Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Этнические стереотипы определяются как обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, регулирующие восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними.
В нынешнее время наблюдается чрезвычайная сложность проявления межнациональных отношений не только между суверенными государствами, но и между этническими общностями внутри государств. Неразрешенность социально-экономических проблем, неустойчивость политической ситуации являются благоприятной средой для возникновения конфликтов как на индивидуальном, так и групповом уровнях.
Проблема исследования природы стереотипа носит междисциплинарный характер. Стереотип как социально-культурный феномен находит широкое применение не только в сфере лингвистики. Исследованию стереотипов посвящались труды психологов (К.Г. Юнг, А.Н. Леонтьев, В.С. Агеев, П.Н. Шихирев, Г. Тэшфел), социологов (У. Липпман, У. Олбиг, Г. Оллпорт, И.С. Кон, Г.С. Батыгин, Г.У. Солдатова), лингвистов (Ю.А. Сорокин, А. К. Байбурин, Ю.Д. Апресян, В.А. Маслова, Ю.Е. Прохоров), специалистов в сфере межкультурной коммуникации (С.Г. Тер-Минасова, С.В. Иванова, Дж. Рассел, А. Хан), этнопсихолингвистов (Е. Бартминьский, В.В. Красных) и др. Представители каждой из названных научных дисциплин выделяют в стереотипе те свойства, которые наиболее актуальны для данной области научного знания.
Принято выделять индивидуальные и коллективные (культурные) стереотипы, социальные стереотипы, стереотипы общения, поведения и восприятия, речевые стереотипы, ментальные стереотипы, этнические (этнокультурные) стереотипы и т.д.
Под стереотипом понимается схематизированное, упрощенное представление о каком-либо фрагменте реальности. Стереотипы – это упорядоченные, упрощенные схематичные культурно детерминированные «картинки мира» в сознании человека, позволяющие экономить временной и интеллектуальные ресурсы в процессе социализации и усвоении сложных явлений объективной действительности. Стереотипы - априорные суждения о фактах, явлениях, своем или чужом этносе формируют определенные представления еще до непосредственного соприкосновения с действительностью.
Стереотипы представляют собой упорядоченные, упрощенные и культурно детерминированные «картинки мира», облегающие путь познания окружающего мира во всей его противоречивости и многогранности. Стереотипы помогают человеку сложить для себя представление об окружающем мире в целом, расширить границы социального, географического и политического окружения. Стереотипы так настойчиво транслируются в процессе социализации, что зачастую воспринимаются как некий факт, объективно существующая реальность.
Объектом исследования являются этнические стереотипы американцев. Предмет исследования – содержание автостереотипов («мы-образ») и гетеростереотипов («они-образ») в американской культуре.
Цель исследования – характеристика представлений американцев о себе и о других в форме сложившихся этно-стереотипов в культуре.
Данной цели поставлены в соответствие исследовательские задачи:
1. Определение категории «национальные стереотипы» и обзор средств выражения национальных стереотипов.
2. Анализ «они-концепции» российской культуры по отношению к Китаю и китайской культуры по отношению к России.
Глава 1. Стереотипы «мы о них» и «они о нас» в культуре
Этнический стереотип – это «схематизированный образ своей или чужой этнической общности, который отражает упрощенное знание (иногда одностороннее или неточное, искаженное) о психологических особенностях и поведении представителей конкретного народа и на основе которого складывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или самой себе. Родовым по отношению к этническому выступает стереотип социальный. Ученый подчеркивает, что социальный стереотип оказывает прямое воздействие на поведение людей, имеет стихийный характер, обладает оценочностью и эмоциональностью, позволяет экономить усилия и суммировать исторический опыт предшествующих поколений. Кроме того, социальный стереотип устойчив, может быть относительно истинным или абсолютно ложным. Социальные стереотипы обостряются в тот момент, когда между социальными группами возникает напряженность. Национальные или этнические стереотипы – это особый вид стереотипов социальных .
С точки зрения социологического знания, социальный стереотип трактуется как разновидность когнитивных схем. Данные схемы создаются в отношении членов каких-либо социальных групп: этнических, гендерных, возрастных. Социальный стереотип – есть устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта людей, так и с помощью различных информационных источников. Сквозь призму социального стереотипа воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица. Социальные стереотипы являются неотъемлемым компонентом массового и индивидуального сознания. Они реализуется в определенных стандартах поведения и деятельности. Социальные стереотипы фиксируют как положительный, так и отрицательный опыт индивида, чем объясняется их односторонность и ограниченность. Как правило, социальные стереотипы эмоциональны и имеют логические обоснования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Воронеж: ВГУ, 2004.
2. Кашкин В. Б. Маркеры «своего» и «чужого» в межкультурном диалоге // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: в 2-х ч. / под общ. ред. Л. И. Гришаевой, М. К. Поповой. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. Ч. 2. С. 49-63.
3. Лебедева, Н.М. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности //Психологический журнал. - 2005. - № 3. - С. 51-65.
4. Павловская, А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации / // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011. - №1. - С. 94-104.
5. Судаков, К.В. Динамические стереотипы, или информационные отпечатки действительности. - М.: Персэ, 2014. -77 С.
6. Chilton, P. A. Politics and Language // The Encyclopedia of Lan¬guage and Linguistics / Ed. R.E. Asher. Oxford; New York: Pergamon Press, 1994. P.3214-3221
7. Grice, H. Paul. Logic and Conversation / H. P. Grice. 1967/1989. -P.3 - 143.
8. Jowett, G. S., O'Donnell, V. Propaganda and Persuasion / G.S. Jowett, V. O'Donnell. London: Sage, 2006.
9. Riker, W. H. The art of political manipulation / W.H. Riker. Yale, New Haven, 1986.
10. Yokoyama, O. T. Lexical frequency and its implications: the case of contemporary edited Russian // Slavic and East European Jour¬nal. - 1986. - V. 30. - С. 149.