Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Ловкость как психофизическое качество, её характеристика
Вопрос о том, что такое ловкость, всегда был спорным: Н.А. Ноткина считает, что ловкость – это способность быстро осваивать новые движения и быстро и точно реорганизовывать их в ответ на внезапные изменения обстоятельств; И.В. Волков пишет, что ловкость – это способность решать двигательные задачи, особенно внезапно возникающие, и является высшим уровнем двигательной координации.
В.Л. Лях определяет ее следующим образом: ловкость – это двигательная способность правильно, быстро и рационально выполнять двигательные задания. Все эти понятия отражают сложность ловкости как разнообразной и сложной координационной способности. Среди экспертов нет единого мнения о количестве координационных способностей. Наиболее полный перечень был предложен В.Л. Ляхом, который перечислил следующие компоненты:
1. Способность сохранять статическое и динамическое равновесие, т.е. сохранять устойчивую позу в различных положениях тела или при выполнении движений;
2. Способность координировать движения, то есть умение регулярно выполнять различные движения отдельными частями тела;
3. Способность к реакции;
4. Способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;
5. Способность ориентироваться в пространстве, то есть умение своевременно менять положение тела и совершать движения в нужном направлении.
Э.Я. Степаненкова включает в понятие ловкость такие компоненты:
- быстроту реакции на сигнал;
- координацию движений;
- быстроту усвоения нового;
- осознанность выполненного движения и применение двигательного опыта. [7]
Вавилова считает, что ловкость важна для всех видов спорта, подвижных игр и тренировок во всех видах спорта. Ловкость можно сочетать со многими двигательными навыками. Например, ловкость сочетается со скоростными навыками при беге вокруг кегли, а с координационными – при ходьбе по линии. С помощью ловкости дети могут точно оценивать и выполнять движения, учитывая пространственные, временные и силовые характеристики.
Т.А. Тарасова в своих работах описывает возможность развития ловкости в условиях пластичности нервной системы, способности чувствовать свои движения и воспринимать окружающее. Д.В. Хухраева описывает развитие гибкости путем систематического разучивания новых упражнений вместе с детьми.
Тренировки повышают пластичность нервной системы, улучшают двигательную координацию и развивают способность к обучению новым и сложным маневрам.
Для развития ловкости, в том числе способности менять движения в зависимости от изменения условий, важны постоянное обновление движений и изменение условий, а также широкое использование подвижных игр, бега и других свободных движений, связанных с преодолением препятствий и ориентированием на местности.
В. М. Зациорский различает несколько параметров ловкости:
1. Координационная сложность задачи, определяемая требованиями согласованности движений, выполняемых одновременно или последовательно;
2. Точность выполнения движения, т. е. степень соответствия пространственных, временных и силовых характеристик требованиям двигательной задачи;
3. Время выполнения движения.
Поскольку ловкость является комплексным качеством, которое нужно рассматривать в каждом отдельном случае, выбирается наиболее подходящий из перечисленных параметров.
Проявление ловкости есть форма управления движением, но в более высокой форме. Это можно объяснить тем, на координационные способности влияет работа ЦНС: пластичность корковых нервных процессов, способность к различению ритма, амплитуды и направления движений, степень напряжения и расслабления мышц, характеристика окружающей среды. Также, на координацию влияют морфологические и биологические воздействия.
Для выполнения всех движений во время подвижных игр необходима ловкость. Она сочетает в себе множество качеств. Мышечная сила, качества скорости, гибкости являются своего рода субстратом ловкости, которая зависит от уровня развития других физических качеств, но, в тоже время, определяет возможность их рационального использования.
В методической литературе указывается, что обучение ловкости включает:
- воспитание умения овладевать координацией сложных двигательных действий,
- воспитание умения перестраивать двигательную активность в соответствии с требованиями изменяющейся среды,
- воспитание повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени. [11]
1.2. Способы развития ловкости
Ловкость – это способность выполнять сложные движения и маневры с высокой степенью точности и координации. Она является одним из основополагающих элементов физического развития и играет важную роль в повседневной жизни с младенчества. Важную роль в развитии ловкости играет координация, которая является основой ловкости и может быть успешно развита, если выполняемые упражнения отличаются определенной новизной. [5]
Общие задачи развития ловкости:
• совершенствование способности строить (осваивать по имеющемуся образцу или создавать самостоятельно) новые формы двигательных действий, достигая при этом необходимой точности, экономичности и эффективности движений;
• совершенствование способности перестраивать сложившиеся формы координации движений в соответствии с меняющимися обстоятельствами;
• повышение устойчивости сформированных рациональных форм координации движений по отношению к неблагоприятному воздействию утомления и других факторов.
Средства развития ловкости:
• физические упражнения повышенной координационной сложности;
• физические упражнения, содержащие элементы новизны;
• физические упражнения, требующие быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно изменившейся обстановкой;
• физические упражнения с преимущественной направленностью на психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий;
• специальные физические упражнения для совершенствования координации движений, учитывающие особенности вида деятельности:
1.Подводящие, способствующие освоению новых форм движений;
2.Развивающие непосредственно координационные способности, проявляющиеся в конкретном виде деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Губа, В.П. Оценка уровня развития двигательных способностей юных баскетболистов [Текст] /В.П. Губа, А.В. Родин, А.Д. Скрипко // Физич. культура в шк. – 2015. - №1. – С. 57-60.
2. Губа, В.П. Обучаем и тренируем [Текст] / В. П. Губа // Физическая культура в школе. - 2015. - № 3. - С. 16-20.
3. Жадько, Д.Д. Самостоятельное воспитание физических качеств: учебно-методическое пособие для студентов / Д. Д. Жадько, В. В. Григоревич. – Гродно: ГрГМУ, 2017. – 104 с.
4. Железняк, Ю.Д. Теория и методика спортивных игр [Текст]: учеб. для студентов вузов /под ред. Ю. Д. Железняка. - 8-е изд., перераб. - М.: Академия, 2014. - 464 с.
5. Калашникова Р.В. Развитие двигательных качеств при самостоятельных занятиях студентов: методические рекомендации для студентов /Р.В. Калашников; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск: ИГМУ, 2014. – 53 с.
6. Кузнецов, В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов. - 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия, 2014. - 208 с.
7. Маловичка, А.Г. Развитие физических качеств юных баскетболистов [Текст] / А.Г. Маловичка, С.В. Вартанян, О.Н. Мещерякова // Науч. альманах. – 2015. – №12. – С. 546-551.
8. Матулайтис, К. Исследование феномена сенситивных периодов для развития быстроты и ловкости у юных баскетболистов 7-17 лет [Текст] / К. Матулайтис, А. Скарбалюс // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 1. - С. 27-30.
9. Муллер, А.Б. Физическая культура [Текст]: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. – М.: Юрайт, 2016. – 424 с.
10. Сбитнева, О.А. Ловкость как значимое двигательно-координационное качество, обеспечивающее эффективность тренировочного процесса [Текст] / О.А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2018. - №. 4 - С. 69-72.
11. Шалыжина, А. С. Развитие ловкости у обучающихся / А. С. Шалыжина. – // Молодой ученый. – 2023. – № 41 (488). – С. 280-282.