Фрагмент для ознакомления
2
Данный тест включал в себя изучение следующих показателей:
1. Демонстрация активной гибкости путем выполнения наклонов вперед из положения сидя на полу, используя определенные линии для позиционирования ног и измерения прогресса посредством касания цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.
Ребенок садится так, чтобы пятки были расположены на линии А - Б, при этом расстояние между пятками составляет 20-30 см, и ступни находятся в вертикальном положении. Затем выполняются три разминочных наклона, после чего следует четвертый зачетный наклон. Результат оценивается по касанию кончиками пальцев соединенных рук цифровой отметки.
2. Способность поднимать туловище определенное количество раз за 30 секунд.
Ребенок лежит на гимнастическом мате с прямыми ногами и руками, скрещенными на груди (не отрывая их от нее). По команде "Начали!" ребенок встает, не сгибая колен, садится и затем снова ложится. Засчитывается количество таких подъемов, выполненных за 30 секунд. Тест считается успешно пройденным, если ребенок при подъеме не касается локтями материала, и его спина и колени остаются прямыми.
3. Навыки координации.
Участники бегут между двумя ограниченными линиями на расстоянии 10 м друг от друга. Они начинают с высокого старта перед одной из линий, не наступая на нее. По команде "Марш!" они бегут до противоположной линии, переступают ее одной ногой, поворачиваются и бегут обратно к стартовой линии. То же самое повторяется на стартовой линии перед последними 10 м бега. Время бега измеряется с точностью до 0,1 секунды.
4. Способности к скоростному и силовому (прыжок в длину с места, см) определяются уровнем развития мышц ног.
Ребёнок становится у линии старта, отталкивается обеими ногами, делает энергичный взмах руками и прыгает на максимальное расстояние, приземляясь на обе ноги. Прыжок выполняется из положения, когда ноги находятся на ширине плеч, ступни параллельны, и происходит отталкивание обеих ног с помощью руки. Результат измеряется по следам на земле, и лучший результат из трёх попыток фиксируется.
1. Ловкость (количество прыжков через скакалку за 1 минуту).
Ребёнок выполняет прыжки через скакалку в течение 1 минуты, и затем подсчитывается количество прыжков (прыжки могут выполняться как на месте, так и в движении). Важно правильно подобрать скакалку, чтобы её концы достигали до подмышек ребёнка, когда он стоит на середине скакалки и натягивает её.
В начальном этапе исследования был проведен анализ научно-методической литературы для определения актуальности предстоящего эксперимента, постановка цели работы и проведение анкетирования среди учащихся.
На следующем этапе исследования был проведен педагогический эксперимент с целью проверки эффективности проведения подвижных игр у учащихся младших классов.
Проведение исследования осуществлялось в соответствии со следующим планом: предварительное тестирование, проведение экспериментальных уроков и контрольное тестирование.
Были сформированы три группы: две экспериментальные (ЭГ-1 и ЭГ-2) и одна контрольная (КГ). Группа ЭГ-1 состояла из учащихся 3А класса, группа ЭГ-2 - из учащихся 3Б класса, а группу КГ составили учащиеся 3В класса.
Физическая подготовленность учащихся 3-х классов оценивалась с помощью тестирования, предусмотренного школьной программой физического воспитания.
Разработанная программа была использована на уроках физической культуры для учащихся экспериментальных групп. В контрольной группе данная методика не применялась, чтобы оценить эффективность разработанной экспериментальной программы занятий подвижными играми различной направленности для учащихся и обосновать её эффективность.
Игры, проводимые на уроках физической культуры в экспериментальной группе, были отобраны с учетом возможностей и уровня физической подготовленности учащихся. Эта методика применялась на уроках физической культуры три раза в неделю.
В завершение педагогического эксперимента учащимся экспериментальной и контрольной групп предлагались контрольные испытания для оценки уровня физической подготовленности. После этого был проведен полный анализ и обобщение результатов исследования с целью обоснования программы занятий подвижными играми различной направленности для учащихся младших классов.
На основе педагогических наблюдений были отобраны и классифицированы подвижные игры в зависимости от их воздействия на различные двигательные качества.
2.2 Изучение факторов, влияющих на мотивацию младших школьников к занятиям физической культурой
Для выявления особенностей формирования мотивации у младших школьников к занятиям физической культурой была применена анкета «Мотивация занятий физической культурой и спортом» (Приложение 1), которая показала следующее:
1. На вопрос «Занимаешься ли ты утренней зарядкой по утрам?» максимальное количество участников - 60% ответили «нет», 30% - ответили «да», и 10% - ответили «иногда».
2. На вопрос анкеты «Пропускаешь ли ты занятия физкультурой в школе?"» наибольший процент опрошенных ответил «нет» - 70%, 20% - ответили «иногда», и 10% - ответили «да».
3. На вопрос анкеты «У вас есть любимые виды спорта?»
наибольший процент опрошенных назвал футбол - 55%, хоккей - 20%, велоспорт - 12%, плавание - 10%, вольная борьба - 3%.
4. На вопрос анкеты «Знаешь ли ты, какие существуют в твоем районе детские спортивные школы, спортивные секции, спортивные залы?»
ответы распределились следующим образом: 50% - опрошенных ребят ответили, что знают, 40% - не знают, 10% - не интересовались.
5. На вопрос «Как вы считаете, спорт оказывает влияние на здоровье человека?» мнения распределились следующим образом: 90% -участников ответили, что спорт оказывает положительное влияние, 5% - ответили, что спорт оказывает отрицательное влияние, а 5% - ответили, что спорт никак не влияет на организм.
6. На вопрос «Как вы проводите свободное время?»
30% - участников ответили, что проводят свое свободное время за просмотром телевизора, 30% - играют в компьютерные игры, 20% - гуляют с друзьями, 10% - предпочитают читать книги, и лишь 10% - проводят время в спортивных залах.
Проведенный анализ выявил наличие нескольких взаимосвязей в процессе формирования взглядов детей. Указанные фактические данные позволяют предположить, что учащиеся осознают важность физической культуры в жизни человека, однако не уделяют достаточно времени физическим занятиям.
Поэтому для учащихся важно продемонстрировать физический потенциал активных игр.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 2002. - 240 с.
2. Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоровье, 1985. - 80 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин тов. М.: Инфра-М, 2006. 287 с.
4. Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02. - «Физическая культура». - Гродно, 2005. - 68 с.
5. Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. М.: Физкультура и спорт, 1999. 208 с.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
7. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. - М., 2003. - 197 с.
8. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 192 с.
9. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5-6. - С.24-32.
10. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Нар. асвета, 1998. - 88 с.: ил.
11. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М., 2005. 80 с.
12. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М.: Физкультура и спорт, 1991. 116 с.
13. Кузнецов В.К. Возрастные особенности развития специальных силовых качеств у не занимающихся спортом и лыжников-гонщиков 11-18 лет // Теория и практика физического воспитания. - 2001. - №3. - С.12-15.
14. Лаптев А.П. Возрастные особенности организма // Физическая культура и спорт. - 2004. - №8.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 543 с.
16. Основы математической статистики: Учебн. пособие для институтов физ. культ. / Под ред. В.С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 176 с.
17. Семикоп А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки: Учебн. метод. пособие для студ. факульт. физ.культ. пединститут. и университ., училищ алимп. резерва по специальн. 03.03 - «Физическая культура». - Гомель, 2002. - 149 с.
18. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. - М.: Педагогика, 1990. - 63 с.
19. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт. - 2002. 176 с.
20. Яковлев В.Г. Игры для детей. М.: Физкультура и спорт, 1995. 158 с.