Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Одной из ведущих задач современной организации является формирование у субъекта способности правильно ориентироваться в безграничном потоке разнообразной информации. Ученик должен правильно осуществлять её отбор, классифицировать и грамотно с ней работать. В последнее время всё чаще говорят про дистанционное обучение, которое часто называют инновационной образовательной системой.
Количество новых педагогических технологий увеличивается, средства ИКТ и мультимедиа занимают всё более места в современной образовательной среде, но дистанционное обучение от этого не становится менее популярным. Процессы работы с информацией всё более усложняются. Система дистанционного обучения всё шире используется наряду с очными формами обучения. Современное российское образование непрерывно трансформируется. Это связано с постоянно растущими запросами всех субъектов образовательной среды. Большие требования к обучающемуся сегодня предъявляют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на каждом из образовательных уровней образовательной системы, начиная от дошкольной образовательной организации и заканчивая вузом. Все эти запросы связаны с формированием и развитием субъекта образования.
В современной образовательной среде важно рассматривать сущность и процесс дистанционного обучения как новой образовательной практики. Дистанционное обучение давно и успешно применяется практически на каждом из образовательных уровней, но до сих пор существует достаточно много противоречий относительно данного формата процесса обучения.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость разработки дистанционного контента по дисциплине «Кредит и банки» для системы СПО
Объект исследования: образовательный процесс в условиях дистанционного обучения в системе СПО.
Предмет исследования: дистанционный контент по дисциплине «Кредит и банки» для системы СПО.
Задачи:
1.Провести анализ понятия дистанционное обучение в современной образовательной среде.
2.Рассмотреть особенности реализации дистанционного обучения в системе СПО.
3.Описать организационно-педагогические условия разработки дистанционного контента для дисциплин профессионального цикла в системе СПО.
4.Предложить методические рекомендации по разработке дистанционного контента для дисциплин профессионального цикла в системе СПО (на примере дисциплины «Кредит и банки»).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СПО
1.1. Анализ понятия дистанционное обучение в современной образовательной среде
В условиях реализации ФГОС на любой из образовательных ступеней, поиск и выделение необходимой информации является обязательным элементом информационной грамотности и культуры обучающихся. Информационно грамотный человек должен уметь идентифицировать качество полученной информации. Более того, он должен быть мотивирован на получение необходимой информации и должен уметь самостоятельно находить и оценивать необходимую информацию.
Системно - деятельностный подход, который заложен в основу ФГОС СПО главной задачей современной образовательной системы называет умение самостоятельно учиться. Формирование собственного мнения и самооценки субъекта сегодня достаточно актуально [6]. При дистанционной форме обучения используются компьютерные и телекоммуникационные технологии. Эти средства можно отнести к инновационным средствам и инструментам обучения. Учебный процесс при дистанционной форме обучения предусматривает владение субъектом всеми формами, и приёмами самостоятельной работы и владением средствами ИКТ и мультимедиа. Преимущества дистанционного обучения очевидны, поскольку все без исключения желающие обучаться где-либо, имеют такую возможность. Человек с особыми образовательными потребностями, или человек, который географически далеко находится от учебных заведений, имеют такие же, как и все остальные возможности для обучения, и, следовательно, для повышения своего социального статуса. Дистанционное обучение – это, прежде всего, форма обучения.
Она успешно реализуется наряду с такими традиционными формами как очная и заочная формы. Как принято считать, основу дистанционного обучения составляет интенсивная самостоятельная работа ученика, целенаправленная и систематичная. Эта работа в обязательном порядке контролируется ответственным лицом со стороны образовательной организации. Специалисты в области дистанционного обучения уверены, что данная система может адекватно и гибко реагировать на новые потребности общества и обеспечивать реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Дистанционное обучение давно себя зарекомендовало как наиболее эффективная система подготовки учеников в самых различных отраслях деятельности. Дистанционное обучение с использованием сети Интернет значительно расширяет возможности предоставления образовательной услуги. Дистанционное обучение сегодня чрезвычайно широко используется в образовательной практике, но при этом нельзя сказать того, что образовательный процесс, который реализуется благодаря дистанционному обучению, достаточно обеспечен дидактическими, методическими и контрольно – оценочными материалами.
При дистанционном обучении есть, несомненно, свои противоречивые аспекты и в обществе об этом много говорят. Насколько они объективны, или наоборот, надуманы, покажет время. При этом никто не может отрицать того, что данный формат обучения является многообещающей формой образования. Сегодня дистанционное обучение направлено на реализацию прав человека на образование и получение информации. Помимо дистанционного обучения, существует электронное обучение и эти две формы сегодня достаточно часто путают. Электронное и дистанционное обучение осуществляется через системы Google classroom, Skipe, Zoom и др.
Любая из систем контролирует учебный процесс и предоставляет доступ к информации. В системе используют видеосвязь, обучающие программы, а также, дидактические, методические и контрольно – оценочные материалы. Использование всех этих средств, в совокупности позволяет проверить качество подготовки ученика через проведение соответствующей диагностики. Роль учителя при этом нисколько не уменьшается. При работе с дистанционными обучающими технологиями у педагога появляется больше степеней свободы. Появляется большая возможность использовать свой авторский профессиональный педагогический ресурс. Когда приходится самостоятельно разрабатывать новые рабочие программы, всевозможные методические материалы, индивидуальные образовательные маршруты для учеников и объективные средства педагогической диагностики [12].
Ученику при этом приходится опираться на собственную качественную самостоятельную работу и личную образовательную деятельность. В этом процессе, несомненно, формируются его такие личностно значимые качества как ответственность, самостоятельность, целеустремлённость и др. При дистанционном обучении каждый ученик продвигается по образовательной траектории индивидуально. Это зависит от многих причин. В то же время – это позволяет реализовать главные принципы системно – деятельностного, и личностно ориентированного подходов, и обеспечить индивидуальный дифференцированный подход к каждому ученику. Очевидно, что система дистанционного образования требует серьезной мотивации и академической дисциплины от каждого её участника.
Традиционная образовательная практика показывает, что до сих пор существуют некоторые проблемы, связанные с процессами самостоятельного овладения учениками учебным материалом. Причём, речь не идёт лишь о начальной и основной школе. Даже ученики старших классов далеко не все умеют правильно самостоятельно обучаться. Эту проблему ещё лишь предстоит решать всему педагогическому сообществу. Дистанционное обучение, в свою очередь, позволяет глубоко мотивированным людям реализовать конкретную образовательную траекторию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе: смешанное обучение [Текст] / Г. А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – No6. – С. 65-69.
2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В. П. Беспалко – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2015. – 352 с.
3. Васин, Е.К. Смешанное обучение на основе информационных технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной школе [Текст] / Е. К. Васин // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21, No2(154) – С. 33-41.
4. Вартанова, Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография [Текст]/ Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко. – М.: МедиаМир.- 2017. – 160 с.
5. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста. URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 17.12.2023).
6. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 17.12.2023).
7. Гизатулина, О.И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения [Текст]/ О.И. Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. – 2017. – С. 116-118.
8. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] /А.В. Горячев. - Информатика и образование. – 2010. – No 8. – С.14-16.
9. Горобец, О. А. Методы и приемы формирования информационной грамотности школьников / О. А. Горобец. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5870/ (дата обращения: 17.12.2023).
10. Долгова, Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века [Электронный ресурс] / Т. В. Долгова // Интерактивное образование: информационно-публицистический образовательный журнал. – 2017. – No5. – С. 2-3. URL: http://interactiv.su/wp-content/uploads/2017/12/IO_5_interactive.pdf (дата обращения: 17.12.2023).
11. Калинина, С. Д. Условия эффективного использования вебинаров в образовательном процессе университета [Текст]/ С. Д. Калинина // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – No3 (23). – С. 37-42.
12. Каракозов, С. Д. Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды МПГУ [Электронный ресурс] // С. Д. Каракозов, Р. С. Сулейманов, А. Ю. Уваров // Наука и школа. – 2015. – No 1. – С. 17-27.
13. Кудлаев, М. С. Процесс цифровизации образования в России/ М. С. Кудлаев // Молодой ученый. – 2018. – No31. – С. 3-7. URL https://moluch.ru/archive/217/52242/ (дата обращения: 17.12.2023).
14. Кузняк, Н. Б. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки / Н. Б. Кузняк, Е. Ю. Гаген. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 466-469. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40765/ (дата обращения: 17.12.2023).
15. Лапшин, А. О. Глобализация и цифровое общество: заметки на полях [Электронный ресурс]/ А. О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 17.12.2023).
16. Логинова, А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения [Электронный ресурс] / А. В. Логинова // Молодой учёный. – 2015.– No7. – С. 809-811.-URL: http://www.moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 17.12.2023).
17. Мкртчян, В.С. Особенности поиска информации и условия формирования у школьников умения осуществлять поиск информации / В. С. Мкртчян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 324-327. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81909/ (дата обращения: 17.12.2023).
18. Морозова, И.В. Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций / И. В. Морозова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3905/ (дата обращения: 17.12.2023).
19. Малинина, И. А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе [Электронный ресурс] / И. А. Малинина // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – No 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936 (дата обращения: 17.12.2023).
20. Материалы курса: современные образовательные технологии: новые медиа в классе [Электронный ресурс] / https://openedu.ru/course/misis/INFCOM/ (дата обращения: 17.12.2023).
21. Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 No 1632-р) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 17.12.2023).
22. Соколова, Т.Е. Информационная культура школьника как педагогическая проблема: учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Е. Соколова. – Самара: изд. дом Федоров, 2007. – 96 с.
23. Сидоров, Г.В. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=192831 (дата обращения: 17.12.2023).
24. Хомякова, С.С. Трансформация и закрепление термина «цифровизация» на законодательном уровне [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2019. – No41. – С. 9-12. URL https://moluch.ru/archive/279/62867/ (дата обращения: 17.12.2023).
25. Хорн, М. Смешанное обучение: использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования [Текст] / М. Хорн, Х. Стейкер. –Калифорния: Jossey-Bass, 2015. – 343 с.