Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена значимостью и ролью того факта, что в организации крайне много зависит от команды и состава малой группы, верно выбранного способа управления командообразованием, корректного поведения лидеров организации, индивидуального подхода к сотрудникам и к занимаемой должности в целом.
Управленческая команда является своеобразным «ядром», центром воплощения, производства и выведения очередного продукта, техники, услуги или технологии. Ежедневно управленческая команда справляется с такими задачами, как привлечение ресурсов, обеспечение стабильности и выведения продукции на рынки, – чтобы выполнять данные задачи точно и быстро, деятельность команды должна быть полноценно урегулирована.
Формирование эффективной системы командообразования является одним из основных направлений сокращения текучести кадров и, как следствие, увеличения эффективности работы сотрудников и предприятия в целом. В системе управления командообразованием весомую роль играет также фактор адаптации персонала. Недостаточная эффективность адаптационных процессов персонала выражается в значительном росте текучести кадров и увольнении работников первые месяцы работы. Выявление проблем в системе адаптации персонала, влияющих на процесс командообразования в организации, имеющей обширную филиальную сеть, достигается путем проведения тщательного анализа.
Степень научной разработанности проблемы. Проблеме исследования посвящены труды таких авторов как Ю.Н. Лапыгин, В.И. Корниенко, П.Ю. Макаров, М.А. Карасев, Ю.М. Жуков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, И.Н. Алешина, Н.В. Лепина и др.
Цель исследования – рассмотреть командообразование в менеджменте организации.
Достижение цели в ходе работы требует решения следующих задач:
- раскрыть теоретические основы командообразования в организации;
- оценить практику командообразования в организации;
- определить направления совершенствования командообразования в организации.
Объект исследования - ООО «Кронос».
Предмет – процесс управления командообразованием в ООО «Кронос».
В рамках исследования применялся ряд общенаучных методов исследования, в том числе методы анализа, синтеза, сравнения, а также системный метод, метод обобщения, логический методы. Также в первой главе использовались и частно-научные методы познания, в том числе сравнительно-правовой метод.
Теоретическая и практическая значимость работы. Определяется возможностью применения содержащихся в работе обобщений и выводов в рамках дальнейших исследований и совершенствования деятельности в условиях ООО «Кронос».
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Управление командообразованием как социально-экономическое
явление
Управленческие технологии командообразования являются прогрессивной стратегией управления, основанной на идее: команда – это нечто большее, чем простая сумма отдельных частей (когда люди работают вместе, они могут произвести часть работы, которая превосходит либо радикально отличается от работы отдельно трудящихся индивидов).
В современных условиях главным ресурсом эффективного бизнеса является команда слаженных специалистов. Возрастает роль тех, кто осуществляет процесс управления, связанный с процессом решения нестандартных задач. От их квалификации зависят судьбы организации и рационального принятия управленческих решений. В современных условиях новые формы управления – это адхократия, которая приходит на смену бюрократии, приобретает приоритетное значение.
Адхократия – организационные образования (управленческие команды), занимающиеся новыми вопросами и являющиеся, как правило, временными. Создаются в виде организационных единиц и носят самые различные названия: рабочие группы, экспертные группы, целевые группы, рабочие штабы и т. п. Эти образования никогда не учитываются в официальной организационной структуре организации. Одним из наиболее важных личных качеств, в которых главное – профессионализм, является способность работать в команде . Основным фактором эффективной работы команды является способность «работать на результат». Однако на практике возникает проблема межличностной конкуренции, что часто приводит к конфликтам. А это приводит к разрушительным последствиям. Наличие команды является одним из признаков эффективности работы организации. Сотрудники, работающие в бюрократической системе, не имеют навыков коммуникации, борются «за место под солнцем в виде гаража», что снижает эффективность. Подобные личностные особенности повышают конфликтный фон в организации и негативно влияют на ее развитие. В настоящее время в мире наблюдается командный бум, причины которому – модность американского стиля управления. Сложившаяся ситуация обусловлена целым рядом причин.
Одна из них заключается в том, что темпы изменений в современной действительности не позволяют отдельному человеку, даже весьма образованному и талантливому, не только отслеживать происходящие перемены, но и, соответственно, их упреждать, т. к. количество получаемой информации с трудом может быть усвоено. Поэтому невозможно ни предсказывать возникающие возможности, ни смягчать их неблагоприятные последствия. Вторая причина связана с тем, что «сработанные» творческие люди дают организации более высокий результат, чем стандартная система управления. Третья причина в том, что люди, которые когда-то вместе работали, воспринимают общую работу как творчество, которое приносит эмоциональную отдачу. Это довольно сложно в понимании, но посмотрите на однополчан, которые вместе прошли сложный путь, – тогда все станет понятно. Командная организация работы зародилась давно, но ее систематическое использование принято относить ко второй половине XX в. Еще раз повторим – это чисто американская система управления. Это не изобретение США, просто был взят опыт, который не имел теоретического обоснования ни в России, ни в Европе, – не было необходимости. В некотором смысле можно назвать в качестве основы командообразования социалистические соревнования и стахановское движение, которые сформировались в СССР. Появление социалистического соревнования предварило образовавшееся некоторое время спустя «движение за развитие человеческого потенциала», в рамках которого на Западе стали оформляться идеология и технологии командообразования.
Именно использование творческого потенциала бригад (точнее, сообщества людей, объединенных общей целью) давало новые возможности для развития. Именно тогда в управленческой практике команда начала рассматриваться как способ коллективных действий, способствующий наиболее полному и всестороннему проявлению возможностей личности на Западе и в Японии .
Вскоре слова «команда», «командная работа» прочно вошли в практику управления. Хотя это тоже неправильно, т. к. понятие «командная форма работы» существует с момента появления термина «управление», в соответствии с рисунком 1 .
Рисунок 1 - Основы командообразования
Просто взаимодействие в данном контексте – это всеобъемлющее сотрудничество людей, положительное отношение, распространяющееся на самые различные области. Работа в команде предполагает акцент на какой-либо конкретной задаче, которую необходимо выполнить. Вся деятельность команды так или иначе направлена именно на нее. Таким образом, команда - это сильно сосредоточенная единица работы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Акимова В.С. Методики измерения эффективности корпоративной культуры / В.С. Акимова // В сборнике: Актуальные проблемы государственного, муниципального и корпоративного управления. Сборник статей. Под редакцией Ю.В. Гуськова, Р.Т. Валиева. - Москва, 2020. - С. 221-228.
3. Бабаева Д.Г. Регулярный менеджмент: современный подход к управлению организацией Д.Г. Бабаева // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. – 2021. - №4. – С.65-68.
4. Басюк А.С. Теоретические аспекты методов оценки эффективности менеджмента организации / А.С. Басюк // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». – СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2021. – С.183-185.
5. Бочарова И. Ю. Корпоративное управление / И.Ю. Бочарова. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 368 c.
6. Бусыгин А.В. Кризис менеджмента. Очерки современной теории и текущей практики / А.В. Бусыгин. – М.: Проспект, 2021. – 256 с.
7. Вицелярова К.Г. Характеристика системы менеджмента организации социально-культурной сферы / К.Г. Вицелярова // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. - №28. – С.79-87.
8. Воргунова В.Р. Роль и важность корпоративной культуры в любой организации / В.Р. Воргунова // Научный электр. журнал Меридиан. - 2020. - № 3 (37). - С. 192-194.
9. Генкин Е.В. Компоненты системы менеджмента коммерческой организации / Е.В. Генкин // Инновации в управлении социально-экономическими системами (RCIMSS-2019): материалы конференции. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. – С.50-55.
10. Джабраилов Д.Х. Роль менеджмента в управлении человеческими и групповыми отношениями в организации / Д.Х. Джабраилов // Экономика и предпринимательство. – 2021. - №8. – С.819-822.
11. Живенкова А.А. Менеджмент организации. Выстраивание системы мотивации / А.А. Живенкова // Студенческий вестник. – 2022. - №30-2. – С.29-31.
12. Иванова Е. А. Корпоративное управление / Е.А. Иванова, Л.В. Шишикина. - М.: Феникс, 2020. - 256 c.
13. Казанцева С.Ю. Архитектура системы менеджмента при создании и развитии организации / С.Ю. Казанцева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2021. - №1. – С.10-16.
14. Ковалева К.Ю. Роль менеджмента в современной организации / К.Ю. Ковалева // Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы: сборник научных трудов. – Кинель: СамГАУ, 2020. – С.117-120.
15. Ксенофонтова Х. З. Корпоративный менеджмент. Учебник / Х.З. Ксенофонтова. - М.: КноРус, 2020. - 314 с.
16. Макарова О. Корпоративное управление в АО с государственным участием / О. Макарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. – 252 с.
17. Мурычев А. В. Качество корпоративного управления как фактор повышения конкурентоспособности / А.В. Мурычев. - М.: Синергия, 2020. - 128 c.
18. Паблишер А. Как управлять корпоративным племенем: Прикладная антропология для топ-менеджера / А. Паблишер. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 408 с.
19. Пеша А. В. Формирование корпоративной культуры организаций сферы обслуживания: Монография / А.В. Пеша. – Екатеринбург: Бук, 2017. – 139 с.
20. Распопов В.М. Корпоративное управление: Учебник / В.М. Распопов, В.В. Распопов. - М.: Магистр, 2019. - 384 c.