Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы бухгалтерского учета и его законодательное регулирование в России
1.1 Система правового регулирования бухгалтерского учета в России
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ определяет состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Промежуточная (финансовая) финансовая отчетность включает бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах, если иное не предусмотрено законами, договорами, учредительными документами или решениями владельцев хозяйствующих субъектов.
Состав годовой (финансовой) бухгалтерской отчетности зависит от категории хозяйствующего субъекта [5, с. 62]:
1. Права интеллектуальной собственности, а также филиалы или иные организации ведомственных структур, созданные в соответствии с иностранным законодательством, если они ведут учет доходов и расходов и/или других объектов налогообложения в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
2. Согласно Федеральному закону N244-ФЗ от 28 сентября 2010 года «О субъекте инновационного центра «Сколково»», субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получат статус участников проектов исследований, разработок и коммерциализации;
3. Другие организации, включая организации, подлежащие обязательному аудиту, потребительские кооперативы, кредитные учреждения, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или другие субъекты.
Упрощенный (финансовый) годовой бухгалтерский учет включает в себя (пункт 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 №66н):
1. Бухгалтерский баланс;
2. Отчет о финансовых результатах;
3. Отчет об использовании средств;
4. Приложения к балансовому отчету, отчету о финансовых результатах и отчету об использовании целевого фонда содержат только самую важную информацию. Без этой информации невозможно оценить финансовое положение организации и ее финансовые результаты.
Национальные учреждения должны представлять промежуточные ежемесячные и ежеквартальные отчеты, а также годовые отчеты. Отчетный период организации, созданной путем изменения бюджета и типа учреждения, составляется с даты изменения типа (с даты включения созданного государственного учреждения в реестр получателей бюджетных средств) по 31 декабря года его создания [12, с. 142].
Информация в приказе относится только к главным распорядителям федерального бюджета и управляющим фондами, которые определяют конкретный срок отправки отчетов в подчиненные национальные агентства. Однако необходимо сообщить о годовых результатах не позднее, чем за 15 дней до отчетного периода учредителя. Следует отметить, что в составе годового отчета есть квартальный и ежемесячный.
Это зависит от существующих бюджетных полномочий государственного учреждения по предоставлению ежемесячных, квартальных и годовых бюджетных отчетов для специальных целей, старшего распорядителя бюджетного фонда.
Бюджетный учет государственных учреждений осуществляется в соответствии с определенными стандартами. Бухгалтеры в государственных учреждениях должны соблюдать две основные инструкции при подготовке отчетов [4, с. 36]:
а) порядок подготовки и представления годовых, квартальных и ежемесячных отчетов об исполнении бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
б) порядок составления и представления бюджетов годовой и ежеквартальной бухгалтерской отчетности.
Бухгалтеры должны не только понимать, какие годовые отчеты формировать до того, как 1С закроет счета национальным учреждениям, но и учитывать детали организации. В частности, необходимо обратить внимание на федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора».
Еще одним важным документом является приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 года № 260н, которым утвержден федеральный стандарт «Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Например, здесь необходимо составить устное описание формы бухгалтерского учета, включая данные баланса и информацию из отчетов о финансовых результатах и движении денежных средств, о темпах исполнения бюджета.
Бюджетные отчеты, которые не содержат конфиденциальной государственной информации, предоставляются в электронном виде и сопровождаются цифровой подписью. Сам документ содержит информацию об исполнении федерального бюджета государством и другими бюджетными учреждениями, о состоянии финансовых и нефинансовых активов, обязательств и операций с ними [7, с. 12].
Целью финансового учета является оценка достижений и выявление недостатков в деятельности организации, оптимизация структуры капитала и обеспечение его финансовой устойчивости, а также создание эффективного механизма управления организацией. Другими словами, при проведении бухгалтерского анализа организации стоит определить степень успешности исследуемого экономического субъекта и то, как он реагирует на текущие и стратегические задачи (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Основные задачи бухгалтерского финансового учёта организации
№ Задачи
1 Своевременная и объективная диагностика финансового состояния организации, установление ее «болевых точек»
2 Поиск резервов улучшения финансового состояния организации, ее платежеспособности и финансовой устойчивости
3 Разработка конкретных рекомендаций, направленных на более эффективное использование ресурсов
4 Прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов
Необходимыми факторами, обеспечивающими устойчивое состояние, являются достаточное наличие собственного капитала, хорошая структура активов, высокий уровень рентабельности, необходимая ликвидность и лёгкость в привлечении заёмных средств [15, с. 88].
Бухгалтерский финансовый учёт организации следует проводить, руководствуясь определенными принципами (основными правилами). Основные принципы оценки финансово-хозяйственной деятельности представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Основные принципы бухгалтерского финансового учёта организации
Принцип Характеристика
Конкретность Анализ должен проводиться на основе реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение
Научность При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами, учитывать требования экономических законов развития производства
Системность Все экономические явления изучаются во взаимосвязи, а не отдельно друг от друга
Регулярность Анализ проводится постоянно, систематически и соответственно по плану
Объективность Вырабатываются обоснованные выводы, они должны быть беспристрастны
Действенность Результаты анализа должны быть применимы на практике, например для повышения результативности хозяйственной деятельности
Оперативность Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь
Так, в Отчете о численности и заработной плате работников организаций отражают среднегодовую численность работников по категориям, профессиям, заработную плату за год и суммы выплат социального характера. При формировании показателей данной формы необходимо учитывать то, что в отличие от статистической формы отчетности показывается именно среднегодовая численность, а не среднесписочная, поскольку методика расчетов указанных показателей различна [11, с. 44].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021).
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция).
6. Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 66н от 02.07.2010 (в ред. от 19.04.2019).
7. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)».
8. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790)
9. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Литература
10. Агеева, О. А. Бухгалтерский учет и анализ в 2 ч.: учебник для вузов / О. А. Агеева. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 273 с.
11. Алексеева, Г. И. Бухгалтерский финансовый учет. Расчеты по оплате труда: Учебное пособие / Г.И. Алексеева. - М.: Юрайт, 2019. - 216 c.
12. Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для среднего профессионального образования / И. М. Дмитриева. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 423 с.
13. Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет: учебник и практикум / И. М. Дмитриева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 325 с.
14. Калиновский, С.А. Управленческий учет и анализ использования технологической оснастки: Монография / С.А. Калиновский. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019. - 156 c.
15. Кулагина ,Н. А. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Кулагина. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 135 с.
Статьи из периодических изданий
16. Анисимова, А.И. Методика комплексного анализа финансового состояния организации по данным бухгалтерской финансовой // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2019. – № 1. – С. 346–348.
17. Атанов, И.Ю. Стратегия улучшения финансового состояния предприятия // Аллея науки. – 2019.– № 10 (37). – С. 376–378.
18. Бабурина, В.В. Финансовая отчетность и ее роль в анализе финансового состояния// Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России сборник статей Международной научно–практической конференции молодых ученых. – 2019. – С. 154–156.
19. Булатова, В.Б. Оценка финансового состояния предприятия и пути его улучшения // Молодые финансисты XXI века Сборник материалов научно-практической конференции. — 2019. — С. 170-174.
20. Исаева, Ш.М. Бухгалтерская финансовая отчетность организации как информационная основа анализа финансового состояния // Экономика и социум. – 2019. – № 4 (47). – С. 333–337.
21. Клопова, А.А. Состав, содержание форм и их роль в бухгалтерской отчетности в финансовом анализе предприятия // Мировая наука. – 2019. – № 1 (22). – С. 149–151.
22. Якуничев, Е.Б. Особенности доходов и расходов организации // Наука через призму времени. - 2021. - № 2 (32). - С. 55-59.