Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Противодействие преступности, предотвращение совершения преступлений и профилактика их совершения - одни из важнейших направлений деятельности правоохранительных органов.
Цели правоохранительных органов в сфере уголовной юстиции вторят целям и принципам уголовного судопроизводства и целям назначения наказания, которыми являются законное и обоснованное привлечение виновного к уголовной ответственности, назначение справедливого наказания за содеянное и восстановление социальной справедливости.
Важнейшее место в системе правоохранительных органов, принимающих участие в реализации указанной задачи, занимают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД). Поскольку охватываемая сфера максимально переплетена с возможностью в необходимых случаях нарушения конституционных прав граждан, повышенное внимание к совершенствованию оперативно-розыскной деятельности в РФ кажется исключительно необходимым ввиду ряда существующих сегодня в данной отрасли проблем.
Как известно, прокуратура, как орган профессионального надзора, обладает, в том числе, полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Специфика данной отрасли прокурорского надзора нашла свое отражение в главе 3 Федерального закона от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации». Однако содержание данной главы ограничивается лишь перечислением предмета такового надзора (который, к слову, кажется недостаточно проработанным) и отсылки к уголовно-процессуальному законодательству, устанавливающему круг полномочий прокурора в данной сфере. На настоящем этапе прокуратура обладает весьма ограничена в выборе средств и методов прокурорского реагирования, могущих позитивно воздействовать на защиту интересов лиц, чьи конституционные права нарушены в результате незаконного или неправильного проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) органами, осуществляющими ОРД. Как отмечено многими современными теоретиками, посвятившим свои труды исследованию указанной проблемы, в настоящее время вопрос обеспечения законности ОРД исключительно средствами прокурорского надзора является открытым и дискуссионным ввиду наличия в данной сфере множества правовых проблем и казусов прикладного характера.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования оперативно-розыскной деятельностью.
Предмет исследования – нормы закрепляющие порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности и прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
Цель исследования – комплексный анализ особенностей правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и прокурорского надзора за ее осуществлением.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и признаки оперативно-розыскной деятельности;
- проанализировать оперативно-розыскные органы и сущность их взаимодействия со следователем;
- исследовать проблемы правового регулирования прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью;
- рассмотреть совершенствование прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
Методы исследования. В работе автором применялись анализ и синтез, системный и комплексный подходы и другие методы научного исследования.
Структура исследования предопределена кругом рассматриваемых вопросов и включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Понятие, признаки и органы оперативно-розыскной деятельности
1.1 Понятие и признаки оперативно-розыскной деятельности
Законодательное определение понятия «оперативно-розыскная деятельность» является базовым, раскрывающим сущность и содержание как указанной деятельности в целом, так и ее отличительных элементов и видов (направлений).
В советский период российской истории содержание ОРД, методов, форм ее осуществления долгое время находилось под грифом строжайшей секретности и не было доступно большей части граждан. Впервые в отечественном законодательстве открытое упоминание термина «оперативно-розыскные меры» в значении оперативно-розыскных мероприятий появилось в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (далее - Основы), принятых 25 декабря 1958 г. В соответствии со ст. 29 Основ на органы дознания было возложено «принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших». Понятие оперативно-розыскных мер было использовано в ч. 1 ст. 118 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г. (далее - УПК РСФСР) и УПК других союзных республик СССР .
Более детальная регламентация ОРД реализовалась в закрытых нормативных актах Правительства СССР, МВД СССР и КГБ СССР, а также закрытых постановления ЦК КПСС.
Только в 1992 г. в связи с принятием первого Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» стало формироваться российское оперативно-розыскное законодательство, которое получило свое развитие в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», принятом в 1995 г. (далее - ФЗ «Об ОРД»).
Статья 1 этого закона определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим федеральным законом (далее - органы, осуществляющие ОРД), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
ОРД имеет ряд качественных характеристик, определяющих ее место в системе иных направлений деятельности правоохранительных органов.
ОРД - деятельность государственная, так как она представляет собой одно из направлений государственно-правовой борьбы с преступностью. Осуществляется от имени государства, в его интересах оперативными подразделениями только специально уполномоченных на то государственных органов. Субъекты оперативно-розыскной деятельности, наделенные различной компетенцией, равно осуществляют оперативно-розыскную функцию применительно к задачам, решать которые они призваны.
Соответственно, непосредственными исполнителями оперативно-розыскных мероприятий являются сотрудники оперативных аппаратов, полномочия которых вытекают из их должностного положения и личного допуска к оперативной работе.
ОРД узаконена, имеет определенный правовой статус, основывается на положениях Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об ОРД», других федеральных законов, нормативных правовых актов иных органов государственной власти, подзаконных нормативных актов и осуществляется в строгом соответствии с нормативно установленными правилами и процедурами. Следовательно, эта деятельность правовая.
Наиболее важным признаком, определяющим сущность ОРД, является её разведывательный (поисковый) характер. Содержание её в том и состоит, что она направлена главным образом на выявление фактов, обстоятельств, лиц, так или иначе связанных с подготовкой или совершением преступлений.
С тем чтобы обнаружить неизвестные (латентные) преступления; подготовительные действия к преступлениям; лиц, совершивших или совершающих преступления; фактические данные, обеспечивающие доказательственную базу предварительного следствия и т. д., оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, проводят оперативно-розыскные мероприятия, по сути своей и направленности - разведывательные (поисковые).
ОРД - это разведка в криминальной среде, так как получить сведения о фактах, имеющих значение для предотвращения и раскрытия преступлений, розыска лиц, причастных к подготовке или совершению преступлений, можно только от тех, кто является носителем этой информации, - преступников, их связей, в определенной мере - путем непосредственного наблюдения за событиями криминального и предкриминального характера.
ОРД, притом что она официально узаконена как одна из государственно-правовых форм борьбы с преступностью (следовательно, общеизвестна), осуществляется не только гласно, но и негласно.
Под гласной формой ОРД следует понимать деятельность оперативных подразделений (их сотрудников), в ходе которой не принимаются специальные меры по сохранению в тайне информации о содержании и результатах их действий.
Негласная форма ОРД, соответственно, предусматривает применение оперативными подразделениями (их сотрудниками) специальных мер по сохранению в тайне информации о содержании и результатах своих действий.
В первую очередь негласность ОРД направлена на сохранение в тайне самого факта ее осуществления, а также задействованных в ней сил, средств и методов от лиц, имеющих отношение к преступной деятельности.
Эти взаимодополняющие способы осуществления оперативно- розыскных мероприятий применяются в зависимости от характера действий, целей, конкретных ситуаций. Сотрудники подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, могут действовать официально (гласно) - представлять интересы или выступать от имени соответствующего государственного органа, а могут выполнять свои функции негласно.
Значительная часть ОРМ проводится втайне, обязательным условием их эффективности является то, что они или вообще скрыты от преступников, их связей и в целом от их окружения, или хотя и наблюдаемы, но зашифрованы (цель, данные о принадлежности субъектов к оперативно-розыскным органам).
ОРД является самостоятельной, поскольку структурно, организационно и тактически обособлена от иных функций уголовной юстиции как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными ФЗ «Об ОРД».
Самостоятельный характер оперативно-розыскной деятельности раскрывается в следующих элементах:
— ОРД осуществляется специальными силами;
— ОРД осуществляется с применением специальных средств;
— ОРД осуществляется с применением специальных методов;
— ОРД осуществляется в специальных формах (стадиях, этапах).
Специальные силы оперативно-розыскной деятельности составляют: штатные сотрудники оперативных подразделений органов, уполномоченных на осуществление ОРД; сотрудники иных подразделений соответствующих органов; лица, содействующие оперативным подразделениям, в том числе специалисты.
К штатным сотрудникам оперативных подразделений относятся сотрудники (должностные лица) государственных органов, наделенные правом осуществлять ОРД. В данную категорию входят оперуполномоченные различных оперативных подразделений силовых ведомств, руководители оперативных подразделений и органов, осуществляющих ОРД. Отличительной особенностью указанных должностных лиц является то, что они носят специальные или воинские звания, имеют допуск к государственной тайне и наделяются правом осуществлять ОРД.
Штатные сотрудники оперативных подразделений подразделяются на две группы - штатных гласных и штатных негласных. Штатные гласные сотрудники (например, ОВД) проходят службу в таких оперативных подразделениях, как уголовный розыск, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, по борьбе с преступными посягательствами на грузы и т. д. В круг их основных обязанностей входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений соответствующей направленности. Для обеспечения выполнения данных задач принадлежность этих сотрудников к ОВД не зашифровывается. Вместе с тем в зависимости от конкретной тактической ситуации при проведении ОРМ у штатных гласных сотрудников есть право выбора, раскрывать перед окружающими свой статус или нет.
Штатные негласные сотрудники занимают определенные должности в соответствующих оперативных подразделениях, которые выполняют специфические разведывательные функции (оперативный поиск), проводят сложные технические мероприятия (например, прослушивание телефонных переговоров). В силу особенностей возложенных на них задач принадлежность этих сотрудников к правоохранительным структурам зашифровывается, у них нет права выбора, действовать гласно или нет. Проводимые ими действия и ОРМ носят исключительно негласный, легендированный характер.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
3. Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174–ФЗ (в ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. I), ст. 4921.
4. Об оперативно–розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144–ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 33. – С. 3349.
5. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 24.07. 2023) // Российская газета. – 1992. – № 39.
6. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно–розыскной деятельности (вместе с Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно–розыскной деятельности, Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам органов, осуществляющих оперативно–розыскную деятельность) : приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 // Законность. – № 5. – 2011.
7. Постановление ЕСПЧ от 15.12.2005 «Дело «Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации» (жалоба N 53203/99) // СПС Консультант Плюс [Сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=20181#012036882560605022 (дата обращения 20.12.2023).
8. Постановление ЕСПЧ от 02.10.2012 «Дело «Веселов и другие (Veselov and Others) против Российской Федерации» (жалобы N 23200/10, 24009/07 и 556/10) // СПС Консультант Плюс [Сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=307260#00020477059151520205 (дата обращения 20.12.2023).
9. Азаров, В. А. Теоретические основы формирования отрасли оперативно–розыскного права : монография / В.А. Азаров, Е.В. Кузнецов. – М., 2016. – С. 9–10.
10. Горбачева, Е. В. Основы оперативно–розыскной деятельности : учебное пособие / Е. В. Горбачева, Е. В. Кузнецов. – Иркутск : Издательство ИГУ, 2022. – С.52.
11. Данные исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2018 год. [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/society/22/05/2018/5b04004f9a7947693c8553c5
12. Данные исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2019 год. [Электронный ресурс] // URL: https://xn––b 1 aew.xn––p 1 ai/publicopinion
13. Ендольцева, А. В. Поручения следователя органу дознания: проблемные вопросы в теории и практике / А. В. Ендольцева // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 1. – С. 91–96.
14. Железняк, Н. С. Правовая основа, предмет и организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность / Н.С. Железняк // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. – 2012. – № 2. – С. 6–17.
15. Законопроект № 490175–6 «О внесении изменений в статьи 8 и 15 Федерального закона «Об оперативно–розыскной деятельности» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»«. [Электронный ресурс] // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/490175–6
16. Зеленский, В.Д. Отдельные вопросы организационно–правового статуса следователя / В.Д. Зеленский // В сборнике: Уголовно–процессуальные и криминалистические средства обеспечения эффективности уголовного судопроизводства. Материалы международной научно–практической конференции. А.А. Протасевич (отв. ред.). – 2014. – С. 94–98.
17. Зеленский, В.Д. Организационные аспекты групповой методики расследования преступлений следователя / В.Д. Зеленский, С.А. Куемжиева // Российская юстиция. – 2018. – № 3. – С. 35–39.
18. Ильницкая, Л. И. Функции и полномочия следователя в стадии возбуждения уголовного дела / Л. И. Ильницкая, А. В. Васечкина // Аграрное и земельное право. – 2022. – № 9(213). – С. 110–112.
19. Кузнецов Е. В., Ступницкий А. Е. Основы оперативно–розыскной деятельности органов внутренних дел : учеб. пособие / Е.В. Кузнецов, А.Е. Ступницкий. – Иркутск, 2011. – 239 с.
20. Лобунец, Е.С. Назначение, сущность и содержание этапов расследования отдельных видов и групп преступлений: автореферат дис. кандидата юридических наук: 12.00.12. / Е.С. Лобунец. – Краснодар, 2015. – 31 с.
21. Луговик, В.Ф. Оперативно–розыскной кодекс Российской Федерации (авторский проект федерального закона) / В.Ф. Луговик // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. – С. 109–135.
22. Майдыков, А.А. Значимые проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность на современном этапе развития общества в Российской Федерации / А.А. Майдыков, А.О. Шикунов // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. – 2019. – №8. – С.53–66.
23. Макарова, С.В. Особенности раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: учебно–методическое пособие / С.В. Макарова, Е.Ю. Пронина. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2015. – 79 с.
24. Малин, П. М. Особенности процессуального порядка принятия решения о допуске на встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно–розыскную деятельность с подозреваемым, содержащимся под стражей / П. М. Малин, Н. В. Савельева, А. В. Васечкина // Право и государство: теория и практика. – 2019. – № 5(173). – С. 96–100.
25. Малин, П. М. Должностные лица органа дознания, исполняющие поручения начальника органа дознания, как участники уголовного процесса / П. М. Малин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2017. – № 134. – С. 1152–1165.
26. Никитин, Е.Л. Обеспечение законности оперативно–розыскной деятельности средствами прокурорского надзора и ненадзорных функций прокуратуры / Е.Л. Никитин // Юридическая мысль. – № 1 (111). – 2019. – С. 115–125.
27. Одношевин, И.А. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность, и пределы его осуществления / И.А. Одношевин // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 4. – С. 191–197.
28. Основы оперативно–розыскной деятельности органов внутренних дел : учеб. пособие / под ред. А. Е. Чечетина. – Хабаровск, 2014. – 354 с.
29. Подольный, Н.А. Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность, – эффективное средство оптимизации предварительного расследования / Н.А. Подольный // Библиотека криминалиста. – 2014. – № 5 (16). – С. 256.
30. Сухоруков, Р.Е. Проблемы взаимодействия следователя и органов дознания в уголовном процессе / Р.Е. Сухоруков // Молодой ученый. – 2021. – № 26 (368). – С. 222–224.
31. Устинова, А.В. К вопросу о взаимодействии следователя и органов, осуществляющих оперативно–розыскную деятельность / А.В. Устинова // Молодой ученый. – 2017. – № 11(145). – С.377–380.