Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточным развитием местного самоуправления и финансовой самостоятельности городов и районных округов отдельных субъектов Российской Федерации. Номинально субъекты и города отделены от государственной власти и имеют местное самоуправление и собственный бюджет, однако на деле полномочия местного самоуправления сводятся к простому распределению полученных средств, а бюджет формируется из региональных дотаций, а не собственных поступлений в большинстве регионов. Современное государство достаточно жестко контролирует объем доходов и расходов муниципалитетов на целевые нужды, часто лишая их возможности оставлять большую часть заработанных средств в самом городе. В такой связи образование фондов развития городов, может стать очень серьезной поддержкой в их долгосрочном развитии и текущем обслуживании государственного фонда имущества, инфраструктуры и других объектов.
Наличие финансовой самостоятельности муниципалитетов существенно повышает их конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов, которые захотят вкладываться в развитие бизнеса в конкретном городе, так как финансовые возможности могут быть потрачены и на софинансирование государственно-частного партнерства. Фонд муниципального развития может быть и часть городского развития и частью финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Развитие финансовой самостоятельности через формирование фондов муниципального развития для российских городов может в перспективе стать существенным драйвером роста и развития, поэтому данную тему можно считать актуальной.
Исследование данной темы изложено в трудах авторов: Аврамчикова, Н. Т. , Амелина, Д. С., Грачева Е. Ю., Артемов Н. М., Арзуманова Л., Дементьева О.А., Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г., Федорова И. Ю., Фрыгин А. В., Седова М. В., Шохин С. О.
Целью работы является изучение порядка формирования фонда муниципального развития в российских городах и их эффективности.
Задачи работы:
1. Проанализировать теоретические положения фондов муниципального развития и их нормативную базу.
2. Изучить механизмы и процедуры формирования фондов муниципального развития.
3. Провести оценку эффективности фонда муниципального развития.
Методы исследования: анализа и синтеза информации, сравнения, литературного анализа, графический метод.
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие и сущность фонда муниципального развития
Фонды муниципального развития (ФМР) являются финансовыми посредниками, которые предоставляют кредиты местным органам власти и другим учреждениям, инвестирующим в местную инфраструктуру. Во всем мире более чем в 60 странах созданы финансовые посредники такого рода [6].
Фонды муниципального развития являются эффективными государственными инструментами, направленными на повышение уровня капиталовложений местных органов власти и улучшение доступа муниципалитетов к долговому финансированию. Они создаются в странах с низким уровнем децентрализации и направлены на поддержку процессов децентрализации и укрепление финансового и административного потенциала местных органов власти.
Муниципальные фонды развития создаются как юридические лица, принадлежащие государству. Они поддерживают финансово слабые местные сообщества путем кредитования в сочетании с грантами, чтобы обеспечить реализацию различных инфраструктурных проектов в местном сообществе. Кроме того, эти фонды предоставляют консультационные услуги в виде мероприятий, направленных на укрепление административного потенциала местных органов власти, помощь в подготовке финансовых планов, техническую помощь в подготовке проектов в рамках кредитных заявок, подаваемых в фонд, и т.д. Эти мероприятия подготавливают административно-территориальные единицы к выходу на реальные кредитные рынки, помогают повысить кредитоспособность муниципалитетов и развить их финансовый и управленческий потенциал. Основной целью предлагаемого финансирования является строительство городской инфраструктуры, жилья в бедных кварталах, сетей водоснабжения и канализации и других важных проектов местного сообщества [8].
В 1980 году Всемирный банк (ВБ) запустил программы, направленные на создание фондов муниципального развития в Бразилии, Гондурасе, Индии, Индонезии, Иордании, Мексике, Марокко, Никарагуа, Филиппинах, Сенегале, Шри-Ланке, Таиланде, Тунисе и Турции, а Межамериканский банк развития инициировал создание муниципальные фонды в Колумбии, Гондурасе, Панаме и Парагвае. Каждая программа имеет свои специфические характеристики. Существуют различия между фондами, поддерживаемыми Всемирным банком в бразильских штатах (Парана, Сальвадор, Санта-Катарина) и в индийских штатах (Тамилнад и Западная Бенгалия). Но ключевая цель этих программ сосредоточена на конкретных потребностях в финансировании муниципальной инфраструктуры с более длительным периодом институционального развития. Другой целью фонда является повышение финансового и технического потенциала муниципальных властей и центральных учреждений [7].
Муниципальные фонды развития преследуют основные цели направления большего объема инвестиций в городскую инфраструктуру через муниципальные органы власти и укрепления потенциала этих учреждений в процессе. Они заручились поддержкой международных доноров помощи, поскольку предлагают механизм для "оптовой продажи" городских инвестиций, т.е. для предоставления средств помощи широко распространенным инвестициям, часто незначительного масштаба по стандартам доноров. В настоящем документе предпринята попытка описать эти изменения в каналах финансирования и предполагаемых институтах для их реализации. Суждение, однако, является крайне предварительным, поскольку большинство недавних инновационных проектов и проектов по оказанию помощи находятся на ранней стадии [11].
Основные назначения фонда муниципального развития [12]:
1. Улучшение городского управления: ФМР поддерживает инклюзивные процессы принятия решений в городах-партнерах и оказывает поддержку местным и национальным органам власти партнеров в совершенствовании их финансового управления, чтобы они могли инвестировать в устойчивое городское развитие.
2. Улучшение городского планирования: ФМР поддерживает ориентированное на инвестиции планирование действий по разработке или обновлению комплексных городских и отраслевых планов. Цель состоит в разработке средне- и долгосрочных подходов к созданию более инклюзивных, устойчивых к изменению климата, пригодных для жизни и продуктивных африканских городов.
3. Улучшение городской инфраструктуры и основных услуг: ФМР поддерживает запрашиваемые правительством (национальным и местным) инвестиции в инфраструктуру и предоставление услуг, которые непосредственно и ощутимо ведут к инклюзивному, устойчивому городскому развитию, предоставляя финансовую и техническую помощь для определения, подготовки, финансового структурирования и реализации городских проектов.
4. Устойчивость к изменению климата и развитие городов с низким уровнем выбросов углерода: MФР оказывает поддержку городам в решении климатических проблем, помогая выявлять возможности для адаптации и повышения жизнестойкости, а также поддерживает усилия Банков по доведению инвестиций в адаптацию до приемлемого уровня.
5. Финансирование государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектов с низким уровнем развития предпринимательской частной активности. Фонд оказывает поддержку в виде субсидий и льготных кредитов предприятиям и небольшим фирмам для начала деятельности и долгосрочного развития.
Взносы в Фонд муниципального развития способствуют всеобъемлющему наращиванию потенциала во всех секторах, таких как здравоохранение, образование и утилизация отходов. Проекты варьируются от улучшения общественных пространств и зданий, таких как учебные классы, клиники и парки, до содействия гражданскому образованию и участию в принятии муниципальных решений. Муниципальные проекты являются основой, на основе которой сообщества могут повысить свою гражданскую активность и, в конечном счете, общее экономическое развитие.
В странах с переходной экономикой эволюция муниципального финансирования городского развития отражает путь, которым следует каждая страна по мере ее интеграции в мировую экономику. Последовательность реформ, затрагивающих правовые и институциональные рамки и экономические секторы, имеет первостепенное значение. Политическая, административная и фискальная децентрализация, изменения в государственных и частных ролях и обязанностях, передача функциональных обязанностей, корректировки в централизованных передачах и приватизация земли и имущества собственность, все это влияет на способность муниципалитетов предоставлять услуги и управлять городским развитием, работать с местными сообществами и вступать в партнерские отношения с частным сектором. В целом, они ответственно управляют своими финансами и запустили совместно финансируемые программы с жителями и застройщиками по улучшению инфраструктуры и жилья [6].
Муниципальные фонды развития являются созданными на национальном уровне финансовыми посредниками, которые направляют ресурсы в форме займов или грантов и, в некоторых случаях, смешанного финансирования. Они могут принимать форму банков, трастов и других организаций. Эти фонды широко используются в странах с формирующейся экономикой. Они доказали свою полезность в укреплении финансовой дисциплины и наращивании потенциала местных органов власти в области разработки проектов, погашения задолженности и кредитной истории.
Существует по крайней мере три фактора, которые объясняют важность местных органов власти в устойчивом развитии [6]:
1. Дефицит инфраструктуры и услуг: многие страны региона сталкиваются с дефицитом инфраструктуры и услуг. Для покрытия этого дефицита требуются планирование и инвестиции, в которых, как свидетельствуют международные данные, ключевую роль могут играть субнациональные правительства.
2. Рост населения и урбанизация: Рост населения и урбанизация увеличивают спрос на инфраструктуру. Несмотря на их важность для экономического роста, городские районы сталкиваются с проблемами в создании рабочих мест и предоставлении государственных услуг. Существует необходимость улучшения государственных инвестиций и содействия созданию благоприятных условий для частных инвестиций на местном уровне.
3. Субнациональные правительства и цели устойчивого развития (ЦУР): Субнациональные правительства необходимы для комплексного решения ЦУР и целей глобального развития, особенно в области устойчивого развития городов. Эти правительства ближе к гражданам и могут стимулировать комплексное территориальное развитие. 61% задач ЦУР требуют внимания на местном уровне.
Муниципальные фонды стремятся ликвидировать пробелы в доступе к финансовым ресурсам для поддержки территориальных инвестиций, способствующих устойчивому развитию. Они могут предоставлять гранты и финансирование через различные механизмы и программы, направленные на поддержку местных или региональных проектов и мероприятий в области развития. Эти ресурсы обычно выделяются на такие приоритетные области, как городская инфраструктура, транспорт и мобильность, адаптация к изменению климата и местное экономическое развитие, среди прочего.
Финансовые ресурсы, предоставляемые фондами, инвестируются в основном в местную инфраструктуру, а финансируемые проекты в основном направлены на строительство и реконструкцию муниципальных дорог, сетей водоснабжения, канализации, школ и жилья для обездоленных. Часто ФМО рассматриваются как переходные инструменты, которые прокладывают местным властям путь к самоподдерживающейся муниципальной кредитной системе, которая может использовать внутренние и международные рынки капитала для финансирования.
1.2 Механизм формирования фонда муниципального развития и его нормативно-правовое регулирование
Фонды муниципального развития создаются по распоряжению центрального правительства и имеют задачу поддерживать создание стратегической инфраструктуры для местных сообществ и поддерживать развитие процесса децентрализации в стране путем усиления финансовой власти местных органов власти.
Финансирование, которое фонд распределяет между муниципалитетами, состоит в основном из [11]:
1. Заемных средств или финансирования, предоставленного местными органами власти и управляемое различными отраслевыми министерствами.
2. Финансирование в виде грантов и займов для муниципальной инфраструктуры.
В текущей практике наблюдаются определенные случаи, когда часть финансирования, осуществляемого фондом, предоставляется государством в виде капитала, а остальная (основная часть) средств привлекается за счет заимствований у международных и донорских организаций [8].
В следующей таблице представлена выборка из десяти муниципальных фондов развития и показаны возможные источники финансирования таких организаций.
Ниже приведены некоторые из способов формирования ресурсов муниципальными фондами [6]:
1. Гранты: муниципальные фонды могут выделять ресурсы непосредственно субнациональным правительствам посредством грантов для тех организаций, которые не имеют возможности погасить задолженность, или для поддержки развития инвестиционных проектов, которые непригодны для финансирования.
2. Займы: муниципальные фонды могут также выделять ресурсы для финансирования государственных инвестиционных проектов или в сотрудничестве с частным сектором. Доступ к этим средствам, как правило, зарезервирован для субнациональных организаций, которые способны погасить задолженность, или для проектов, которые могут генерировать положительный денежный поток и, по сути, являются приемлемыми для финансирования.
3. Смешанное финансирование: Муниципальные фонды также могут предоставлять смешанное финансирование. То есть они мобилизуют как государственные, так и частные ресурсы для финансирования инвестиционных проектов. Такой подход максимизирует отдачу от имеющихся ресурсов, диверсифицирует источники финансирования и снижает риски, связанные с инвестициями.
Ниже приведены некоторые из способов, которыми средства могут быть переведены [6]:
1. Прямое исполнение муниципалитетами: муниципалитеты несут ответственность за планирование, управление и реализацию проектов, финансируемых за счет муниципальных средств. Это включает заключение контрактов с поставщиками, закупку материалов, надзор за строительством и обеспечение соблюдения установленных сроков и бюджетов.
2. Исполнение через трасты: В некоторых странах муниципальные фонды управляются и исполняются через трасты. В этой модели муниципальный фонд создается как независимый трастовый фонд с советом директоров, отвечающим за управление и реализацию финансируемых проектов.
3. Реализация при поддержке национального правительства: в некоторых случаях национальное правительство может оказывать техническую, финансовую и административную помощь муниципалитетам в реализации проектов.
Как правило, муниципальные фонды устанавливают критерии приемлемости для обеспечения соответствия отобранных проектов национальным приоритетам развития и местным потребностям.
Фонды муниципального развития создаются по инициативе органов местного самоуправления в лице законодательного собрания, городской думы или главы администрации.
Формирование фонда муниципального развития начинается с целей, для которых создается фонд. Как правило эти цели сводятся к развитию человеческого капитала, предпринимательской деятельности, инфраструктуры, устойчивого долгосрочного развития города и его среды. Декомпозиция целей муниципального развития для формирования фонда муниципального развития приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Декомпозиция целей фонда муниципального развития [16]
Средства фонда муниципального развития могут потрачены на следующие цели:
1. Развитие государственно-частного партнерства финансирования малого и среднего бизнеса в различных сферах, имеющих ключевое значение для города и региона.
2. Развития городской среды, инфраструктуры и капитального строительства общественного значения.
3. Для целей образовательного или научно-технического развития в городе (включает капитальное строительство, образовательные программы, нематериальные активы, переобучение специалистов).
Формирование фонда муниципального развития проходит несколько этапов:
1. Инициативная группа в лице органов местного самоуправления или специализированных комиссий формирует необходимые документы для учреждения фонда: устав, цели финансирования, источники финансирования, направления расходования, список ответственных управляющих лиц и аудиторов.
2. Осуществляется поиск инвесторов и источников финансирования: бизнес, банки, муниципальные и региональные финансы, иностранные инвестиции.
3. Направляется заявка на формирование фонда в органы регионального управления: уполномоченному главы региона, региональное управление Министерства финансов РФ, региональное управление Министерства юстиции РФ, которые проводит оценку целесообразности создания фонда, выделения под него средств и других аспектов деятельности.
4. После формирование фонда выделяется специализированный регистрационный номер, фонд получает счет в банке и официальное представительство в лице органов местного самоуправления.
5. Формируется необходимый объем средств и выделяется для целей фонда, осуществляется реализация инвестиционного проекта,