Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАКТОРОВ РИСКА В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
1.1 Факторы риска в психическом развитии
Фактор риска - это понятие, определяющее широкий спектр условий, которые могут отрицательно сказаться на интеллектуальном развитии детей. В отличие от явно вредных воздействий, он заключается в том, что опасное воздействие является вероятностным условием, то есть оно означает не неизбежность, а лишь более или менее возможную угрозу негативных последствий. По степени вероятности различают факторы высокого, среднего и низкого риска [5].
Концепция «группы риска» изначально использовались в медицине. В конце 1960-х годов они были перенесены в психологию, переосмыслены и постепенно расширились от патологического анализа до проблем психологического развития детей в пределах нормы, таких как определенные трудности в поведении, обучении и формировании личности.
В советский период, в контексте приоритета общественных интересов, понятие «группа риска» определяло категорию детей, поведение которых может представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку нарушает общепринятые социальные нормы и правила. В последние годы эта категория детей рассматривалась экспертами, главным образом, с точки зрения рисков, с которыми они сталкиваются в обществе: риска потери жизни, здоровья и нормальных условий развития.
Классификации факторов риска:
- экзогенно-биологические факторы (нарушения во время беременности, родовые травмы, серьезные соматические заболевания и т.д.);
- эндогенно-биологические факторы (хромосомные и генетические дефекты, различные формы дисплазии);
- психосоциальные факторы (психическая депривация, недостаточное семейное воспитание, психическая травма и т.д.).
По словам В.Е.Логуновой, факторы риска подразделяются на:
- медицинские (нарушения здоровья врожденного характера, аномалии психического и физического развития и т.д.);
- социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, драки, попытки самоубийства, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.д.);
- психологические (самоотрицание, эмоциональная нестабильность, срыв социальной адаптации, трудности в общении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми и т.д.);
- образовательные (различия в содержании учебных программ и условиях обучения, психофизиологические особенности детей, преимущества отрицательной оценки и т.д.).
Рисунок 1 – Факторы риска в раннем онтогенезе
В психологической литературе понятие «фактор риска» используется в двух взаимодополняющих значениях. Во-первых, эти характеристики нервно-психического развития ребенка уточняются на начальной стадии онтогенеза, и они используются в качестве предвестника возможных отклонений в его последующем развитии (С.Корр, Э.Вернер). К ним относятся [2]:
- инертность психологических процессов;
- пониженная или повышенная возбудимость нервной системы;
- задержки в формировании психомоторных форм поведения, показателей речевого развития;
- повышенная эмоциональность;
- трудности в общении и т.д.
Во-вторых, фактор риска используется для обозначения условий жизни, развития и воспитания ребенка, которые могут оказать негативное влияние на процесс его становления (Д.Фарран). Эти факторы включают в себя множество очень разнородных факторов окружающей среды и микросреды, от низкого социально-экономического статуса семьи, невнимательности, эмоциональной депривации, отсутствия возможностей общаться со сверстниками до школьных конфликтов.
Диссонирующие (неправильные) типы образования являются факторами высокого риска развития различных заболеваний, особенно нарушений личностного психологического развития. Высокий риск здесь связан не только с тем фактом, что отношения с родителями, братьями и сестрами и другими членами семьи очень важны для детей, но и с постоянным и долгосрочным характером их последствий (А.И.Захаров, Э.Г.Эйдемиллер) [11].
В жизни таких детей часто происходят стрессы и травмы, которые крайне негативно сказываются на их развитии и поведении. Дети, страдающие от стресса, ведут себя не так, как обычные дети. Реакцией на стрессовые события часто является бурная негативная реакция на все воздействия окружающего мира, нарушающая контакт с людьми и стремящаяся избавиться от них.
Дети становятся напуганными, тревожными, замыкаются в социальном опыте, уходят в себя, замыкаются в себе. Пережитые травмирующие ситуации глубоко воздействуют на психику ребенка, постоянно повторяясь в сознании в виде образов, мыслей, представлений и ночных кошмаров; сталкиваясь с вещами, похожими на трагические события, ребенок снова и снова возвращается к этому фону.
В этом контексте существует физиологическая реактивность, которая проявляется в виде спазмов желудка, головных болей, проблем со сном, раздражительности и эмоционально-психологического дисбаланса, расстройств памяти и внимания, чрезмерной реакции, сверхреакции. Обычно из-за длительного воздействия крайне неблагоприятных условий жизни детей в семье их организм претерпевает психофизические изменения, приводящие к серьезным нарушениям здоровья [7].
В дополнение к социальным и психологическим причинам нарушения права на уровень жизни, необходимый для физического, психологического, духовного и социального развития детей, существует также важный набор причин, которые можно назвать образовательными.
Фактором риска ранних нарушений развития являются преждевременные роды у детей. В настоящее время современная неонатальная реанимация начительно повысила выживаемость недоношенных детей. Эти дети выживают, но они не сразу становятся здоровыми, и вероятность заболеваемости и нарушений развития возрастает.
Нарушения развития у детей могут возникать под воздействием различных неблагоприятных факторов после рождения. Приобретенные отклонения в послеродовом развитии в основном являются последствиями заболеваний, переданных в раннем детстве. К ним относятся инфекционные заболевания нервной системы, такие как менингит и энцефалит, и другие нервные инфекции, которые могут привести к гидроцефалии (гипофиз, вырабатывающий чрезмерное количество алкоголя, который накапливается под мозговыми оболочками и сдавливает их), глухоте, дискинезии и задержке психофизического развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А.И. Захаров. - Л.: Логос, 2020. – 506 с.
2. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2019. - 480 c.
3. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии \ Л.В. Кузнецова. - М.: Наука, 2021. – 157 с.
4. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер. - Прага, 2020. – 318 с.
5. Макарова, Н.В. Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / Р.В. Макаров. - Ростов-на-Дону, 2020. – 418 с.
6. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2020. - 182 c.
7. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 352 c.
8. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. – М.: Наука, 2020. – 154 с.
9. Немов, Р.С. Общая психология. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2020. - 739 c.
10. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2020. - 460 c.
11. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, МГППУ, ИД Юрайт, 2020. - 460 c.
12. Парцалис, Е.М. Факторы риска нарушения когнитивного развития у детей // Новые исследования: альманах. - 2019. - № 2(35). – С. 44-59.
13. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2019. - 304 c.
14. Сакаева, Д.Р. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста и факторы, его определяющие // Молодой ученый. - 2021. - № 6, Т. 2. – С. 58-62.
15. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин;. - Рн/Д: Феникс, 2022. - 220 c.
16. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2020. - 194 c.
17. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2019. - 367 c.
18. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2019. - 567 c
19. Шаповаленко, И.В. Психическое становление ребенка / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2020. – 419 c
20. Elder G.H. Children of the Great Depression. - Chicago: Chicago University Press, 2020. – 155 р.