Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, активного формирования интеллектуальных способностей и становления его личности. Общение играет особую роль в этот период, так как является неотъемлемой частью детской деятельности. В процессе общения формируется эмоционально-волевая, познавательная сфера ребенка, его речевое и психическое здоровье, самооценка и личность в целом через познание и оценку самого себя посредством других людей. Эффективность общения зависит от уровня сформированности коммуникативных умений.
Именно в дошкольном возрасте наиболее активно усваиваются и развиваются коммуникативные умения и навыки, дети в этом возрасте учатся строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Своеобразие речевого развития, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения со взрослыми и сверстниками.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста обусловлена отсутствием определенных теоретических разработок по формированию коммуникативной компетенции у детей.
Об этом свидетельствует ряд работ (например, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, А.В. Запорожца), посвященных общению и взаимодействию детей со сверстниками и взрослыми.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что, несмотря на разработки отечественных и зарубежных ученых как теоретической базы по проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста, отсутствуют методические разработки, обеспечивающие необходимые технические средства для процесса решения.
Согласно психолого-педагогическим исследованиям, на развитие ребенка влияют общение с воспитателями (В.А. Петровский, М.И. Лисина и др.), общение с родителями (С.В. Корницкая, З.М. Богуславская, А.Г. Руцкая и др.), отношения со сверстниками (Т.И. Ерофеева, Л.Х. Башлакова , А.А. Рояк и др.), определяемые содержанием и характером деятельности и успешностью ее выполнения (Т.А. Репина, Р.С. Буре, Р.Б. Стеркина и др.), культура общения (М.В. Ильяшенко, Т.А. Антонова, С.В. Петерина, Н.С. Малетина и др.).
Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий в формировании коммуникативной компетентности детей. Это противоречия между социальным заказом общества и, одновременно, снижением уровня общей и коммуникативной культуры в современном обществе.
Поиск педагогически эффективных путей разрешения данных противоречий, требующих выявления научно обоснованных подходов к формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, составляет проблему исследования, которая актуальна как для теории, так и для практики дошкольного образования.
Цель: изучить особенности формирования коммуникативных навыков старших дошкольников.
Объект: Коммуникативные навыки старших дошкольников
Предмет: особенности формирования коммуникативных навыков старших дошкольников.
Задачи:
1. Дать понятие коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе
2. Рассмотреть особенности формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
3. Проанализировать методы взаимодействия ДОУ с семьей по проблеме формирования коммуникативных навыков
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе
Современная педагогика ориентируется на гуманность процесса воспитания и обучения, в числе актуальных вопросов ведущее место занимает создание оптимальных условий при развитии личности каждого ребёнка, а также их личностного самоопределения. В последнее десятилетие процесс самоопределения и личностного развития у школьников, особенно начального звена, затруднено.
Это происходит в связи с незрелостью их эмоционально-волевой сферы, проблемами семейного воспитания, а также на фоне задержки в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации,
Сложившаяся ситуация в современном школьном образовании вынуждает ребенка к активному решению стоящих перед ним сложных коммуникативных задач, таких как: организации делового общения, по поводу изучаемого материала между учащимися друг, а также между педагогом и учащимися. Для этого важен процесс развития у детей высоких форм общения со взрослыми и сверстниками, что будет предпосылкой формирования нового типа отношений между педагогом и учеником и между школьниками. [7]
Актуальной проблемой в современном обществе становиться развитие коммуникативных умений. Развитие научных технологий привело к увеличению потребности общества в людях, способных ставить и решать проблемы, связанные не только с настоящим, но и с будущим.
Исходя из вышесказанного необходимо дать определения базовым понятиям: «коммуникативные умения», «общение», «коммуникация». [9]
Некоторые авторы объединяют понятия «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и получения информации, сознательного и неосознанного общения».
Однако большинство ученых, изучающих межличностные отношения, различают понятия «коммуникация» и «общение».
Психологический словарь определяет понятие «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Отсюда следует, что партнеры сообщают друг другу определенное количество новой информации и достаточная мотивация, необходимое условие осуществления акта общения. М.С. Каган понимает общение как информационную связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает информацию (знания, идеи, коммерческие сообщения, фактические сведения, инструкции и т. д.), которую реципиент должен принять, понять, правильно усвоить и действовать соответственно. В общении информация циркулирует между партнерами, так как оба одинаково активны, и информация увеличивается, обогащается; при этом в процессе и в результате общения состояние одного партнера меняется на состояние другого. [14]
И. А. Зимняя при изучении этого феномена, предложила использовать системный коммуникативно-информационный подход, который позволит определить условия, критерии, а также пути повышения эффективности общения в зависимости от специфики протекания психических процессов в условиях передачи информации на канал связи. [8]
С точки зрения деятельностного подхода общение — это сложный и многогранный процесс проводимый для установления и развития контактов между людьми, исходящий из потребности в совместной деятельности с включением элементов обмена информацией, выработкой общей стратегии восприятие, взаимодействия и понимания других людей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2012. – 468 с. - Текст: непосредственный.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
5. Бурмистрова, Е. А. Растем с дошкольником: воспитание детей от 3 до 7 лет [Текст]/ Е. А. Бурмистрова. — М.: ДАРЪ, 2017. — 384 c.
6. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2004. 512 с.
8. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 151 с.
9. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
10. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с.
11. Гонохова, Т. А. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Гонохова, Г. Ж Солтанова // В сборнике: Оценка качества образования: опыт, проблемы, перспективы сборник научных трудов. – 2015. – С. 96-100. – Текст: непосредственный.
12. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 184 с.
13. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение.2011.
14. Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Пособие для воспитателя детского сада [Текст]/ Я. И. Ковальчук. — М.: Просвещение, 2019. — 112 c.
15. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2015. – 426 с. – Текст: непосредственный.
16. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской. – СПб.: Питер, 2010. – 410 с. – Текст: непосредственный.
17. Маханева, М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ. Организационно-методический аспект [Текст] / М. Д. Маханева. — М.: Сфера, 2016. — 154 c.
18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.