Фрагмент для ознакомления
2
Правильная организация занятий по волейболу может стать отличным средством физического развития учащихся, а также поможет решить важные образовательные задачи. Привлекательность этой игры обусловлена ее относительно простым оборудованием.
Основной упор в волейболе делается на возможность играть без какой-либо подготовки. Однако это нельзя считать правильным. Известно, что один процесс у волейболистов состоит из шести органических связей: физических, технических, тактических, психологических, теоретических и игровых.
В настоящее время особенно актуальны проблемы, связанные с повышением качества подготовки спортивного резерва по волейболу. Причем в широком смысле этого понятия, т.е. обеспечить такую базовую подготовку юных волейболистов, на основе которой они смогут успешно тренироваться на этапе совершенствования в этом виде спорта.
Одним из основных направлений повышения качества подготовки волейболистов является физическая подготовка, которая является основой совершенствования техники и тактики игры. Поэтому улучшение физической подготовленности волейболистов является одной из важнейших задач, которую детские тренеры ежедневно стараются решать на тренировках.
Обзор литературы показывает, что очень важно создавать и апробировать эффективные средства и методы развития скоростно-силовых качеств у волейболистов, особенно в подростковом возрасте, поскольку этот период является максимальной стадией биологического развития.
Успешное выполнение игровых задач во многом зависит от умения волейболиста быстро и высоко прыгать, активных технико-тактических действий и т. д.
Проблемой исследования является отсутствие конкретных экспериментальных исследований возможности использования специального тренировочного модуля, стимулируемого формированием скоростно-силовых способностей.
Эффективность методов, выбор методов и их взаимодействие для развития скоростно-силовых способностей является исследовательской проблемой, так как позволяет улучшить и разнообразить учебно-тренировочный процесс старшеклассников, занимающихся волейболом.
Цель: рассмотреть особенности развития скоростно-силовых способностей у волейболистов.
Задачи:
1. Определить характеристики понятия «скоростно-силовые способности»;
2. Описать особенности скоростно-силовых способностей у старшеклассников;
3. Охарактеризовать методы и средства развития скоростно-силовых способностей у старшеклассников в процессе занятия волейболом;
4. Выделить проблемы организации тренировочного процесса в волейболе по развитию скоростно-силовых способностей у старшеклассников.
Объект исследования – процесс развития скоростно-силовых качеств волейболистов.
Предмет исследования – методика проведения занятий в секции по волейболу.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды следующих авторов: Ю.Д. Железняк, В.М. Зациорский, Ю.Н. Клещев, В.С, Кузнецов, В.И. Лях, Л. П. Матвеев и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации занятий в секции по волейболу, направленных на развитие скоростно-силовых способностей
1.1. Определение скоростно-силовых способностей
Анализ скоростно-силовых свойств возможен с двух сторон - силы и скорости.
Между физическими свойствами силы и скорости существует отрицательная взаимосвязь, в чем и заключается своеобразие этой связи. Таким образом, максимальное выражение напряжения мышц возможно только при относительно медленном их сокращении, а максимальная скорость возможна только при минимальном весе [2].
В зоне максимальных показателей силы и скорости находится зона проявления скоростно-силовых качеств человека. Для проявления скоростно-силовых качеств необходимо уметь сочетать скоростные и силовые возможности на высоком уровне. При этом чем больше внешнее сопротивление, тем больше составляющая силы, меньше вес и тем быстрее движение.
Скоростно-силовых способности играют важную роль в тренировке. Одним из задействованных факторов являются внутренние механизмы мышечного сокращения, в этом случае наибольшие мышечные свойства достигаются только при медленных сокращениях, а наибольшая скорость движения достигается только в условиях их наименьшее отягощения. Некоторые формы силы скорости называются «взрывной силой». При этом в направлении движения определяется возможность достижения высоких значений внешне выраженной мощности, максимальное, кратчайшее время (оценивается по градиенту мощности или скоростно-силовому показателю, рассчитываемому как отношение максимальной величины) [5].
В.М. Зациорский под определением «сила» понимает способность спортсмена преодолевать внешние сопротивления или предотвращать их за счет мышечной силы. Скоростно-силовые способности характеризуется способностью спортсмена производить ограниченную или максимальную мощность за короткий промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды [9].
Фрагмент для ознакомления
3
Астахова, М. В. Волейбол / М.В. Астахова, В.Ф. Стрельченко, Д.П. Крахмалев. - Пятигорск : ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный ун-т", 2014. - 113 с. - -Текст: непосредственный. - ISBN 978-5-600-00812-0.
2. Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. – Москва : Кронус, 2011. – 247с. - ISBN 978-5-406-05216-7. – Текст : непосредственный.
3. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.А. Беляев, Л.В. Булыкина – Москва : Физкультура и Спорт, 2007. – 184с. - ISBN 978-5-278-00848-4. – Текст : непосредственный.
4. Бутин, И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. – Москва : Владоспресс, 2002. – 105 с. - ISBN 5-305-00035-1. – Текст : непосредственный.
5. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков. – Ростов –на- Дону : Феникс, 2008. – 381 с. – ISBN 978-5-22-14232-5. -Текст : непосредственный.
6. Гаврилов, М.А. «Волейбол» / М.А.Гаврило – Москва : «Физкультура, образование, и наука» 2000. – 294с. - Текст : непосредственный.
7. Дорохов, Р.Н. Физическое развитие детей школьного возраста / Р.Н. Дорохов. Медицина, подросток и спорт. – Смоленск, 1995. – 267 с. - Текст : непосредственный.
8. Железняк, Ю.Д. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д.Железняк. – Москва : Физкультура и спорт Москва, 2003.-294с. - ISBN 978-5-94578-095-8. - Текст : непосредственный.
9. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. – Москва : Физкультура и спорт, 1982. – 223 с. - Текст : непосредственный.
10. Ивойлов, А.В. Волейбол : учебник для институтов физ. культуры. А.В. Ивойлов, Ю.Д. Железняк – Москва, 2000. - 230 с - ISBN 5-278-00325-1. - Текст : непосредственный.
11. Клещев, Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов / Ю.Н. Клещев. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 294с. - ISBN 5-278-00740-0. - Текст : непосредственный.
12. Королев, М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. – 2009. – №4. – С.33-37. - Текст : непосредственный.
13. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- Москва : Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с. - ISBN 978-5-7695-8434-3. – Текст : непосредственный.
14. Лепешкин, В. Волейбол / В. Лепешкин // Спорт в школе. – 2007 (№20). - Текст : непосредственный.
15. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – Москва : 1991. – 103 с. - ISBN 5-345-00133-2. – Текст : непосредственный.
16. Матвеев, Л.П. Общая теория спорт / Л.П. Матвеев. – Москва : 2001. – 540 с. - ISBN 978-5-9718-0433-8. – Текст : непосредственный.
17. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- Москва : Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с. - ISBN 978-5-4468-7256-5. – Текст : непосредственный.
18. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н. И. Федюкович. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 573 с. : ил., табл.; 21 см. - (Среднее медицинское образование).; ISBN 978-5-222-27049-3.
19. Фомин, Е.В. Волейбол. Начальное обучение / Е.В. Фомин, Л.В. Булыгина. – Москва : Спорт, 2015. – 88 с., ил. (Спорт в школе). – Текст : непосредственный. – ISBN 978-5-9906578-2-3.
20. Фурманов, А.Г. Волейбол, юный волейболист / А.Г. Фурманов.- Минск : Современный школьник, 2009. – 240 с. - Текст : непосредственный.