Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Сущность и структура НАТО Развитие НАТО после распада Варшавского договора 4
1.1 Понятие, основные цели и структура НАТО 4
1.2 Развитие НАТО после окончания холодной войны 6
2. Характеристика и перспективы отношений России с НАТО 12
2.1 Окончание «холодной войны» разрушило «второй мир», в который входили тогдашний Советский Союз и страны социалистического содружества 12
2.2 Расширение НАТО на восток - угроза для России 17
3. Отношения России с Организацией Североатлантического договора (НАТО) 22
3.1. Российская дипломатия и НАТО: от конфронтации к неравноправному партнерству 22
3.2. Перспективы отношений России с Организацией Североатлантического договора (НАТО) 27
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Развитие НАТО после окончания холодной войны
Распад социалистического блока в конце 1990-х годов поставил под сомнение необходимость дальнейшего выполнения Организацией Североатлантического договора своей миссии. Исходя из исторического опыта конца XX века, логика реалистических военных союзов предполагает, что практически любой оборонительный союз может победить противника.
Однако логика реалистических военных союзов предполагает, что ни один оборонный союз не сможет выжить. Политики и обозреватели в США и Западной Европе принимают эту логику и утверждают, что НАТО следует распустить или, по крайней мере, ограничить его притязания, чтобы не бросать вызов силам истории. Например, Германия в лице министра иностранных дел Ганса-Дитриха Геншера при поддержке Чехословакии в конце 1990-х годов (вплоть до Парижского саммита СБСЕ в ноябре 1990 года) активно выступала за «углубление институционализации» СБСЕ, превратив этот форум в краеугольный камень новой системы европейской безопасности.
Функцией и целью НАТО после Второй мировой войны было сдерживание советского блока, но после распада Советского Союза эту классическую доктрину необходимо было пересмотреть. В 1980-х и 1990-х годах НАТО, которая в послевоенный период выполняла военную функцию сдерживания, а не нападения, столкнулась с необходимостью внешней адаптации к новой международной ситуации и внутренней реорганизации своих тесно связанных внутренних структур. В период холодной войны НАТО представляла собой региональный пакт, целью которого было обеспечение «коллективной обороны» своих членов в соответствии со статьей 51 Устава ООН13 и статьей 5 Устава.
Однако после распада Советского Союза и заключения Соглашения об окончании войны необходимость сохранения НАТО, существовавшего со времен войны, была «поставлена под сомнение». Многие из фундаментальных проблем, разделявших Европу во время холодной войны, усугубились соперничеством между Востоком и Западом в идеологической, политической и военной сферах. Изменения, произошедшие после окончания холодной войны, позволили НАТО запустить ряд инициатив по укреплению безопасности и стабильности и создать структуры для диалога, укрепления доверия и сотрудничества с бывшими противниками, другими европейскими странами и соседями в Средиземноморском регионе .
Первый шаг в этом направлении был сделан в 1991 году, когда был создан Совет североатлантического сотрудничества. Позднее эта конференция по сотрудничеству была переименована в Конференцию евроатлантического партнерства и стала основным форумом для консультаций и сотрудничества между НАТО и евроатлантическими странами, не входящими в НАТО. Вместо того чтобы снижаться, уровень конфликтности, политической и военной нестабильности в Европе и мире приобрел новое качественное измерение.
Проблема координации многочисленных конфликтов, являющихся очагами региональной напряженности, вышла на первый план, став не только одним из ключевых направлений глобальной политики, но и приобретя сугубо военизированный характер. Становится все более очевидным, что на смену «традиционному миротворчеству» эпохи холодной войны пришла так называемая политика решительного умиротворения. Однако характер этих изменений был очевиден не сразу, и стратегическая концепция НАТО формировалась под влиянием внешней среды: первым шагом в решении задачи превращения НАТО из оборонного союза в организацию, призванную обеспечить «коллективную безопасность» своих членов, стала стратегическая концепция, которую Североатлантический союз одобрил в ноябре 1991 года.
Первым шагом на пути к решению этой задачи стала стратегическая концепция НАТО, одобренная Североатлантическим союзом в ноябре 1991 года. Стратегическое мышление НАТО «повышает шансы на раннее и успешное разрешение кризисов» по-прежнему характеризуется оптимизмом и признанием потенциала общеевропейского диалога и сотрудничества в этой области, а также ведущей роли СБСЕ в урегулировании европейских конфликтов (с возможным участием ЕС, ВЭП и ООН).
Глобальные тенденции значительно опережают стратегическое мышление НАТО. Активное участие НАТО в поддержании мира и умиротворении развивалось параллельно с доктриной, а зачастую и помимо нее: нынешняя стратегия НАТО по урегулированию кризисов была сформирована на основе непосредственного опыта практического участия в урегулировании кризисов и конфликтов в Европе на протяжении 1990-х годов, а также новой оперативной и тактической доктрины НАТО. В стратегической концепции 1991 года подчеркивалась важность роли НАТО как активного участника в поддержании мира и умиротворении.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Арбатов А.Г. Становление внешней политики России и некоторые аспекты ее новой военной доктрины// Полис. – 1994. - N 4.
2. Богатуров А.Д. Плюралистическая однополярность и интересы России // Свободная мысль. — 2006. — № 2. — С. 25-36.
3. Занегин Б.Н. США в региональных конфликтах: малые войны и большая политика. //США — Канада: экономика, политика, культура. — 2002. — № 8. – С. 34.
4. Каширина Т.В. Российско-американские отношения в 1992-1996 гг. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.- М., 1999.
5. Марасов М.Г. Военные аспекты обеспечения национальной безопасности России в условиях расширения НАТО на Восток: Автореферат диссертации … кандидата политических наук: 23.00.04 – Н. Новгород. – 1999. – С.105.
6. Казанцев Б. Б. Почему в Москве против расширения НАТО // Международная жизнь. — 1998, № 4. — С. 62-63.
7. Качалова Т.Г. Невоенные аспекты деятельности НАТО/ДА МИД России, М., 2003
8. Кременюк В.А США и окружающий мир: уравнение со многими неизвестными США // Канада, экономика, политика, культура. — 1999. — №1 – С. 105.
9. Лабецкая Е. Косовский бикфордов шнур //Время новостей. – 2004. — № 4.- С. 49.
10. Марасов М.Г. Военные аспекты обеспечения национальной безопасности России в условиях расширения НАТО на Восток: Автореферат диссертации … кандидата политических наук : 23.00.04. – М., 2006.
11. Пядышев Б. Военные аспекты международной безопасности // Международная жизнь. — 1996. — № 7. — С.88-97.
12. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая альтернатива в XXI веке. — М., 1999. — С. 349.
13. Пядышев Б. Военные аспекты международной безопасности //Международная жизнь. - 1986. - № 7. - С.88-97.
14. Паклин Н. Россия - НАТО: баланс интересов (Президент РФ подпишет на берегах Сены Основополагающий Акт о взаимоотношениях России и НАТО) // Российская газета - 1997. - 27 мая.
15. Тэлбот С. Для чего нужно расширяться НАТО //США-ЭПИ. — 2005. — №4. – С. 25.
16. Штоль В.В, НАТО: динамика эволюции. – М. – 2002. – С. 8.
17. Ядерное оружие после холодной войны /Под ред. А.И. Иоффе. – М. – 2006. – С. 12.