Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В течение XVIII века философия претерпевала глубокие трансформации, оформляясь в контексте важнейших общественных и культурных изменений той эпохи. Одним из наиболее значимых диалогов в рамках этого периода была полемика между Иммануилом Кантом и Жан-Жаком Руссо. Два знаметиных мыслителя, которые значительно повлияли и внесли свой вклад в мировую философию. Каждый из них излагал собственные идеи в своих трудах и во многом их мысли разнились. В центре их дискуссии оказались вопросы, касающиеся сущности и назначения культуры – явления, которое становилось все более актуальным и влиятельным в общественной жизни. С помощью рассмотрения ключевых аспектов этой полемик можно выявить выявляя различные точки зрения Канта и Руссо относительно культурных явлений и их влияния на формирование общества.
Актуальность исследования полемики между И. Кантом и Ж.-Ж. Руссо относительно сущности и назначения культуры выражается в неоспоримой значимости этих философских дискуссий для современного понимания культурного развития и его воздействия на общество. В условиях быстрого социокультурного развития, где глобализация, технологические изменения и культурные взаимодействия становятся все более интенсивными, необходимо вновь обратить внимание на корни и основы философии культуры.
Анализ полемики Канта и Руссо предоставляет ключевые инсайты в контексте происхождения культуры, роли образования, идеалов и ценностей в формировании человеческой личности и общества. Эти вопросы остаются в центре внимания современных исследователей, политиков и общественных деятелей, когда рассматриваются вызовы мультикультурной среды, социальной справедливости, и воздействие глобальных тенденций на национальные традиционные особенности. Кроме того, обсуждение идей Канта и Руссо оказывает влияние на актуальные дебаты о роли государства, образования, и морали в обеспечении устойчивого и гармоничного развития общества. Исследование этих философских концепций позволяет лучше понять исторические корни некоторых современных проблем и поиск сбалансированных ответов на вызовы, стоящие перед современным миром.
Цель курсовой работы заключается в анализе и сапостовлении идеи философов И.Канта и Ж.-Ж.Руссо.
Объектом исследования данной курсовой работы являются основные идеи и принципы трудов И.Канта и Ж.-Ж.Руссо.
Задачи:
Поиск необходимой информации
Рассмотреть основные работы обоих философов, выделить и анализировать ключевые понятия, связанные с культурой.
Проанализировать, как Кант и Руссо рассматривают эстетические аспекты культуры.
Изучить взгляды философов на влияние культуры на социальные отношения, организацию общества и социальный прогресс.
Исследовать возможные критические точки зрения Канта и Руссо друг на друга, выявить сильные и слабые стороны их аргументации.
Составить полный список использованных источников в соответствии с академическими стандартами
Глава 1. Теория культуры Ж.-Ж. Руссо
1.1. Основные идеи и труды Ж.-Ж. Руссо
Жан-Жак Руссо философ, чьи взгляды на то время вызывали волну негодования. Он остро критиковал прогресс и современную цивилизацию, утверждая, что именно она вызывает пороки у людей.
Родился Руссо в семье часовщика. Воспитывал его отец, так как мать умерла еще при родах. С детства ему привили любовь к чтению и философии. Из-за проблем с законом, отец Руссо бежал из страны и оставил сына у родственников. Там он попал в высшее общество, учавствовал в приемах и изучал этикет. В 1749 году он выиграл конкурс на самое лучшее эссе о моральном прогрессе. Слава тут же настигла молодого мыслителя, посыпались приглашения. Однако, Руссо это не интересовала. Переехав в удединенное место, он взялся за сочинения и выпустил свои знаменитые труды.
Роман «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо представляет собой истинную сущность руссоизма. В названии произведения Руссо дает отсылку на историю любви философов Абеляра и Юлии, живших в средневековье. Эпистолярная форма романа придает повествованию ощущение достоверности и помогает глубоко погрузиться в мир человеческих переживаний. Как философский роман, «Юлия» полно показывает нам мировоззрение Руссо, выявляя его метод, включающий «сердечное воображение». Герои романа становятся идеальным воплощением концепции человека в понимании Руссо, а чувствительный аспект проявляется в описании волнений сердца, патетике любви и отчаянии страсти. В «Юлии» автор выражает свою душу, придавая повествованию особенную эмоциональность.
«Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо занимает важное место в литературной и философской истории, акцентируя внимание на социальных аспектах. Руссо, как заядлый противник социального неравенства и сословных предрассудков, использует эту тему в основе сюжета романа. Повествование о любви дворянки Юлии и ее учителя-плебея Сен-Пре выступает как осуждение социального положения разных людей, особенно выраженное в письмах героев. Роман критикует современную цивилизацию, обличая вежливость и культуру как порок, привносящие ложь и лицемерие в общество. Особое внимание уделяется критике семейных нравов, представляя брак как лишь сделку и семью как фасад, прикрывающий разврат. Путешествия Сен-Пре и его восхищение «естественным состоянием» человека подчеркивают философский подтекст, выявляя Руссо как теоретика и обличителя современного общества.
Руссо разделяет роман «Юлия, или Новая Элоиза» на две книги, состоящие из шести частей, которые выражают различные его идеи. В первых трех частях подчеркивается естественное чувство любви между Юлией и Сен-Пре, которое разрушает общественные барьеры и условности цивилизации. Последние три части фокусируются на нравственном долге и обязанностях общественного человека, освещая историю замужества Юлии за равного ей по социальному положению Вольмара. Руссо не видит противоречия между чувством и долгом, а скорее призывает к их объединению. Критика цивилизации в его произведении не означает призыва к разрушению общества, а стремление к преобразованию его институтов и отношений с использованием естественности.
Для Руссо страсть, вопреки распространенному мнению, не являлась низким проявлением человеческой природы; он придавал ей глубокие и благородные качества. Тем не менее, Руссо также предостерегал от роковых последствий страсти, отмечая, что «чувствительная душа - это роковой подарок неба». Это не только потому, что чувствительные люди более подвержены страданиям, но и потому, что страсть может отвлечь от добродетели и нарушить нравственные стандарты. В своем романе, Руссо исследует влияние страсти на отношения, противопоставляя брак, основанный на социальных обязанностях, браку, питаемому чистой любовью. Персонаж Вольмар представляет бесстрастного мудреца, который руководствуется разумом, а не страстью, в своих отношениях с Юлией. Его выбор свидетельствует о стремлении сохранить общественное уважение и соблюсти социальные нормы. Таким образом, в романе Руссо подчеркивается возможность объединения страсти и добродетели, а также рисуется благотворность социальных отношений, основанных на взаимных обязанностях.
В новых естественных условиях, насыщенных свободой, Юлия из романа «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, переживает не только преображение внешнего мира Кларана, но и внутреннюю эволюцию своей души. Свобода, присущая этому обществу, укрепляет в ее сердце чувство долга, ставшее ранее неустойчивым. Для Руссо, человек, живущий в обществе, обязан ощущать долг и поддерживать взаимные обязательства. Чувство долга является основой добродетели, и, по мнению Руссо, «нет жизни порядочному человеку» без этой добродетели. Юлия, сохраняя свою страсть к Сен-Пре, осознает, что истинная естество достигается через самопреодоление. Она становится достойной правительницей Кларана, преданной супругой и любящей матерью, обретая счастье в выполнении своих обязанностей и поддержании добродетели.
«Исповедь» Ж.-Ж. Руссо выделяется в мировой литературе своей искренностью, представляя собой самую честную автобиографию. Руссо стремился создать «сделанный с натуры, совершенно правдивый и точный свой портрет», последовательно излагая события своей жизни и развитие своих мыслей. Он описывает свои поступки, объясняя их особенностями характера. Руссо утверждает свою чувствительность, доброту и стремление к общению, но эти качества приводят его к разочарованию в людях. В первых шести книгах преобладает оптимизм, восторг и положительное отношение к жизни, в то время как последние шесть пронизаны горечью и подозрительностью. «Исповедь» оказала глубокое воздействие на литературный процесс, предоставив новый взгляд на анализ внутреннего мира человека. Руссо объединил объективную оценку личности с субъективным восприятием, утвердив себя как мастера исповедальной литературы.
1.2. Представление о сущности и назначении культуры в трудах Ж.-Ж.Руссо
Жан-Жак Руссо, выдающийся философ эпохи Просвещения, разработал оригинальную концепцию культуры, высказывая мысли о ее связи с неравенством в обществе. Согласно Руссо, современная цивилизация, а именно ее проявления в науке и искусстве, является как плодом, так и источником социального неравенства. Его взгляды на культуру часто находят свое выражение в произведениях, таких как «О договоре общества» и «Эмил, или О воспитании». Руссо полагал, что развитие культуры и науки в обществе связано с нравственными и социальными пороками. В его трактатах он утверждает, что наука и искусство, хотя и способствуют прогрессу, но одновременно коренным образом обязаны порокам и недостаткам человеческой природы. Эта зависимость проистекает из того, что культурные достижения, созданные обществом, взаимодействуют с укладом этого общества и отражают его внутренние дисбалансы.
В частности, Руссо видит источник неравенства в том, как наука и искусство служат интересам элиты, создавая разрыв между образованными и неграмотными, богатыми и бедными. Он отмечает, что культурные институты и знание становятся инструментами для укрепления социальных и экономических привилегий определенных групп, что в конечном итоге подрывает идею общественного равенства. Важным элементом его критики современной цивилизации было утверждение о том, что культура, порожденная человеческими пороками, стала источником новых несправедливых аспектов, вместо того чтобы уменьшать их. Руссо высмеивал элитарный характер образования и культуры своего времени, предлагая более натуралистическую и человекоцентрическую концепцию развития общества.
Для Руссо культура представляла не только достижения человечества, но и сложную систему, способствующую возникновению и поддержанию социальных проблем. Его критика цивилизации стала важным элементом формирования общественного сознания в период Просвещения и продолжает оказывать влияние на современные дебаты о роли культуры в общественном развитии.
У Жана-Жака Руссо концепция культуры была прочно связана с его основным философским принципом – идеей о «разломе» или «разладе», который он считал кульминацией процесса отчуждения в современном обществе. Для Руссо сущность культуры заключалась в ее влиянии на формирование общественных отношений и человеческого характера. Он рассматривал культуру как результат коллективных действий общества, оказывающего воздействие на индивида. Однако, вместо того чтобы рассматривать культуру как благоприятное воздействие на человека, он видел в ней причину его отчуждения. Центральным моментом в его концепции было понимание того, что современная цивилизация и ее культурные институты углубляют социальные разрывы и усиливают отчуждение человека от его естественного состояния. Руссо утверждал, что культура приводит к «разлому» между людьми, разрывая тот общий социальный контекст, который естественным образом соединяет их. Процесс отчуждения, или «разлом», начинается с формирования частной собственности и появления социальных институтов. Руссо утверждал, что собственность и социальные институты приносят неравенство, разделяя общество на правителей и подданных. Культура, в его взгляде, становится средством, с помощью которого эта система отчуждения укрепляется и легитимизируется.
«Разрыв» культуры приводит к тому, что люди теряют естественные связи и становятся чужими друг другу. Культура становится инструментом поддержания социальных иерархий, в которых одни обладают привилегиями, а другие лишаются своей природной свободы. Культура была не только инструментом обогащения человеческого опыта, но и источником социального неравенства и отчуждения. Его критика современной цивилизации служила попыткой вернуть человека к более естественному состоянию, освобожденному от социальных преград и культурных искажений.
Другая концепция культуры Жана-Жака Руссо, связанная с призывом «озвратиться к истокам», является ключевой в его философии и литературных произведениях. В ее основе лежит идея о том, что современная культура, цивилизация и социальные институты отдаляют человека от его первоначального состояния согласия с природой. Призыв «возвратиться к истокам» предполагает отказ от сложившихся общественных устоев и возврат к простоте, искренности и естественности. Руссо видит в природе и естественных инстинктах источник истинной свободы и гармонии. Он призывает человека освободиться от цепей общественных конвенций и следовать своим естественным инстинктам и чувствам. Сентиментальность в контексте Руссо означает возврат к чувствам и эмоциям, которые он считает подлинными и искренними. Этот призыв противостоит рациональной, расчетливой культурной обусловленности, которую он видит в существующем обществе. Сентиментальность – это путь к освобождению от ложных норм и к возвращению к природной и искренней человеческой природе. Возвращение к природе и отказ от сложившихся социокультурных стереотипов представляют для Руссо не просто возможность, но и обязанность, если человек хочет обрести свою настоящую сущность и свободу.
Для Жан-Жака Руссо, идея «морального оскудения, перерастающего в опустошенность личности», занимает центральное место в его философской концепции культуры. Руссо противопоставляет естественное состояние человека, свободного от социальных конвенций, искусственным структурам общества, которые, по его мнению, могут привести к моральному упадку и духовной утрате.
Сущность этого принципа связана с пониманием Руссо того, что природа человека изначально добра, но общество, культура и цивилизация приводят к его моральному разложению. Руссо видит в структурах общества и системах ценностей источник аморальности. Процесс «морального оскудения» начинается с того момента, как человек подвергается воздействию социальных норм и установленных правил, что, по мнению Руссо, сдавливает его природное чувство справедливости и добродетели. Это приводит к постепенному утрате человеком своей подлинной и добродетельной природы, к опустошению его духовных качеств. Опустошенность личности в контексте Руссо – это утрата той оригинальной, естественной морали, которую он приписывает первоначальному состоянию человека. Идея заключается в том, что общество и культура, стараясь регулировать поведение человека, часто подрывают его нравственные основы, что в итоге приводит к духовной пустоте. Руссо поднимает проблему того, как социальные структуры могут воздействовать на человека.
Концепция Жана-Жака Руссо, связанная с грустью о прошлом и идеалом будущего, представляет собой глубокое философское видение, которое пронизывает его работы. Руссо воспринимает культуру не как простое воплощение искусства и наук, а как средство, которое влияет на человеческую природу, формируя ее и определяя взаимоотношения в обществе. Грусть о прошлом у Руссо не связана с буквальным возвратом во времена первобытного состояния без наук и искусств. Это скорее ностальгия по тем чертам естественного человеческого состояния, которые, по его мнению, были утрачены в процессе развития цивилизации. Идеал Руссо кроется в будущем, в котором общество сможет воссоздать те черты прошлого «естественного состояния», которые он считает потерянными или и сказанными в современном обществе. Идеал будущего, согласно его концепции, заключается в создании общества, где культура будет не подавлять естественные человеческие черты, а наоборот, способствовать их расцвету. Он стремится к восстановлению гармонии между природой и обществом, где человек может проявить свои истинные качества, свободные от социокультурных искажений.
Идеал будущего у Руссо — это не просто возврат к прошлому, а творческий процесс, направленный на создание новой формы общественного устройства. Он призывает к переосмыслению ценностей и культурных норм в свете естественных потребностей и свободы человека.
Глава 2. Теория культуры И. Канта
2.1. Основные философские идеи и труды И. Канта
Иммануил Кант – немецкий философ, родился 22 апреля 1724 года в Кёнигсберге (ныне Калининград, Россия). Он стал одним из величайших мыслителей эпохи Просвещения. Получил образование в родном городе и после преподавал в том же университете.
«Критика чистого разума» Иммануила Канта, опубликованная в 1781 году, представляет собой одно из наиболее влиятельных и сложных произведений в истории философии. В этой работе Кант занимается фундаментальными вопросами, касающимися природы человеческого познания, опыта и реальности.
Основополагающей идеей данного произведения является различение между априорным (независимым от опыта) и апостериорным (основанном на опыте) знанием. Кант аргументирует, что не все наши знания происходят из опыта; некоторые знания у нас есть уже до всякого опыта, и они являются частью нашего врожденного аппарата познания. Кант предполагает, что наш разум структурирует восприятие мира с использованием определенных категорий или форм сознания. Эти категории, такие как пространство и время, не являются чем-то, что мы постигаем из опыта, а предоставляют необходимый каркас для нашего опыта мира.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. А.А.Радугин. Философия. Курс лекций. – Москва: «Владос», 1995г.
2. Алексеев А.С. Этюды о Жан-Жаке Руссо. Т., 1,2. М., 1887. - с.268
3. Алексеев-Попов В.С. О социальных и политических идеях Жан-Жака Руссо // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. - 287с.
4. Алексеев-Попов В.С. Социальная критика у Жан-Жака Руссо и великие утописты // История социалистических учений. М., 1964. - 348с.
5. Асмус В.Ф.Иммануил Кант. М., 1973.
6. Барнашов А.М. Теория разделения властей и политические взгляды Жан-Жака Руссо // Актуальные вопросы государства и права на современном этапе. Томск, 1984. - 350с.
7. Бернардинер Б.М. Социально-политическая философия Жан-Жака Руссо. Воронеж, 1940. -247с. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976. -286с.
8. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Словарь-справочник. M.: Гардарики, 2000.-328 с.
9. Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX веков в связи с общественным движением на Западе. 2-е изд. М., 1908.
10. Г.И.Иконникова, В.П.Ляшенко. Философия права. – Москва: «Юрайт», 2015г.
11. Гулыга А.В. Кант. М.,1967.
12. Гуревич П.С., Столяров В.И. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 624с.
13. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980. - 365с.
14. И. Кант. Из лекций поэтике. – Москва: «Этическая мысль», 1978г.
15. И. Кант. Сочинения на немецком и русском языках. Т.4,6. – М., 1985г.
16. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII - начала XIX века.М.,1989.
17. Лавриненко В.Н., Гречин А.С., Дорошенко В.Ю. Политология: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 367с.
18. Лапандин Д. Политические и правовые воззрения Жан-Жака Руссо // Уч. зап. Московского юридического ин-та. Вып. II. М., 1970.
19. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М., 1978. - 537с.
20. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века: Очерки. - М., Мысль, 1983. -447с.
21. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1973.
22. Нарский И.С. Кант. М., 1976.
23. Рассел Б. История западной философии. М., 1958
24. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. /Перевод Мальцевой С./ Том 3. Новое время. - ТОО ТК «Петрополис». 1996.-736c.
25. Руссо Ж.-Ж. 1. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. 2. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969; // Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 1998.
26. Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант. Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979.
27. Э.Ю.Соловьев. И.Кант: взаимодополнительность морали и права. – М., 1980