиях делового
поведения: образование, деньги, карьера // Барьеры и возможности реализации
человеческого потенциала в Пермской городской агломерации. Пермь, 2013. С.222.
6. Молчанова, Н.В. Влияние личностных качеств будущих социальных работников на
идентификацию с клиентами: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 [Электронный
ресурс] / Н.В. Молчанова. - М.: 2003. - 150 с. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/vliyanie-lichnostnykh-kachestv-budushchikh-sotsialnykhrabotnikov-naidentifikatsiyu-s-klien
6
7. Никулина, О.М. Социально-психологический портрет [Электронный ресурс] / О.М.
Никулина, Т.А. Юмашева // Электрон. дан. - Режим доступа: URL:
http://do.teleclinica.ru/206254
8. Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе с семьей
[Электронный ресурс] / Электрон. дан. - Режим доступа:
http://www.irbis.vegu.ru/repos/7133/HTML/50.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус
9. Теория социальной работы: Учебник [Электронный ресурс] / Под. ред. проф. Е.И.
Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с. - Режим доступа:
http://www.studmed.ru/view/holostova-ei-teoriya-socialnoyraboty_dbe6bf16790.html
10. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений [Электронный ресурс] / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛА ДОС, 2001. - 432 с. - Режим доступа: http://ru.scribd.com/doc/88169355
11. Чернышева Н. И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и
поиск путей ее решения//Наука и экономика. 2011. № 1-5. С. 62-63.
12. Шапиро, Б.Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников:
задачи, содержание, организация / Б.Ю. Шапиро // Социальная работа. - 1992. - №5. -
С.32-43
13. Шевеленкова, Т.Д. О личностной характеристике социального работника / Т.Д.
Шевеленкова // Социальная работа. - 1992. - №5. - С.25-32
14. Эзиешвили, Э.Э. Сущность психологического портрета специалиста по социальной
работе / Э.Э. Эзиешвили, М.К. Санина // Теория и практика общественного развития. -
2015. - №1. - С.14-17
15. Die professionellen Kompetenzen von Sozialpädagogen/innen/innen. Ein konzeptioneller
Rahmen [Электронный ресурс] / Электрон. дан. - Режим доступа:
http://www.vegjd.de/downloads/AIEJI%20conceptual%20framework_DE.pdf
16. Jäger, C. Thesis an der Hochschule für Soziale Arbeit [Электронный ресурс] / C. Jäger.
- Fachhochschule Nordwestschweiz, 2013. - Режим доступа:
http://www.fhnw.ch/ppt/content/work/beziehungen-stationaereerziehungshilfe/jaeger-cyril-2013-
professionelle-beziehung-in-der-stationaeren-erziehungshilfe, свободный. – Загл. с экрана. –
Яз. нем.