Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Реклама прочно вошла в обыденную жизнь. Благодаря рекламе потребители узнают о появлении новых товаров, о достоинствах продукции. Некоторые рекламодатели готовы пойти на любые уловки, для того чтобы быстрее реализовать свой товар, в том числе и на нарушение требований закона и моральных устоев. В связи с этим возникла необходимость нормативного регулирования рекламной деятельности. Анализ и оценка законодательства о рекламе вызывает повышенный интерес и обуславливает актуальность исследования.
Теоретические основы исследования. Вопросам правового регулирования рекламы посвящены исследования М.Ю. Великоклад, Ю.Я. Вольдмана , С.Э. Жилинского , Е.В. Орловой , О.Б. Кузнецовой .
Объектом исследования выступает общественные отношения, связанные с анализом современного законодательства о рекламе.
Предметом исследования выступает совокупность норм законодательства о рекламе, научных публикаций в области правового регулирования рекламы.
Целью работы является изучение основных положений Федерального закона «О рекламе» .
Для достижения указанной цели поставлены задачи:
- рассмотреть историю создания правовой базы для Федерального Закона «О рекламе»;
- исследовать общие положения Федерального закона «О рекламе»;
- раскрыть вопросы саморегулирования в рекламной деятельности;
- проанализировать эффективность Федерального закона «О рекламе»;
- выявить недостатки Федерального закона «О рекламе»;
- провести сравнение Федерального закона «О рекламе» в Российской Федерации с законами «О рекламе» в других государствах;
- осуществить анализ рекламных кейсов, нарушающих закон «О рекламе»;
- исследовать доказательства необходимости изменений в Федеральном законе «О рекламе»;
- разработать список необходимых и возможных изменений в Федеральном законе «О рекламе».
Эмпирическая база исследования составили данные исследования научных публикаций в области рекламы, анализ актов нормативного регулирования рекламы и анализ рекламный публикаций.
При написании работы были использованы методы научного познания анализа и синтеза, сравнительно правовой, формально юридический и исторический методы.
Структура работы обусловлена целью и задачами и включает в себя введение, три главы, включающие девять параграфов, заключение и список использованных источников литературы.
Глава 1. Основы законодательства рекламной деятельности в РФ
1.1 История создания правовой базы для Федерального Закона «О рекламе»
18 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «О государственной монополии на рекламу» в средствах массовой информации. Этот документ впервые дает определение рекламе (рекламе), отделяя ее от других видов рекламы. Рекламой в контексте постановления признавалась реклама или информация, распространяемая на платной основе офисами, киосками и другими предприятиями . Но следует отметить, что основной целью было лишить газету независимости и источника дохода и взять под контроль прессу, а подавляющее большинство рекламы в СССР была политической рекламой (пропагандой).
Период НЕПА характеризуется бурным развитием советской рекламы. Однако из-за отсутствия свободной рыночной экономики и конкуренции реклама по-прежнему оставалась близкой к понятию «пропаганда» или «агитация». До второй половины 1980-х годов реклама в СССР существовала на строго ограниченном пространстве в рамках плановой экономики и была монополизирована государством.
Начало перестройки и последующий переход к рыночной экономике привели к появлению в СМИ рекламы западного образца. К этому же периоду следует отнести начало формирования национального рекламного рынка в Российской Федерации . В условиях дефицита государство подталкивало производителей всячески рекламировать и распространять информацию о себе.
Правовое регулирование рекламной деятельности в России начинается с принятия ряда законов, частично связанных с регулированием рекламы. Среди них — Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Закон «О средствах массовой информации». Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»», принятый 07.02.1992, принят 22 июля 1993 года. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан». Защита. от недобросовестной конкуренции в сфере рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, которая может ввести в заблуждение потребителей рекламы или причинить вред здоровью, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации этих лиц, посягая на общественных интересах, принципах гуманности и нравственности – это стало основной целью, которую преследовало рекламное законодательство в этот период .
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., является основополагающим документом, утверждающим и гарантирующим те права человека, которые защищаются законодательством о рекламе, и заложившим основы правового регулирования в сфере рекламы .
Специальное правовое регулирование рекламной деятельности началось с Указов Президента РФ № 1183 от 06.10.2019. 1994 г. «О защите потребителей от ложной рекламы» и «О защите интересов инвесторов». Однако этих мер оказалось недостаточно для регулирования правоотношений в сфере рекламы, и 14 июня 1995 г. был принят Федеральный закон «О рекламе» — центральный нормативный правовой акт, стабилизировавший ситуацию на рекламном рынке. При этом ряд других законов и нормативных актов в сфере рекламы продолжал действовать. До 2006 года этот Федеральный закон претерпел восемь изменений и утратил силу в связи с принятием 22 февраля 2006 года Федерального закона «О рекламе». Новый закон закрепил нормы, регулирующие отношения в сфере рекламной деятельности в рамках одного закона. , учитывала специфику и особенности отношений, складывающихся на современном рекламном рынке, а также адекватно отражала необходимые изменения как с точки зрения общих подходов к регулированию рекламного рынка, так и со спецификой рекламы отдельных продуктов . На сегодняшний день он претерпел изменения более сорока раз, последние из которых были внесены Федеральным законом от 03.07.2016. Такое количество изменений свидетельствует о развитии рыночных отношений, появлении новых видов товаров, новых видов рекламы, что вызывает необходимость правового регулирования этих отношений или внесения изменений в существующие нормы .
Сегодня существует множество источников законодательного регулирования в сфере рекламы: Конституция РФ, международные нормы, кодифицированные нормативные акты (Гражданский кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ), Федеральный закон «О рекламе», иные федеральные законы. Это говорит о том, что законодательное регулирование отношений в сфере рекламной и промо-деятельности в России на современном этапе образует сложную иерархически подчиненную систему, основанную на положениях разноплановых нормативных актов, в том числе международно-правовых норм, а также этических норм и правил, сформированных учет общественных и частных интересов.
1.2 Общие положения Федерального закона «О рекламе»
Закон «О рекламе» распространяется на любую рекламу физических и юридических лиц, связанную с выявлением имущественных отношений.
Реклама в том смысле, в каком ее понимает Закон «О рекламе» 2006 года, может размещаться под видом статьи, восхваляющей конкретный товар или его производителя.
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе»: объектом рекламы является товар, средство индивидуализации юридических лиц и (или) продукции, производителя или продавца товаров, результаты интеллектуальной деятельности или мероприятий (в том числе спортивных). конкурсы, концерты, конкурсы, фестивали, игры). , риск-ориентированные, ставки) для привлечения внимания, на которое нацелена реклама. Товар – продукт деятельности (в том числе работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в обращение.
В качестве субъектов рекламы следует различать следующие основные понятия: рекламодатель - изготовитель или продавец продукции либо иное лицо, определяющее объект рекламы и (или) содержание рекламных отношений;
-рекламодатель – лицо, полностью или частично преобразующее информацию в форму, готовую к распространению в виде рекламы;
-распространитель рекламы – лицо, распространяющее рекламу любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в отношении времени, места и средств рекламы;
-потребитель рекламы – лица, реклама которых направлена на привлечение внимания к объекту рекламы;
Спонсор – лицо, предоставляющее средства или предоставляющее средства для организации и (или) проведения спортивных, культурных или любых иных мероприятий, создания и (или) трансляции теле- или радиопрограмм либо создания и (или) использования и получения результата. творческой деятельности.
Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. Рекламодателями, производителями рекламы и распространителями рекламы могут выступать юридические и физические лица - индивидуальные предприниматели, поскольку Закон "О рекламе" не распространяется на рекламу от физических лиц, не связанную с предпринимательской деятельностью.
Права и обязанности субъектов рекламных отношений определяются законодательством о рекламе и договором. Субъектом рекламных отношений являются также потребители рекламы, т.е. лица, внимание которых направлено на объект рекламы.
Основными функциями законодательного обеспечения рекламной деятельности являются:
-упорядочение и регулирование отношений в сфере рекламы (регулирующая функция);
-защита от недобросовестной конкуренции в сфере рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (защитная функция);
-создание условий для эффективного решения экономических, социальных и общественно-политических задач (образовательных и организационных функций) посредством рекламы.
Общие требования к рекламе перечислены в статье 5 Закона «О рекламе», в которой выделены следующие моменты: реклама без использования технических средств должна признаваться рекламой в момент ее предъявления. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в нерекламной полиграфической продукции направленного внимания потребителей рекламы к конкретной марке (модели, изделию) продукции или к производителю, исполнителю, продавцу. Создавать и поддерживать к ним интерес без предварительного предварительного уведомления об этом (в частности, путем отметки «за права на рекламу») не разрешается.
Поскольку реклама адресована неопределенному кругу лиц, она должна распространяться на русском языке на территории Российской Федерации. Реклама может дополнительно распространяться на официальных языках республик и родных языках народов Российской Федерации по усмотрению рекламодателей. Если деятельность рекламодателя лицензирована, в рекламе должны быть указаны номер лицензии и орган, ее выдавший. Реклама продукции, подлежащей обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей маркировкой. Реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории Российской Федерации, не допускается. Использование объектов исключительных прав в рекламе допускается только в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Реклама не должна призывать к насилию, агрессии, вызывать панику или побуждать к опасным действиям. Реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних, не допускается. Кроме того, в соответствии с положениями Закона о рекламе не допускается ненадлежащая реклама, то есть реклама, нарушающая требования к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в том числе недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О рекламе"// Собрание законодательства РФ // Собрании законодательства РФ.- 2006.- N 12- Ст. 1232
2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" // [Электронный ресурс]. https://clck.ru/dWwVy (дата обращения: 26.12.2023).
3. Баранова М. В. Систематизация законодательства о рекламе / М. В. Баранова, Ю. В. Черячукин // Юрист, -2001. -№ 7.- С. 54-55.
4. Баранова М.В. Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы // Журнал российского права.- 2009. -№ 5. -С. 60-68.
5. Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб. пособие. М.: Университетская книга,- 2007. С. 190-197.
6. Великоклад, М.Ю. Ненадлежащая реклама как основание нарушения субъективных гражданских прав и законных интересов потребителя : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Великоклад Михаил Юрьевич; М., 2012.- 159 с.
7. Возмутительная реклама [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://delo.modulbank. ru/all/outrage-ad (дата обращения: 26.07.2023).
8. Вольдман, Ю.Я..Комментарий Закона Российской Федерации "О рекламе" / Ю. Я. Вольдман. - Москва : Фонд Правовая культура, 1998. - 173
9. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / С. Э. Жилинский. - 4. изд., изм. и доп. - Москва : НОРМА : НОРМА-ИНФРА-М, 2002 (Н. Новгород : ГИПП Нижполиграф). - 901 с.
10. Жуковская Л. М. История развития и современное состояние российского гражданского законодательства о рекламе // История государства и права,- 2007.- № 13. -С. 7-9.
11. Зволинская, Е.О. Нормативное регулирование рекламы товаров аптечного ассортимента // Молодой ученый. - 2021. № 48 (390). - С. 135-138.
12. Итоги осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за 2019 год // [Электронный ресурс].: https://clck.ru/dWdij (дата обращения: 03.03.2022).
13. Какая реклама запрещена и считается неэтичной: примеры и штрафы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.calltouch.ru/ blog/kakaya-reklama-zapreshhena-i-schitaetsya-neetichnoj-primery-i-shtrafy/ (дата обращения: 26.07.2023).
14. Колыбанова В.А.. О саморегулировании отношений в сфере рекламы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. -2018.- № 3.-С. 118-121.
15. Кондрашова Н. А. Становление и развитие законодательного регулирования отношений в области рекламы и рекламной деятельности в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, -2015. -№ 8-3.- С. 631-634.
16. Кузнецов П. У. Основы информационного права: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2014. -312 с.
17. Кузнецова, О.Б. Правовое регулирование отношений, возникающих в области рекламы : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.03. – М., 1999. - 24 с.
18. Липка, Д.В. Нарушение законодательства о рекламе в России и в мире // Образование и право. -2023-.№ 8 – С. 271-278
19. Мильский А.С. Саморегулируемые организации в системе управления рекламной деятельностью // Matters of Russian and International Law.- 2016. - № 8.- С. 62-69.
20. Ограничения рекламы алкогольной продукции в ведущих странах Европы, Азии и США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// reklamasite.ru/primery-nedobrosovestnoy-reklamy/ (дата обращения: 26.07.2023) (дата обращения: 26.07.2023).
21. Орлова Елена Васильевна. Особенности моделирования концептосферы мотивации в дискурсивном пространстве рекламы // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. №. 2 С. 128-137.
22. Орлова, В.А. Правовое регулирование рекламной деятельности в сети интернет // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - № 4 (56). - С. 227-231.
23. Примеры недобросовестной рекламы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// reklamasite.ru/primery-nedobrosovestnoy-reklamy/ (дата обращения: 26.07.2023).
24. Примеры оскорбительной рекламы: судить нельзя помиловать [Электронный ресурс]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// reklamasite.ru/primery-nedobrosovestnoy-reklamy/ (дата обращения: 26.07.2023) (дата обращения: 26.07.2023).
25. Растяпина Е.Ю. Исторический аспект законодательного регулирования отношений в области рекламы и рекламной деятельности в России // Вестник науки и образования.- 2017. - №. 1 (25).- С. 79-81.
26. Репина, Н.С. Реклама, распространяемая через информационно -телекоммуникационную сеть «интернет»: актуальные проблемы правового регулирования // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 7 (41). -С. 234- 236.
27. Рожков И. Я. Реклама советского периода: как это было // ЗПУ, -2007.- № 2.- С. 171 -178.
28. Рубцова Н. В. К вопросу о правовом регулировании интернет-рекламы в России // Балтийский гуманитарный журнал. -2019. -Т. 8. № 1 (26).- С. 348-350.
29. Руденко К.В. Правовое положение саморегулируемых организаций в сфере рекламы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2013.- 26 с.
30. Симакова Е.В.. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации // Вестник науки. -2023-. №. 7 (64) –С.. 151-162.
31. Скворцова, Т.А., Митченко, Н.А. К вопросу о легальном закреплении понятия рекламной деятельности // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021. - № 4 (56). - С. 27-231.
32. Сравнительная реклама в российском законодательстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cljournal.ru/vybor/135/(дата обращения: 26.07.2023).
33. ФАС В СМИ: ФАС РФ оштрафовал МТС на 100 тыс. рублей за недобросовестную рекламу спутникового телевидения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/ publications/14823 (дата обращения: 26.07.2023).
34. ФАС возбудила дело из-за незаконной рекламы табачной продукции в «Мираторге» Электронный ресурс]. - Режим доступа: retail.ru/ novosti/retail/ (дата обращения: 26.07.2023).
35. Филатова В. И. Проблемы правового регулирования рекламы, распространяемой по сетям электросвязи // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 22. С. 814-818.
36. Филатова, В. И. Анализ зарубежного опыта правового регулирования рекламной деятельности // Молодой ученый. - 2020. - № 17 (307). - С. 246-249.
37. Флёров О. В. Цифровой след человека в интернете: основные гуманитарные подходы // Образовательные ресурсы и технологии. -2018. -№4 (25). -С. 79-81.
38. Шишкин Д.А.. О правовом регулировании рекламы в Российской Федерации // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2012. №. 2. С. 102-114.