Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня результаты социологических исследований стали повседневностью на страницах газет, экранах телевизоров, в радиоэфире, на интернет-сайтах. Социологи и журналисты призваны быть зеркалом общества – честным и объективным. Действуя сообща, они являются мощной силой, которая в значительной степени формирует общественное мнение. Одни – методом количественного анализа, другие – путем представления словесных образов, но и те и другие показывают обществу, каким оно является на самом деле, имеет слабые и сильные стороны.
Однако иногда между социологами и журналистами возникают недоразумения, перерастающие в обоюдные претензии, скорее связанные с недостаточным знанием профессиональных тонкостей, внутренних законов друг друга. И тогда этот тандем теряет свое преимущество, хотя на самом деле мог бы ощутимо влиять как на власть, так и на общество в целом. К сожалению, уровень профессионализма использование данных социологических исследований в информационном пространстве существенно отстает от масштабов опросов общественного мнения. За 20 лет выросло уже новое поколение журналистов, но и от молодой плеяды на пресс-конференциях звучат те же вопросы, что и десять, и двадцать лет назад: они свидетельствуют о неосведомленности журналистов в элементарных понятиях социологии. Конечно, существует немало серьезных, основательных работ, посвященных проблемам методологии и проведение социологических опросов, однако они рассчитаны на специалистов. Поэтому изучение вопросов использования методов социологии в журналистике является весьма актуальным.
Цель курсовой работ – изучить особенности использования социологических методов и приемов в работе журналиста.
Объект исследования – использование социологических методов на примере издания Lifestyle, журнал «Heim» и газеты «Аргументы и факты».
Предмет исследования – особенности социологических методов и приемов в работе журналиста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности использования социологических методов в журналистике.
2. Проанализировать социологические методы в журналистике на примере печатных изданий «Heim» и «Аргументы и факты».
Материалом исследования послужили публикации журнала «Heim» и газеты «Аргументы и факты».
В качестве методов исследования были использованы такие как метод стилистического анализа, дедукции, индукции.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав заключения и списка литературы.
1. Особенности использования социологических методов в журналистике
1.1 Опросный метод социологического исследования как основной инструмент сбора информации
Современная социология обладает достаточно большим арсеналом методов, которые применяются в зависимости от намеченной цели и задач исследования. Обобщив все методы, их можно разделить на количественные и качественные. Главное различие между количественными и качественными методами заключается в разнице подходов. В количественных исследованиях, прежде всего, применяется значительный объем выборки, что позволяет провести статистически обоснованный анализ получаемой информации.
В качественных – число участников может быть небольшим, главное – исследования глубинных причин и мотивов. Другими словами, количественные исследования отвечают на вопросы «Сколько?», «Кто?», качественные исследования должны ответить на вопрос «Почему?» и «Как именно?». Качественные исследования могут предшествовать количественному, служа целью формулировки гипотез, которые далее проверяются на больших выборках, а также могут проводиться после количественного, углубляя и уточняя те факты, которые появились из результатов массовых опросов. Среди количественных методов, которые чаще всего применяются, следует, прежде всего, отметить опросы общественного мнения. К качественным методам относятся фокус-группы и глубинные интервью.
Социологический опрос является методом сбора информации с помощью постановки вопросов определенной группе людей (респондентов), отобранных по определенному принципу – так, чтобы эта отобранная совокупность по основным параметрам представляла генеральную совокупность, то есть то сообщество, на которое в дальнейшем будут распространяться выводы опроса [2, с. 103].
Это может быть определенный населенный пункт, избирательный округ, определенная социальная или профессиональная группа или страна в целом. Различают различные способы опроса: почтовое, телефонное или по адресу проживания респондента.
Почтовый опрос заключается в рассылке анкет по почте и получении на них ответов. Это – самый дешевый способ анкетирования, поскольку не требует привлечения значительного числа интервьюеров. Поэтому он кажется самым привлекательным. Однако эта простота получения информации очень опасна. Следует помнить, что из почтового опроса в принципе невозможно достичь репрезентативности. Сегодня этот метод почти не применяется. Он может использоваться только как вспомогательное средство – скажем, чтобы выявить наиболее острые проблемы конкретного города или села. Однако, эта информация поступит только от активных граждан, которые не поленятся заполнить и отправить анкету (даже если к ней прилагается конверт с адресом). Эта информация может в дальнейшем быть использована во время укладки опросника для обычного опроса [7, с. 91].
Телефонный опрос тоже привлекает своей кажущейся простотой и небольшими затратами. Телефонные опросы широко используются западными социологическими службами, особенно во время избирательных кампаний для ежедневного мониторинга рейтингов кандидатов и партий. Плюсом телефонного опроса, кроме относительной дешевизны, является еще и оперативность получения информации. В отечественных условиях использования этого типа опросов ограничено, поскольку достижения нужной репрезентативности предполагает сплошную телефонизацию. Этим может похвастаться разве что столица и в определенной мере крупные города. Ограниченность этого вида опросов заключается и в том, что по телефону можно задать немного вопросов. Однако телефонные опросы имеют смысл тогда, когда надо быстро выяснить реакцию людей на определенные события или медийную информацию. Крупные социологические фирмы имеют специальную аппаратуру для телефонных опросов, когда компьютер из базы данных телефонных номеров осуществляет случайный отбор, а потом звонок на конкретный номер. Это делает телефонные опросы значительно оперативнее.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 143 c.
2. Акульшин О.В. Дискурс-анализ как лингвосинергетический психосоциальный феномен / О.В. Акульшин // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации» – 2012. – Т.25 (64). – № 1.Часть 1. – С. 23-32.
3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Советская энциклопедия, 1999. – 608 с.
4. Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью)//Русский язык сегодня. М.,2016. – С. 251-259.
5. Гордиенко Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 176 c.
6. Городяненко В.Г. Социологический практикум. Учебно-методическое пособие. – К.: Академия, 1999. – 160 с.
7. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун- та, 1998. – 208 с.
8. Касьянов В. В. Социология массовой коммуникации : учеб. пособ. / В. В. Касьянов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 427 с.
9. Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. – СПб: Питер, 2014. – 397 с.
10. Колесниченко А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Изд. Моск.университета, 2013. – 192 c.
11. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. — М.: Праксис, 2005. – 256 с.
12. Соколинский В.М. Журналистика. – М.: КноРус, 2013. – 496 c.
13. Стилистика газетных жанров: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» /В. Н. Вакуров, Н. Н. Кохтев, Г. Я. Солганик. – М.: Высшая школа, 1999. – 220 с.
14. Стровский Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 2014. – 359 c.
15. Социология журналистики : учеб. пособ. для студентов вузов / [И. Н. Блохин и др.] ; под ред. С. Г. Корконосенко. – М. : Аспект Пресс, 2004. — 318 с.
16. Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко,
Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О. В. Терещенко. — М: Книжный Дом, 2003. – 1312 – с.
17. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Методология и методы социологических исследований: Учеб. пособие. – К.: МАУП, 2000. – 304 с.
18. Фомичева И. Д. Социология СМИ : учеб. пособ. для студентов вузов / И. Д. Фомичева. — М: Аспект Пресс, 2007. – 335 с.
19. Wright C. R. Functional Analysis and Mass Communication / Charles R. Wright // The Public Opinion Quarterly – Vol. 24, No. 4. (Winter, 1960). – Pp. 605-620.