Фрагмент для ознакомления
2
При управлении персоналом необходимо учитывать множество факторов. Среди них можно выделить кадровую политику, отношения в коллективе и социально-психологические аспекты управления. Важное значение имеет определение способов повышения производительности, стимулирование творческой инициативы, а также мотивация работников.
Исследования показывают, что успех организации в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но и от качества жизни сотрудников, которые занимаются производством. Сейчас многие компании указывают на количество работников в организации, чтобы подчеркнуть свою значимость и масштабность деятельности. "Человеческий фактор" является определяющим фактором в конкурентоспособности и эффективности организации.
Актуальность моей курсовой работы заключается в том, что современная наука управления стремится повысить эффективность производства через развитие творческого потенциала человека, разумное его использование, повышение квалификации, компетентности, ответственности и инициативы с учетом психологического благополучия. Из опыта видно, что опытные руководители тратят значительное время на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Хорошая организация стремится оптимально использовать потенциал сотрудников, создавая все условия для их наиболее полной реализации.
Раньше считалось, что техника, машины и роботы вытеснят человека из многих организаций и превосходят его по эффективности. Но, несмотря на то, что часть технологических и управленческих процессов контролируется машинами, а человека частично или полностью вытеснили из отдельных подразделений, роль и значение человека в организации только увеличились. Человек стал самым ценным "ресурсом" организации, но и самым дорогостоящим. Теория "человеческих отношений" была создана в ответ на психологические проблемы, возникшие в сфере производства и управления. Она быстро нашла применение в практике и стала революционным вкладом в науку управления и менеджмента.
Целью данной работы – исследовать влияние школы человеческих отношений и поведенческих наук на эффективность организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть предпосылки возникновения школы человеческих отношений;
-описать этапы развития школы психологии и человеческих отношений;
-определить основные положения доктрины «человеческих отношений»;
-дать общую характеристику организации ЧОП «Контакт»;
-проанализировать формирование рабочих групп с учетом психологической совместимости ее членов в ЧОП «Контакт»;
-определить эффективность применяемых социальных программ и рекомендации по повышению уровня удовлетворенности трудом работников
Объект исследования – ЧОП «КОНТАКТ».
Предмет исследования – корпоративная культура, ее основные идеи и групповые ценности.
Для раскрытия темы были применены: метод наблюдения; метод комплексного исследования личности; анкетирование; опросы; методы статистического анализа и обработки данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. списка использованной литературы и приложений.
Глава 1 Теоретические аспекты влияния школы человеческих отношений и поведенческих наук на эффективность организации
1.1. Предпосылки возникновения школы человеческих отношений
Управление имеет очень древнюю историю. Еще с самых первобытных времен групповые целенаправленные действия требовали рационального управления. Чтобы эффективно решать различные задачи жизни, необходимо было создавать соответствующие организации и руководить ими.
Еще в первобытном обществе особо ценились такие качества предпринимателя, как инициативность, ответственность и способность к риску. Впоследствии, в рабовладельческую эпоху, такая деятельность стала еще более развитой. Когда ремесло отделилось от земледелия, появились купцы и торговцы. Все это требовало хорошей организации работы, учета ресурсов и условий, контроля качества выполнения работ и умения взаимодействовать с людьми – всего того, что мы называем управлением сегодня [18].
Разрушая копии письменности, древние египтяне оставили нам много памятников управления. В книге "Поучение Птаххотепа", написанной около 4 тысяч лет назад, содержатся мысли, которые по-прежнему имеют значение для современных управленцев: "Если ты высокопоставленный человек, будь терпеливым, когда слушаешь просьбы других: не перебивай их прежде, чем они не выскажут все, что хотели сказать тебе. Человек, огорченный, хочет выговориться даже больше, чем добиться благоприятного исхода своего дела" [7].
Организационные проблемы, связанные с управлением трудом множества людей, также волновали древних греков. Платон и Сократ предлагали различные варианты, чтобы облегчить процесс управления. Платон считал необходимым разделение труда и специализацию, а Сократ считал, что управление государством, трудом, торговлей и войсками требует одинакового подхода – назначение нужного человека на подходящую должность и обеспечение выполнения его указаний.
Римляне предложили строгую иерархию – служебную лестницу в управлении. В период феодализма управление развивалось еще больше. Полусвободные крестьяне и ремесленники, работающие на земле, принадлежащей феодалам, стали главными создателями товаров.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большаков А. С. Менеджмент. Учебное пособие. — СПб.: "Питер", 2021. - 160 с.
2. Василевский А.И. История менеджмента. - М.: РУДН, 2020. - 264 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: МГУ, 2020. - 670 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гарда-рики, 2019. – 134 с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2022. - 480 с.
6. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. – М.: Экономистъ, 2020. – 416 с.
7. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. - М.: НОРМА, 2021. - 528 с.
8. Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: Владос, 2020. – 352 с.
9. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент. - М.: Элник, 2021 - 494 с.
10. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. - СПб.: Питер, 2019. – 336 с.
11. Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда. Учебное пособие. - М.: Глобол, 2021. - 230 с.
12.Салалыкина Е.В., Маковкина Д.В. Школа человеческих отношений как этап оптимизации коммуникационного процесса // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 10. – С. 286-287
13.Семёнова И.В., Булгакова О.С. Влияние школы человеческих отношений на совершенствование теории управления персоналом // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 9. – С. 76-76
14. Семенова И.И. История менеджмента. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2020. – 222 с.
15. Спивак, В. А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2022. - 416 с.
16. Тебекин А.В. Теория менеджмента. – М.: Кнорус, 2021. – 696с.
17. Тебекин А.В. Формирование концепции управления (менеджмента) 2020-х годов. // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2023. – № 1 (30). – С. 64–68.
18. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла: Настольная книга. – М.: Наука, 2021. – 160 с.
19. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2022. – 224 с.
20. Шеин В., Жуплева А., Володин А. Корпоративный менеджмент: опыт России. – М.: Новости, 2020. – 202 с.