Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Теория разделения властей возникла в конкретных исторических и социальных условиях и на протяжении веков корректировалась, изменялась и дополнялась с учетом политических и правовых реалий и конкретных национальных обстоятельств.
Само по себе разделение властей, практикуемое в демократических странах уже более двухсот лет, не является ни самоцелью, ни панацеей от пороков и недостатков государственного управления. Однако исторический опыт показывает, что разделение властей и сегодня остается лучшей системой. Россия, к сожалению, не приняла разделение властей ни в предыдущие века и десятилетия, ни в царскую эпоху, ни в годы советской власти.
На самом деле под термином "разделение властей" понимается довольно сложное сочетание независимости и взаимодействия трех ветвей власти, а в некоторых случаях и их переплетение. Существующие структуры не исключают ни преходящих конфликтов, ни долгосрочных конфликтов, связанных с компромиссами и уступками.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании теории разделения властей.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы теории разделения властей.
Целью исследования является анализ теории разделения властей.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть теорию разделения властей в трудах Д. Локка;
2.проанализировать теорию разделения властей в трудах Ш.Л. Монтескье и Ж.Ж. Руссо;
3.исследовать теорию разделения властей в трудах мыслителей последующих лет;
4.дать понятие разделения властей;
5.исследовать особенности влияние поправок в Конституцию РФ на положение органов судебной власти в системе государственных органов.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е., Нудненко Л.А., Хабриева Т.Я. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем теории разделения властей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на исследование теории разделения властей.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.ИСТОКИ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1.Теория разделения властей в трудах Д. Локка
Сегодня разделение властей является общепризнанным признаком правового государства и основополагающим принципом организации и функционирования механизмов правового государства. Он закреплен в статье 10 Конституции Российской Федерации. Для того чтобы понять суть разделения властей, целесообразно обратиться к истокам формирования этой выдающейся универсальной демократической идеи.
Теория разделения властей зародилась уже в древних государствах.
Мыслители того времени выделили несколько существенных черт этой теории. Согласно им, в государстве есть относительно самостоятельные элементы, которые выполняют определенные функции внутри государства. Эти элементы тесно влияют друг на друга, помогая или мешая друг другу, если один из них чрезмерно акцентирован .
Согласно литературе, идея разделения властей в основном развита в трудах Аристотеля, Платона, Эпикура и других, воплощена в судебной практике античного мира и присутствует в английской Хартии вольностей 1215 года.
В отличие от своих предшественников, основоположники классической тринитарной доктрины разделения властей создали совершенно новую и универсальную доктрину разделения властей. Эта доктрина воплотилась в конституционном и государственном строительстве практически всех стран мира и по сей день. К факторам, обусловившим рождение и развитие новой доктрины, относится, прежде всего, исторический прогресс, проявившийся в виде перехода на более высокий уровень общественного и государственного устройства.
В самом общем виде разделение властей предполагает наличие в государстве трех властей - законодательной, исполнительной и судебной, причем каждая из них действует самостоятельно и взаимно сдерживает друг друга, так что ни одна власть не становится абсолютной.
Формирование современной теории разделения властей в основном связано с развитием политической и правовой теории в Англии XVII века.
Важным английским мыслителем того времени был философ Джон Локк, который в своей работе "О гражданском правлении" (1690) подробно рассмотрел три власти: законодательную, исполнительную и судебную. Он также подробно описал характеристики этих властей, в частности то, что законодательная власть "не является и не может быть абсолютно тиранической, поскольку она не является властью народа, а является властью народа" (1690, p. 3). Это объясняется тем, что законодательная власть - это всего лишь совокупная власть всех членов общества, которая закреплена за отдельным законодателем и парламентом.
Поскольку законодательная власть не может быть абсолютной, Д. Локк говорит о двух других властях, которые должны ограничивать законодательную власть: исполнительной и судебной. Однако теорию Локка сложно назвать теорией разделения властей в современном понимании. Это связано с тем, что он приходит к выводу, что законодательная власть является верховной, поскольку она принимает законы, обязательные для всех, и что все остальные власти вытекают из законодательной и подчинены ей; исполнительная власть, по мнению Д. Локка, подчинена законодательной и может быть изменена или отстранена по ее желанию.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 52 (часть I). - Ст. 8973
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 11. - Ст. 1416
II. Основная и специальная литература
4. Авакьян С.А. Разделение властей: для каких уровней применять / С.А. Авакьян // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 4 (123).
5. Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. - С.147.
6. Епифанов И.О. Нормативное закрепление принципа разделения властей на законодательную и исполнительную в бюджетном законодательстве РФ // Современное право. 2018. № 12. С. 79 - 84.
7. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020.- С.254.
8. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. – С.201.
9. Селихов Н.В. Организация верховной власти в России: вопросы теории и практики // Российский юридический журнал. 2018. № 2. С. 19 - 31.