Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИНЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПФР И ФСС
1.1.Особенности объединения ПФР и ФСС в Социальный фонд России
С 1991 г. на основании постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 1990/12/25 был создан внебюджетный фонд социального страхования Российской Федерации «Об управлении и совершенствовании процедур финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» № 600/9-3. С 1993 года фонд стал финансово-кредитным учреждением при Федеральном правительстве России.
Фонд представлял собой особую структуру, гарантировавшую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации был одним из государственных специальных бюджетных фондов, входящих в единую бюджетную систему Российской Федерации. Бюджет фонда, как и внебюджетных фондов других государств, был утвержден в форме самостоятельного федерального закона, не являющегося частью консолидированного бюджета Российской Федерации.
С 2005 г. на Фонд возложена задача по реализации Федерального закона № 122-ФЗ в части обеспечения граждан - получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, обеспечения бесплатного проезда к месту лечения за счет средств федерального бюджета.
Пенсионный фонд Российской Федерации был создан в 1990 г. с целью государственного управления средствами на пенсионное обеспечение граждан. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионного капитала.
В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Одной из важных целей этой стратегии является разработка трехуровневой модели пенсионных систем, основанной на обязательном пенсионном страховании, корпоративных пенсионных планах и добровольном пенсионном страховании.
С 2023 г. Пенсионный фонд и Фонд социального страхования стали единым пенсионным фондом и фондом социального страхования Российской Федерации. Аббревиатура организации - Российский социальный фонд.
За последние 30 лет система социальной защиты и страхования в России последовательно менялась и совершенствовалась. Социальный фонд предоставил ряд мер поддержки различным категориям граждан: пенсионерам, семьям с детьми, федеральным льготникам, военнослужащим. Через СФР граждане получали пенсии, социальные выплаты, материнский капитал, пособия и выплаты на детей. Фонд социального страхования предоставлял гражданам больничные листы и пособия, свидетельства о рождении, путевки в реабилитационные учреждения, медицинские учреждения и профилактические учреждения. Оба фонда работали с одними и теми же гражданами и запрашивали информацию друг у друга через систему межведомственных запросов.
С 1 января 2023 года произошло объединение СФР и ФСС в Фонд пенсионного и социального страхования.
Структура организации приведена на рисунке 1:
Рис.1. Структура СФР пенсионного и социального страхования Российской Федерации
Государство несет субсидиарную ответственность по выполнению СФР перечисленных функций.
Функции СФР в сфере пенсионного обеспечения:
1. Учет страховых средств, полученных по обязательному страхованию по старости.
2. Назначение и выплата пенсий. К ним относятся трудовые пенсии (по старости, инвалидности, потере кормильца), государственные пенсии, пенсии для военнослужащих и членов их семей, социальные пенсии и пенсии для государственных служащих.
3. Выделять и осуществлять социальные выплаты определенным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам, получившим военную травму, героям Советского Союза, героям Российской Федерации и т.д.;
4. Персонифицированный учет участников системы обязательного страхования по старости.
5. Взаимодействие с работодателями-плательщиками страховых пенсионных взносов; выдача сертификатов о доступе к репродуктивному (семейному) капиталу.
6. Управление средствами пенсионной системы, включая финансирование части трудовых пенсий, осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.
7. Реализация Программы государственного софинансирования пенсии.
Управление осуществляется ответственным лицом, которое назначается в соответствии с приказом, согласованным ответственным лицом департамента и департаментом городского управления. Персонализированный учет, управление страховыми взносами, взаимодействие со страхователями и руководителем отдела взыскания долгов. Кроме того, в состав сотрудников отделов персонифицированного учета, управления страховыми взносами, взаимодействия со страхователями и взыскания долгов входят: заместители руководителей отделов, главные эксперты первой категории, которые также работают в соответствии со своими должностными инструкциями. Специалисты этого отдела обеспечивают сбор документов, необходимых для организации персонифицированного учета, представленных страхователем.
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», должности работников не отнесены к должностям гражданских служащих. Следовательно, государственная служба в СФР не предусмотрена.
С 1 января 2023 года функции и полномочия, которыми ранее были наделены Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) и Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС), перешли к Социальному фонду России (далее - СФР), который объединяет эти фонды (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ).
Объединение фондов позволило гражданам быстрее и удобнее обращаться сразу за несколькими мерами поддержки. Существует множество ситуаций, когда для получения полного спектра социальной помощи необходимо было ранее обращаться и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования. Например, пенсии по инвалидности выплачивались из Пенсионного фонда, а пособия по реабилитации - из ТО СФР социального страхования. Работающие матери могли получать пособия по уходу за ребенком до 18 месяцев из ТО СФР социального страхования, а пособия по беременности и родам - из Пенсионного фонда. За социальными пакетами необходимо было обращаться как в Пенсионный фонд, так и в Фонд социального страхования. В Пенсионный фонд необходимо было обратиться за денежной компенсацией, а в Фонд социального страхования - на саму услугу, например, путевку в санаторий. Слияние привело к созданию "единого окна", где все услуги Пенсионного фонда и ТО СФР социального страхования доступны в одном месте, что значительно упрощает процесс получения выплат.
До 1 января 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования работали с одним и тем же населением и запрашивали информацию друг у друга через межведомственную систему запросов. После слияния фондов необходимость в запросах отпала. Благодаря единой базе данных было собрано больше информации о гражданах для назначения мер поддержки, что привело к сокращению времени ожидания выплат. В то же время все платежи, услуги и обязательства, которыми ранее занимались ПФР и ФСС, теперь полностью продолжаются благодаря объединению. Это преимущества для граждан .
Есть преимущества и для бизнеса. Они снижают административную нагрузку на работодателей: до 1 января 2023 года работодатели должны были производить отдельные расчеты по каждому виду социального страхования, формировать отдельные платежи и сдавать отчеты как в пенсионный фонд, так и в фонд социального страхования. Для упрощения процесса уплаты взносов был введен единый тариф (30%). Это означает, что работодателям необходимо подготовить только один расчет и отправить один платеж.
Теперь давайте рассмотрим услуги, предоставляемые Социальным фондом России с 1 января 2023 года.
СФР оказывает все услуги, которые ранее оказывали ПФР и ФСС, а также некоторые новые услуги. Например, страховые пенсии по старости, инвалидности и утрате трудоспособности; государственные пенсионные выплаты; социальные выплаты ветеранам, инвалидам и другим гражданам, имеющим право на федеральные социальные выплаты; материнский капитал - оформление сертификатов и направление средств на определенные цели; единовременные пособия беременным женщинам и детям в возрасте до 17 лет; меры социальной поддержки, родовые сертификаты и различные другие выплаты.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 29 (часть I). - Ст. 5203.
Учебники, монографии, научные статьи
3. Арутюнова А.Е., Горлова Е.А. Организационно-правовые особенности функционирования учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (114). - С.328.
4. Бирюков А.А. Технологии и виды оказания социально-правовой помощи населению // Вестник науки. 2020. Т. 2. № 6. - С.237.
5. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в РФ: учебник / В.П. Галаганов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : КНОРУС, 2020. - 154 c. - (Среднее профессиональное образование).
6. Обзор: "Объединение ПФР и ФСС в 2023 году" //КонсультантПлюс, 2022. - С.1.
7. Обзор: "Чего ждать от налогов в 2023 году: факты и прогнозы" // КонсультантПлюс, 2022. - С.4.
8. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков ; под общей редакцией Ю. П. Орловского. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 193 с. - (Профессиональное образование).
9. Право социального обеспечения России / под ред. Тучковой Е.Г. М.: Проспект, 2019. с. 191. (Автор главы - Акатонова М.И.).
10. Право социального обеспечения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. м.: Юстиция, 2019. -С.526. (Автор главы - Токарева (Ширкина) Е.А.)
11. Социальное обеспечение : учеб. пособие / Е.Н. Мажара. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 208 с.
12. Супрун Н.Г., Якуничева Н.В. Социальное обслуживание пожилых граждан: современный социальный опыт и перспективы развития: монография. Магнитогорск: ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова"; М.: ФГУП НТЦ "Информрегистр", 2019. - С.141.
13. Тихонов А.В., Богданов В.С. От "умного регулирования" к "умному управлению": социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. Т. 46. № 1. - С.74.