Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Современный быстро развивающийся мир требует от компаний постоянного совершенствования организация, улучшения технологий c целью повышения конкурентоспособности.
Конкуренция способствует повышению качества и эффективности работы, развитию по новым путям, усиливает эффективный подход к бизнесу. Конкуренция действует как регулятор, «невидимая рука», обеспечивающая баланс индивидуальных интересов предприятий и потребителей. Конкуренция - гибкий и очень тонкий механизм. Тонкость проявляется в том, что разные компании не одинаково страдают от снижения спроса на товары или услуги. С большинством трудностей сталкиваются неэффективные компании, производители некачественной продукции, которая не выдерживает конкуренции по тем или иным параметрам, т.е. неконкурентоспособна. Именно конкурентоспособность определяют устойчивый спрос на продукцию или услуги компании, а значит, являются основой ее деятельности и стратегического развития.
Степень разработанности (изученности) темы. Результаты теоретических и практических исследований конкурентоспособности изложены в трудах Р. Фатхутдинова, Т. Философовой, Липкипой, М. Лукашенко, Д. Мильгрома, А. Подьякова, М.Портера, А. Панкрухина, Ю. А. Бездудной, М. Диаса, Н. Елецкого, Е. Свириденко, и др.
Целью работы является анализ управления конкурентоспособностью ООО «РПК РЕСТАЙЛ» и разработка мероприятий по ее развитию для укрепления позиций компании.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы конкурентоспособности организации;
- провести анализ конкурентоспособности организации;
- разработать предложения по повышению конкурентоспособности организации.
Объектом исследования является ООО «РПК РЕСТАЙЛ».
Предметом исследования является конкурентоспособность ООО «РПК РЕСТАЙЛ».
Теоретическая значимость исследования заключается в подробном анализе сущности конкурентоспособности компании, выделении особенностей конкурентоспособности организации.
Практическую значимость исследования составляет комплекс рекомендаций, предлагаемых к внедрению, особенность которого заключается во всестороннем и цельном подходе к формированию конкурентоспособности ООО «РПК РЕСТАЙЛ».
Методологической основой исследования является научная литература по выбранной теме исследования; учебники и учебные пособия. В процессе исследования использовались различные приемы и методы: системный и комплексный подходы, анализ, статистические методы, анкетный опрос респондентов.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Теоретические основы конкурентоспособности организации
1.1. Подходы к определению понятия «конкурентоспособность организации»
В основе конкурентоспособности лежит понятие конкуренции. Рассмотрим определение конкуренции. Под конкуренцией понимают способ развития товарного производства и тип соревнования по различным экономическим элементам за предпочтения потребителей, направленные на максимизацию дохода [14]. «Конкуренция» в переводе означает «сталкиваться». Конкуренция прошла долгий путь развития, В современном обществе конкуренция по прежнему существует, она регулирует уровни и скорость производства, способствует развитию и внедрению в производство научно-технических достижений, увеличения производительности труда.
Различают два типа конкуренции:
- Ценовая - предполагает продажу товаров или предложение услуг по ценам более низким, чем у конкурентов.
- Неценовая - основе лежит не уровень цены, а качество товара.
Конкурентоспособность на уровне товара/продукции/производства, то есть, непосредственно на микроуровне, напрямую зависит от конкурентоспособности предприятия, так как в зависимости от того, насколько предприятие или компания успешна на своем рынке и конкурентоспособна в своей нише, настолько же и будет конкурентоспособным и товар/продукция. Товар тоже может иметь свои характеристики конкурентоспособности.
В данном пункте были рассмотрены два термина – реклама и конкурентоспособность, их виды и типы. Из изученного, можно отметить, что данные определения сложные и многогранные, имеют несколько важнейших характеристик, которые влияют на политику компании на рынке, также, эти характеристики помогут, при дальнейшем разборе и проведении анализов компании, понять, как связаны реклама и конкурентоспособность на практике.
На протяжении всего периода рыночных отношений конкуренция рассматривается с двух позиций: как борьбы экономических агентов за блага и выгодное положение на рынке и как среды, которая, с одной стороны, авторегулирует рыночные отношения, а с другой, координирует их, что является сущностью конкуренции. Сущностный подход дает представление о разновидностях конкуренций: экономической, социальной, политической, общественной. Выделяются две функции конкуренции: авторегулирующая (несет разрушительную силу) и координирующая (несет созидательную силу).
Следует отметить, что наукой разработано множество классификаций в зависимости от оснований в нее положенных: по способу хозяйствования (меновая и фирменная); по характеру проявления (идеальная и реальная); по условиям протекания (свободная, совершенная, регулируемая, цивилизованная); по выполняемым функциям (авторегулирующая, формирующая, развивающая, координирующая); по роли (агрессивная, созидательная) и др. [18, с. 14].
Под конкурентоспособностью в научных источниках подразумевается, что товаров и произведенной продукции будут сформированы требования, удовлетворяющие рыночному спросу. Продукция и услуги, имеющие определенные качественные характеристики и свойства, имеющие спрос у потребителей, выступают в качестве показателя деятельности фирмы, как в производственном и техническом, так и в финансовом аспекте, относящемся к государству и определенной организациям.
Н.С. Яшин в своей работе отметил: «Если конкурентоспособность страны - это способность государства создать условия для эффективного функционирования субъекта хозяйствования через экономические и административные рычаги, то конкурентоспособность предприятия - это возможность и динамика приспособления к условиям рыночной конкуренции» [21, с. 63].
Итог внедрения достижений научно-технического результата является особое увеличение эффективности производства, достаточное удовлетворение потребностей покупателей в готовой продукции, также продолжительное и надежное наличие наиболее конкурентоспособных предприятий на рынке.
Проблемам качества продукции в рыночной экономике уделяется особенное значение, в связи с конкуренцией продукции. Конкуренцию можно поделить на два метода, ценовую (варьируя ценовой политикой предприятия) и неценовую (варьируя системой качества продукции). Второй метод в маркетинге принято называть «товар с сопровождением», конечный потребитель ориентируется на качество товара.
В практике и научных исследований возникла задача, проработки объективных показателей для оценки качества продукции на предприятии. Данные характеристики качества должны сопровождаться сертификатом соответствия на продукцию. Большинство предприятий выстраивает систему качества по международным стандартам.
При заключении договора с поставщиками, на предоставление сырья, производство все чаще запрашивает сертификаты качества. Главным источником, конкурентоспособности в рыночной экономики, для предприятия является предоставление, качественного продукта до конечного потребителя.
Решению проблем управления системой качества посвящено множество исследований и накоплен опыт в сфере менеджмента качества. Следовательно, важно уделить внимание показателям положения качества в данной сфере.
Довольно часто предприятие и потребитель сотрудничают напрямую в рыночной экономике, тем самым улучшая финансовые показатели и потребительский эффект. Следует обратить внимание, что потребитель в данной ситуации имеет возможность выбирать между товарами-конкурентами. Потребитель является ключевой фигурой, приобретая продукцию по своим потребностям, тем самым указывая, что следует производить. За проблемой качества, во главе стоит потребитель, он выбирает наиболее высокие характеристики качества.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятий базируется, в первую очередь, на своей продукции. Именно по товарам можно понять, какая компания является более успешной. Так, например, можно заметить с какими пакетами магазина одежды часто встречаются люди, или какой чаще всего напиток наблюдается у людей, гуляющих в парках, торговых центрах или пришедших в кинотеатр.
1.2. Методы оценки конкурентоспособности организации
Методы определения конкурентоспособности организации могут быть представлены несколькими способами:
SWOT-анализ, который представляет собой анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе, появляющихся возможностей и угроз. Показатели конкурентоспособности оцениваются по блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология);
PEST-анализ (используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении SWOT анализа компании) [9, с. 42];
Анализ элементов, входящих в состав маркетинг микса или 4Р (Product+Price+Place+Promotional); Методика анализа конкурентных сил на основе модели 5 сил М. Портера (каждая сила в модели Майкла Портера представляет собой отдельный уровень конкурентоспособности товара) [8, с. 85];
SNW-анализ (Strength - сильная позиция, Neutral - нейтральная позиция, Weakness - слабая позиция) [13, с. 71];
Методика анализа конкурентоспособности организации с помощью многоугольника конкурентоспособности.