Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Нормативно-правовое регулирование гостиничного бизнеса в России
С точки зрения законодательства, все типы гостиничных предприятий подпадают под действие законов той страны, где они расположены, и соответствуют нормам предпринимательского права. Независимо от типа и масштаба, каждое гостиничное предприятие должно учитывать региональные и территориальные особенности своего расположения. Например, отели в курортных городах с высокой туристической активностью могут подвергаться более строгим стандартам и требованиям по сравнению с уединенными отелями в менее популярных или удаленных местах, что обусловлено различными ожиданиями и потребностями клиентуры, а также разнообразием услуг, которые должны предоставляться в зависимости от местоположения отеля.
Нормативно-правовое регулирование гостиничного бизнеса в России осуществляется на основе ряда законодательных и нормативных актов, которые определяют правила и стандарты функционирования гостиничных предприятий в стране. Законодательное регулирование в сфере гостеприимства направлено на обеспечение высокого уровня качества обслуживания, безопасности и комфорта клиентов, а также на установление четких критериев для различных аспектов гостиничного бизнеса, включая лицензирование, стандарты размещения и услуги питания.
Нормативно-правовое регулирование гостиничной деятельности в Российской Федерации основано на положениях Конституции Российской Федерации, гарантирующей «единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» (ч. 1 ст. 8)., а также закрепляющей право на отдых (ч. 5 ст. 37) и «право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства для любого, кто законно находится на территории государства» (ст. 27) [1].
Общее правовое регулирование оказания гостиничных услуг представлено гл. 39 Гражданского Кодекса РФ «Возмездное оказание услуг», хотя в перечне услуг нет указания на гостиничные услуги [2].
Следующий источник правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг — Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-ФЗ от 24 ноября 1996 г., который закрепляет общие положения о классификации объектов туристской индустрии, определяет принадлежность гостиниц и иных средств размещения к туристской индустрии, а также указывает на включение в туристский продукт комплекса услуг по размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта [3]. Важную роль в регулировании деятельности по оказанию гостиничных услуг играет Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», регламентирующий взаимоотношения, возникающие между потребителем и исполнителем услуг, в том числе гостиничных [4].
В современной туристической индустрии Российской Федерации наблюдаются значимые трансформации в плане правового регулирования. Одним из ключевых изменений стало принятие Правительством РФ Постановления от 11 июля 2020 года № 1036, которое предусматривает отмену устаревших нормативных правовых актов и положений, регулирующих деятельность в сфере защиты прав потребителей. Среди отмененных документов находится и Постановление Правительства РФ от 09 октября 2015 года № 1085, устанавливающее Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, теряющее свою силу начиная с 1 января 2021 года. Это постановление являлось базовым документом для функционирования гостиниц в России [7].
На смену утратившему юридическую силу нормативно-правовому акту, новым Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2020 года № 1853 были утверждены новые Правила предоставления гостиничных услуг, вступающие в силу с 1 января 2021 года и действующие до 31 декабря 2026 года [5]. Этот нормативно-правовой документ вносит изменения в систему обслуживания гостиниц. Хотя большая часть существующих правил сохраняется, в новом постановлении представлены также и некоторые инновационные положения, отражающие современные тенденции и потребности в индустрии гостеприимства:
1. Договор. Вопросы заключения и изменения договора выделены в отдельный раздел. В самом договоре будет больше информации (сведения о виде и категории гостиницы, категории номера, расчетном час). Для соблюдения письменной формы договора, достаточно выполнить одно из следующих условий:
– стороны подписали договор, в том числе электронный;
– гостиница подтвердила заявку;
– клиент оплатил установленную сумму за проживание.
В настоящее время считается, что договор заключен, если он подписан сторонами.
2. Размещение и заселение. В рамках нового нормативно-правового регулирования в сфере гостиничного бизнеса в России вводятся изменения, касающиеся процедуры размещения и заселения в гостиницы. В соответствии с нововведениями, клиенты теперь имеют возможность заселяться в гостиницу, предъявляя временное удостоверение личности, что ранее было недоступно. Особое внимание уделяется размещению несовершеннолетних. Дети до 14 лет теперь могут быть заселены в гостиницу только в сопровождении родителей, усыновителей или опекунов. Заселение осуществляется на основании документа, удостоверяющего личность взрослого, вместе со свидетельством о рождении ребенка. Важным новшеством является требование о нотариально заверенном согласии законных представителей для сопровождения несовершеннолетних лиц другими взрослыми, чего не требовались по действующим ранее правилам. Кроме того, несовершеннолетние в возрасте от 14 лет и старше получают право на самостоятельное заселение в гостиничные номера при наличии нотариально заверенного согласия от родителей. Эти изменения направлены на усиление защиты прав несовершеннолетних и обеспечение их безопасности во время пребывания в гостиницах [18, с. 86].
3. Правила проживания. Гостиница самостоятельно определит время заезда и выезда (расчетный час). Общее правило о расчетном часе в 12 часов текущих суток по местному времени применяться не будет. Нормы о плате за проживание станут более подробными. Так, на раннем заезде плата за период от времени заселения до времени заезда не будет превышать плату за половину суток. За этот же период, если он составляет более 12 часов, размер оплаты определит сама гостиница. Ограничили перечень бесплатных дополнительных услуг, исключена обязанность предоставлять иголки, нитки, посуду, столовые приборы. В результате изменения нормативно-правого регулирования в гостиничной деятельности назреет необходимость выявить особенности разработки правил проживания в гостинице и пользования гостиничными услугами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2026 года в соответствии с частью седьмой статьи 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» принято Положение о классификации гостиниц.
В последней редакции действующего на сегодняшний день документа ключевое место в нормативно-правовом регулировании гостиничной деятельности заняло Федеральное агентство по туризму. Особо внимание привлекает изменение в приложение №6 Критерии балльной оценки персонала гостиниц данного документа «Квалификационные требования». Требования к уровню образования:
– наличие высшего образования для руководителей высшего звена управления гостиницы;
– наличие среднего профессионального или высшего образования для руководителей среднего звена управления гостиницы;
– количество руководящих работников высшего и среднего звена управления гостиницы, имеющих высшее образование по следующим направлениям: «Гостиничное дело», «Туризм» и (или) «Менеджмент» по профилю «Гостиничный и туристский бизнес» или прошедших переподготовку по указанным направлениям по программе дополнительного образования. В сравнении с прежним приложением произошло уточнение перечня направлений подготовки, по которым будет проводиться бальная оценка персонала гостиниц, чего ранее не было. Это даст возможность образовательным организациям дополнительный импульс к реализации образовательных программ в сфере подготовки кадров индустрии гостеприимства. Таким образом, в современной туристической и гостиничной индустрии Российской Федерации происходят значительные правовые изменения, отражающие эволюцию отрасли и необходимость адаптации к текущим требованиям и стандартам. Нормативно-правовое регулирование, охватывающее все типы гостиничных предприятий, подчиняется законам Российской Федерации и учитывает, как общенациональные, так и региональные особенности [18, с. 87].
Существенные обновления в законодательстве, такие как Постановление Правительства РФ от 11 июля 2020 года № 1036 и последующее Постановление от 18 ноября 2020 года № 1853, вносят новые аспекты в правила предоставления гостиничных услуг. Отмена устаревших нормативных актов и введение новых правил с 1 января 2021 года до 31 декабря 2026 года обозначают важные направления развития в сфере гостиничного обслуживания [7]. Ключевые изменения затрагивают процедуры договорных отношений, размещения и заселения, особенно в отношении несовершеннолетних, а также уточняют правила проживания и условия оплаты за услуги. В целом, эти изменения подчеркивают необходимость гибкого и адаптивного подхода в управлении гостиничным бизнесом, соответствующего современным требованиям и ожиданиям клиентов.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты Российский Федерации:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) - Доступ свободный по URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/c07038c724cae52fe849aad193a0eac08bda5f93/.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) - Доступ свободный по URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/.
3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-ФЗ от 24.11.1996 (ред. от 25.12.2023). - Доступ свободный по URL: http://docs.cntd.ru/document/9032907.
4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей». - Доступ свободный по URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/.
5. Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 (ред. от 01.04.2021) «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации». - Доступ свободный по URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368292/
6. Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860 (ред. от 26.12.2022) «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» - Доступ свободный по URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=435601#v0XEQ0UhsamwQWcC.
7. Постановление Правительства РФ от 11.07.2020 N 1036 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей»- Доступ свободный по URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357302/.
Учебная, учебно-методическая и научная литература
8. Александрова, А.Ю. География международного туризма / А.Ю. Александрова. – М.: Кнорус, 2015.
9. Атикеева, С.Н., Муканова, Б.Ш., Сальменова, С.К. Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие. – Нур-Султан: Университет «Туран-Астана», 2021. - 149 с
10. Дурович, А.В., Анасгасова, JI.Н. Маркетинговые исследования в туризме: учеб. пособие. - М.: Новое знание, 2018. - 348 с.
11. Зайцева, Н.А., Безбарьерный туризм: учебное пособие / Н.А. Зайцева, Д.Б. Шуравина. — Москва: КноРус, 2020. — 176 с.
12. Кобяк, М. В. Управление качеством гостиничного предприятия: учебник для вузов / М. В. Кобяк, С.С. Скобкин; под редакцией С.С. Скобкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 502 с.
13. Никольская, Е.Ю. Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг: учебник / Никольская Е.Ю., Попов Л.А. — Москва: КноРус, 2019. — 343 с.
14. Россия в цифрах. 2021: крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2021. – 83 с.
15. Скобкин, С.С. Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма: учебник для вузов / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 442 с.
16. Туризм: словарь / под ред. д-ра экон. наук, проф. М.А. Морозова. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 300 с.
Периодические издания
17. Алюшин, Р.Е. Тенденции развития сферы гостеприимства РФ на примере г. Сочи // Актуальные тенденции развития современного общества, экономики, культуры: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2022г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований, 2022. – С. 33-37.
18. Алюшин, Р.Е., Понарина, О.А. Изменения нормативно-правового регулирования гостиничной деятельности в Российской Федерации // Развитие научного знания в глобализирующемся мире: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 декабря 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований, 2020. – С. 85-88.
19. Бармаков, Б.П. Современные проблемы организационного управления и качества результатов деятельности предприятий. Качество: теория и практика // Академия проблем качества. - 2017. - № 3-4.
20. Белоусова, И.С. Гостиничная индустрия как комплексная составляющая индустрии туризма и гостеприимства // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1183-1185.
21. Воробьев, В.К. История развития гостиничного бизнеса в России // Наука, образование и культура. – 2018. – № 12. – С. 115−123.
22. Егорова, Е.Н. Маркетинг гостиничных цепей: Особенности и перспектива развития в России // Маркетинг. – 2019. − № 4. – С. 44−50.
23. Ермилова, В.С. Гостиничный бизнес как путь к развитию регионов в Российской Федерации // Гостиничный бизнес. – 2017. − № 6. – С. 56−62.
24. Игамов, Д.Р. Правовое регулирование гостиничного бизнеса в Российской Федерации // Актуальные проблемы международного права и международного частного права: Материалы студенческой научно-практической конференции, Москва, 29 апреля 2022 года. – Москва: Государственный университет управления, 2022. – С. 91-93.
25. Илясова, А.С. Проблемы и перспективы развития рынка гостиничных услуг в современных условиях // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2023. – №1-2. – С. 17-24.
26. Киселев, Р.С. Особенности деятельности предприятий гостиничной отрасли // Молодой исследователь: Материалы IV студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 15 июня 2020 года. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2020. – С. 209-211.
27. Назаров И.А. Инновации и технологии в гостиничном бизнес // Гуманитарные научные исследования. – 2016. − № 6. – С. 89−92.
28. Онищенко, Е.В. Актуальные вопросы разработки стратегии социально-экономического развития туристско-рекреационных регионов (на примере города-курорта Сочи) // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. – №2. – С. 31-37.
29. Павленко, И.Г. Характеристика нормативно-правового регулирования рынка гостиничных услуг // Менеджмент предпринимательской деятельности: Материалы XVII международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, Симферополь, 18 апреля 2019 года. – Симферополь: ИП Зуева Т.В., 2019. – С. 464-466.
30. Томаева, Т.А. Тенденции развития гостиничной индустрии города Сочи // Туризм: гостеприимство: материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Сочи, 27 октября 2016 года / Ответ. ред. К.Г. Томилин. – Сочи: Сочинский государственный университет, 2016. – С. 125-127.
31. Чуксин, О.Е. Проблемы гостиничного бизнеса // Гостиничный бизнес. – 2021. − № 2. – С. 34−38.
Электронные информационные источники
32. Тенденции развития гостиничной индустрии [Электронный ресурс]: Электронный научно-практический журнал «Туристический бизнес». – Режим доступа: http://tourfaq.net/hotel-business. – Дата обращения 28.12.2023.
33. Федеральная оценка динамики числа коллективных средств размещения в РФ [Электронный ресурс]: Официальный сайт федеральной службы государственной статистики РФ. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retai. − Дата обращения 28.12.2023.
34. Индустрия гостеприимства: тенденции развития гостиничного бизнеса в свете законодательства [Электронный ресурс]: Электронный научно-практический журнал «Готовый бизнес». – Режим доступа: http://www.bis-broker.com/news/kupit-gostinicu-v-moskve-trendy-gostinichnogo-biznesa-v-stolice. – Дата обращения 28.12.2023.
35. Сервисная деятельность в гостиницах [Электронный ресурс]: Информационно-аналитический портал «Hotels». – Режим доступа: http://hotels.org/1-60339.html. – Дата обращения 29.12.2023.