Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Проблема самоотношения в юношеском возрасте ее место в структуре личности является актуальной в педагогической психологии.
Юношеский возраст – один из ключевых этапов в развитии человеческой личности. Он характеризуется рядом особенностей. Это период изменений в сознании и в системе человеческих отношений. Этот этап еще является периодом развития человека, в течение которого происходит формирование организма в процессе полового созревания и оказывается значительное влияние на психофизиологические характеристики. Основой для формирования новых личностных и психологических качеств является общение в процессе различных видов деятельности, в том числе производственной, учебной и творческой. Подростковый возраст характеризуется стрессами, связанными с интенсификацией учебного процесса и переходом к новым формам обучения, а также адаптацией в коллективе.
Проблемы самоотношения в юношеском возрасте объясняются тем, что именно в этот период происходит формирование самосознания с психосоциальными противоречиями. С одной стороны, молодой человек воспринимает себя как особую личность и ставит себя выше других, с другой - он сомневается в себе, но не позволяет этим сомнениям проникнуть в свое сознание.
Многочисленные психолого-педагогические исследования показали, что социальный контекст развития самоотношения в структуре Я-концепции молодых людей характеризуется ростом самосознания, изменением оценочного отношения к окружающим, стремлением к взрослости, выбором дальнейшего жизненного пути, интенсивным развитием компонентов структуры Я-концепции, быстрым вхождением в роли и чувствительностью к оценке окружающих.
Изучению самоотношения юношеского возраста посвящены ряд исследований психологов ( Б.Г. Ананьев, Н.Е. Харламенкова, Л.Я. Гозман, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, Н.И. Сарджвеладзе, Д.А. Леонтьев, Л.И Божович, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн и др.), которые рассматривали ее в контексте общей проблемы – проблемы развития личности.
В зарубежной психологической литературе тоже есть большое количество исследований по психологии самоотношения и самосознания,это исследования: У. Джеймса, С. Куперсмит, М. Розенберга, Дж. Маккарти, Р. Уайли, Г. Марвелла, Л. Фестингера, Д. Ходжа, Л. Уэллса, и мн. др.
Однако анализ современного состояния проблемы показывает, что до сих пор в науке отсутствует систематизация индивидуальных проявлений отношения к себе и их выражения в виде структур самоотношения.
В то же время изучение специальной современной научной литературы показывает, что в психологии уже сложились определенные предпосылки для более глубокого анализа и демонстрации категории самоотношения, но недостаточно прослежены особенности самоотношения в юношеском возрасте.
Цель исследования: изучение особенности самоотношения в юношеском возрасте
Объект исследования: самоотношения в юношеском возрасте
Предмет исследования: особенности самоотношения в юношеском возрасте
Задачи:
1. Проанализировать понятие самоотношение в психолого – педагогической литературе
2. Рассмотреть особенности формирования самоотношения в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня самооценки в юношеском возрасте
4. Проанализировать полученные результаты
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы
практические: тест опросник, количественный и качественный анализ результаты исследования
База исследования: Экспериментальное изучение особенностей самоотношения юношеского возраста проходило на базе Вятского Государственного Университета. В исследовании приняли участие студенты 1-2 курса, в количестве 40 человек, в возрасте 19 лет
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты самоотношения юношеского возраста
1.1. Феномен самоотношения в психолого – педагогической литературе
На сегодняшний день в отечественной и зарубежной психологии не существует единого подхода, определяющего этот феномен личности как отношение человека к самому себе. В энциклопедическом словаре «Психология и образование» самоотношение рассматривается как специфическое проявление отношения человека к «Я». Сюда входят такие качества, как самооценка, эмпатия, самопринятие, любовь к себе, темперамент, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, унижение, самобичевание и недовольство собой.
Самоотношение является одним из основных компонентов саморазвития и самореализации личности. Вопрос взаимосвязи между отношением людей к себе и их поведением изучался отечественными и зарубежными авторами. Наиболее значимыми исследователями являются В.В. Столини, С.Р. Пантильев, И.И. Чесноков, И.И. Кон, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Мясищев и др.
Отношение человека к себе является частью его самовосприятия и представляет собой эмоционально-оценочный элемент. Определяя свое положение в окружающем мире, человек узнает себя и выделяет себя из всего этого мира. Необходимым условием для формирования самосознания является общество, ведь люди определяют себя в сравнении с другими. Поэтому можно говорить о социальном характере самосознания. Процесс формирования самосознания, то есть того, что человек знает о себе, происходит в его жизни под влиянием различных факторов.
Во все эпохи выдающиеся мыслители были озабочены рассуждениями о категории самопознания. Для античных философов Сократа, Платона и Аристотеля самосознание было прежде всего самопознанием. По мнению Сагирита, переживание своего бытия как высшего блага, равно как и стремление к жизни как таковой, есть стремление к осознанию и самопознанию. В то же время, однако, признавалась и важная роль других людей в познании себя. В «Большая этика», книге того времени, познание самого себя описывается как трудное занятие. Нам нужен кто-то, кто поможет нам увидеть себя в зеркале.
Философы Нового времени считали, что самопознание — это единственное, чему можно доверять. Самосознание, по их мнению, означает, что мы существуем.
В XVII и XVIII веках в европейской философии существовало два течения.
Одно из них рассматривало человеческое «Я» с экзистенциально-этической и логической точек зрения.
Второй подход, изучающий методы и границы самопознания, оказал большое влияние на развитие научной психологии. "Нет ничего полезнее, чем знание самого себя", - писал Р. Декарт. Декарт отождествлял самосознание с душой и отрицал какую-либо связь с физическими характеристиками.
В отличие от рационального взгляда на самосознание, британские сенсуалисты считают, что нет необходимости подтверждать его существование с помощью мысли. В качестве основы для размышлений и созерцания чувства и ощущения дают не менее важную информацию о себе; по мнению Дж. Локка, человеческое знание о себе лежит в интуитивной сфере. Однако "внутренние ощущения", связанные с самим собой, должны быть осмыслены, прежде чем они станут объектом сознания [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Екатерина Александровна Особенности самоотношения юношей и девушек // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. №1 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootnosheniya-yunoshey-i-devushek (дата обращения: 30.12.2023).
2. Астрецов Д.А. Методологические подходы к изучению самоотношения в психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. М.: Смысл, 2015, с.243
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] /Л.И. Божович //Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. -352 с.
4. Васильева В. А., Цариценцева О. П. К вопросу о роли фотосессии в формировании самоотношения к образу я-физического //психология и педагогика xxi века: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2022. – С. 133-137.
5. Выготский Л.С. Психология. [Текст] - М.: ЭКСМО-Пресс, 2011 - 1008 с.
6. Гребнева Я. М. Особенности самосознания и самооценки в юношеском возрасте //Гуманитарные проблемы современности. – 2022. – С. 79-85.
7. Добрынина М. А., Михайлик Е. В. Самоотношение как фактор влияния на жизненный выбор личности //Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10. – №. 6. – С. 5.
8. Кубанова А. К. Психология юношеского возраста и формирование самосознания //[Текст] Власть истории–История власти. – 2022. – Т. 8. – №. 38. – С. 59-62.
9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005.
10. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999.
11. Максимова Елена Юрьевна, Солдатова Ольга Даниловна Самоотношение как проблема смыслообразующей деятельности личности в юношеском возрасте // Гуманитарные науки . 2022. №4 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootnoshenie-kak-problema-smysloobrazuyuschey-deyatelnosti-lichnosti-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 30.12.2023).
12. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - 4-е изд., - М, 1999. – с. 456.
13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. [Текст] – М.: Прогресс, 1994.
14. Русакова М. Д. Особенности самоотношения у студентов с разными уровнями адаптированности //Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик. – 2022. – С. 209-214.
15. Петрова Нина Федоровна, Ляшова Виктория Александровна Особенности самоотношения личности с разным уровнем тревожности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-4.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 1956. - 235с.
17. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: Учебное пособие. – СПб.: Тбилиси: "Мецниереба", 1989.
18. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] /В.В. Столин. - М.: 1983.
19. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система[Текст] / С.Р. Пантилеев. – М.: МГУ, 1991. – 110 с.
20. Пантилеев, С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / С.Р. Пантилеев. – Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1988. – 18 с.