Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Чрезвычайные ситуации были и остаются серьезным вызовом как для органов государственной власти, так и для служб спасения, поскольку они несут большую угрозу экономического, политического и материального ущерба, но главное – угрозу жизни людей. И первостепенной задачей при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации является информирование граждан о возможном риске и эвакуация населения с мест повышенной опасности. В связи с чем встаёт вопрос о том, как организовать эвакуацию населения так, чтобы она прошла оперативно и без препятствий ликвидации чрезвычайной ситуации.
Актуальность такого мероприятия, как эвакуация, для защиты населения в наши дни только возрастает. Это связанно с рядом факторов. Так, согласно данным мировой статистики, число опасных ЧС природного характера каждый год возрастает приблизительно на 4%. С ростом числа предприятий, связанных с атомной энергетикой, химической и биологической промышленности, гидроэнергетикой риск возникновения ЧС, имеющих техногенное происхождение, также увеличивается. В некоторых регионах на сегодняшний день также идут военные действия, что создает необходимость эвакуировать оттуда мирное население.
Таким образом, эвакуация населения может проводиться и в мирное время (в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера), и в военное время. Соответственно, характер эвакуации зависит от этих факторов.
С 1 июня 2021 года в России впервые был введен стандарт по эвакуации населения при ЧС [4] с целью закрепления положений, устанавливающих минимальные требования к разработке мероприятий при планировании эвакуации и рассредоточения населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации.
Цель работы – изучить особенности эвакуации населения и транспортное обеспечение эвакуации населения.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
– дать общую характеристику эвакуации населения: рассмотреть понятие и виды эвакуации населения;
– изучить общие положения транспортного обеспечения эвакуации населения;
– изучить особенности обеспечения эвакуации населения автомобильным транспортом и автотранспортом личного пользования;
– изучить особенности обеспечения эвакуации населения железнодорожным транспортом;
– изучить особенности обеспечения эвакуации населения наземным городским электрическим транспортом.
1. Общие положения эвакуации населения и его транспортного обеспечения
1.1. Общая характеристика эвакуации населения: понятие и виды эвакуации населения
Основной из задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее – РСЧС) является защита жизни и здоровья населения в чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) мирного и военного времени. По решению данной задачи привлекаются все организации и силы страны. Заблаговременно, на всех объектах разрабатываются планы гражданской обороны (далее – ГО) на мирное и военное время при возникновении ЧС. Это могут быть аварии на атомной электростанции, химических и других производствах, связанных со взрывами, пожарами, заражением территории; стихийные бедствия в виде наводнений, ураганов, землетрясений и т. д.
Существует два способа защиты:
– укрытие населения в защитных сооружениях на территории проживания или работы;
– проведение эвакуационных мероприятий с удалением отдыхающих рабочих смен и неработающего населения за границы опасных зон (возможных разрушений, сильного радиоактивного или поражающего химического заражения) [10, с. 360].
Первый способ – это обеспечения сохранения жизни и здоровья людей при возникновении ЧС. Второй способ требует определенного времени для его применения при постепенном развитии ЧС в случае наводнения, либо пожара или превентивно при угрозе нападения. При выполнении этих способов предусматривается применение средств индивидуальной и коллективной защиты в обязательном порядке, а также необходимо иметь средства медицинской защиты для оказания первой помощи.
При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей. Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу населения из зон прогнозируемых или уже возникших ЧС и его временному или иногда постоянному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими коллективными мероприятиями по защите населения: укрытием в защитных сооружениях, использованием СИЗ, медицинской профилактикой, и иногда с проведением противорадиационных, противопожарных и инженерных работ [8, с. 52].
Эвакуация населения – это мероприятия по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Эвакуация населения делится на два вида:
– эвакуация в мирное время;
– эвакуация в военное время:
Эвакуация в мирное время – это комплекс мероприятий по защите населения в период ЧС природного и техногенного характера, путем вывоза населения из опасной зоны в районы временного пребывания, где отсутствует угроза для жизни. Эвакуация в военное время – комплекс мероприятий, проводимый для оперативного размещения населения в заблаговременно подготовленные районы, путем вывоза с использованием всех видов транспорта (наземного, воздушного и водного).
Выделяют три способа эвакуации:
– в пешем порядке, в благоприятную зону для населения, находящуюся за пределами опасных факторов ЧС. В этом способе люди формируют колонны территориальному принципу, количество людей от 400 и не превышает 950 человек. Скорость их движения составляет 5 км/ч. При эвакуации в пешем порядке формируют колонны по 100 человек. За сутки колонны переходят около 30-40 км, держась на расстоянии 1 км друг от друга. 10-минутные привалы происходят раз в полтора часа, а во второй половине перехода организуется 1-2- часовой привал.
– с использованием транспорта. Этот способ осуществляет эвакуацию населения, который самостоятельно не может передвигаться или не успевает в заданный интервал времени. В основном к этим группам относится инвалиды, дети дошкольного возраста. При эвакуации автотранспортом население рассаживаются в определенной инструкциями очередности в транспортные средства. Число эвакуируемых в них зависит от возможностей каждого конкретного транспортного средства. При этом учитывается и допустимый вес багажа (не больше 20 кг на человека), дооборудование транспорта. Скорость движения автоколонн зависит от времени года, погодных и дорожных условий. Между автомобилями соблюдаются интервалы в 30-50 км, количество и длительность привалов зависит от дальности перевозки и времени года.
– комбинированный, данный способ используется для оперативного вывода населения в большом количестве, в котором совмещаются оба предыдущих способа: в пешем порядке и на всех видах транспорта [10, с. 361].
Эвакуация комбинированным способом обычно проходит в два этапа. На первом население доставляется на промежуточные пункты безопасных районов, а на втором – в конечные пункты эвакуации. Использование транспорта при этом способе эвакуации подразумевает два варианта ее проведения – либо первый этап осуществляется с помощью транспорта, а к конечным пунктам эвакуации люди выводятся пешим порядком, либо наоборот, непосредственно зону ЧС люди покидают пешком, а затем их с помощью транспорта доставляют в конечные пункты эвакуации [4].
При эвакуации автотранспортом население рассаживаются в определенной инструкциями очередности в транспортные средства. Число эвакуируемых в них зависит от возможностей каждого конкретного транспортного средства. При этом учитывается и допустимый вес багажа (не больше 20 кг на человека), дооборудование транспорта. Скорость движения автоколонн зависит от времени года, погодных и дорожных условий. Между автомобилями соблюдаются интервалы в 30-50 км, количество и длительность привалов зависит от дальности перевозки и времени года. Эвакуация комбинированным способом обычно проходит в два этапа. На первом население доставляется на промежуточные пункты безопасных районов, а на втором – в конечные пункты эвакуации. Использование транспорта при этом способе эвакуации подразумевает два варианта ее проведения – либо первый этап осуществляется с помощью транспорта, а к конечным пунктам эвакуации люди выводятся пешим порядком, либо наоборот, непосредственно зону ЧС люди покидают пешком, а затем их с помощью транспорта доставляют в конечные пункты эвакуации [4].
Вид эвакуации определяется типом источника чрезвычайной ситуации, особенностью влияния ее уникальных факторов, числом и масштабом вывозимого и выводимого населения, временем и безотлагательностью исполнения мероприятий по эвакуации. От этих факторов и зависит как эвакуация будет проводится. В зависимости от условий и времени выполнения эвакуация может быть упреждающий (заблаговременной) или безотлагательной (экстренной). Заблаговременная эвакуация выполняется, если есть подтвержденные данные о высокой вероятности появления чрезвычайной ситуации на потенциально опасных объектах или опасном природном явлении. Основание для принятия данного решения о защите населения – краткосрочный прогноз появления ЧС или ЧС в течение периода от нескольких минут до нескольких дней, которые могут быть определены в это время. Экстренная эвакуация населения выполняется, когда появление чрезвычайной ситуации – происходит в короткие сроки ожидания или в случае воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации [12, с. 394].
Для успешного проведения эвакуации требуется слаженная организация оповещения и информирования населения, наличие детально отработанных планов эвакуации, подготовленных маршрутов ее проведения, достаточного количества транспортных средств, необходимых видов обеспечения и т.д.
Лучшим способом эвакуации, наиболее полно отвечающим требованию оперативности, является комбинированный. Он предполагает вывод максимально возможного количества населения пешим порядком с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства используются прежде всего для вывоза детей из детских садов и школ, больных, женщин с детьми до 10 лет, пожилых людей, проживающих в домах престарелых [7, с. 134].
Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транспортных средств; количества маршрутов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населения. Оповещение населения об эвакуации проводится с помощью локальных и автоматизированных систем централизованного оповещения, местных теле- и радиостанций, громкоговорителей, установленных на улицах и автомашинах службы охраны общественного порядка. Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению и району города, из которого планируется эвакуация, в зависимости от обстановки и количества эвакуируемых в загородной зоне назначается один или несколько населенных пунктов размещения.
Таким образом, такой способ защиты населения сохраняет свою актуальность, и по сей день на фоне роста числа ЧС любого характера. Вариантов и способов эвакуации населения существует несколько, определяются они характером ЧС, временем и срочностью проведения эвакуационных мероприятий, числом и охватом эвакуируемых людей. Способы же также зависят от погодных условий и технических возможностей. И от того как эвакуация организованна и подготовлена, будет зависеть снижение потерь среди населения.
1.2. Общие положения транспортного обеспечения эвакуации населения
Согласно поправкам, введенным в 2021 году к ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» население обязано эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации при получении информации о проведении эвакуации, в том числе через СМИ или операторов связи [1]. Кроме того, закон устанавливает постоянный доступ МЧС к информационным системам в рамках РСЧС на безвозмездной основе. В то же время изменения в законе не означает, что будет осуществляться принудительная эвакуация населения с места чрезвычайной ситуации, но в этом случае ответственность за собственную жизнь и здоровье возлагается на самого человека [3].
Большое значение при эвакуации населения и материальных ценностей имеет наличие транспорта, которым будет проводиться эвакуация. Транспорт, в большинстве случаев, используется для вывоза эвакуируемых на большие расстояния. При перевозке автотранспортом кроме пассажирских автобусов используются приспособленные для перевозки людей грузовые автомобили, а для вывоза железнодорожным или водным транспортом используются не только пассажирские железнодорожные составы и суда, но и другие виды, которые обычно не используются в нормальных условиях для перевозки людей – товарные вагоны, грузовые суда, баржи и др. Предусматривается более плотная загрузка вагонов и судна, а также увеличение длинны поездов [9, с. 192].
Для транспортного обеспечения совершения указанных мероприятий привлекается в мирное время весь транспорт, который есть на соответствующей административно-территориальной единице.
Для планирования эвакуационных мероприятий, их организованного проведения и всестороннего обеспечения создана соответствующая нормативно-правовая база.
Одним из показателей эффективности эвакуационных мероприятий, это время проведения полной эвакуации населения. Данный показатель интегральный, поскольку формируется под влиянием многих показателей, которые учитывают развитие ЧС, географические, демографические и др. особенности ЧП, транспортную сеть, ресурсные возможности (в первую очередь – обеспечение транспортом), организацию управления процессом эвакуации и т.д.
В тоже время, некоторые ЧС (масштабные лесные пожары с значительным задымлением, аварии с выбросом опасных химических или радиоактивных веществ) сопровождаются вредными факторами, способными причинить вред здоровью людей уже во время проведения эвакуации.
Поэтому снижение времени полной эвакуации населения есть первоочередным заданием при проведении процесса эвакуации.
Успешность выполнения этого задания (эффективность эвакуации) зависит от многих показателей. Их учёт возможен при условии построения соответствующих моделей, описывающих отдельные составляющие процесса эвакуации. В частности, эффективность эвакуации в значительной степени определяется выбранным маршрутом эвакуации (которые есть составной частью плана эвакуации) [11, с. 275].
Альтернативой плана эвакуации может стать оперативный план эвакуации населения, который разрабатывается в режиме реального времени на основе поточной информации о ходе развития ЧС. Разработка такого плана возможна при создании соответствующего программного обеспечения, в основе которого должна лежать математическая модель нахождения оптимальных маршрутов, которое строится согласно предложенного алгоритма нахождения кратчайшего пути эвакуации населения в сети с циклом.
Транспортная помощь при эвакуации населения в безопасные районы включает, как правило, подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для эвакуации.
Реализация данного комплекса мероприятий предполагает решение следующих задач:
поддерживать постоянную техническую готовность транспортных организаций, сил и средств, привлекаемых к осуществлению эвакуации населения;
максимальное использование мощностей всех видов транспортных средств для организации эвакуационных перевозок в короткие сроки;
обеспечить устойчивость перевозок, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, задействованных в эвакуации населения.
Эффективное решение этих проблем обычно получается, если:
предварительно планируются эвакуационные перевозки, уточняются и своевременно корректируются планы эвакуации населения;
федеральные органы исполнительной власти, государственные предприятия, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, органы управления гражданской обороной, эвакуационные органы, органы управления, сил и средств транспортных предприятий и учреждений для осуществления эвакуационного транспорта находятся на постоянной готовности к эвакуации населения;
организовано управление и взаимодействие на всех уровнях, а также своевременно координируются и контролируются все эвакуационные мероприятия;
постоянно проходят своевременную техническую проверку, и имеется технически исправный парк транспортных средств.
2. Особенности транспортного обеспечения при эвакуации населения различными видами транспорта
2.1. Обеспечение эвакуации населения автомобильным транспортом и автотранспортом личного пользования
Эвакуация населения автомобильным транспортом осуществляется всеми транспортными средствами государственных автодорожных предприятий, ведомственных предприятий с участием транспортных средств других предприятий и личного транспорта граждан.
Первыми данными для организации обеспечения автотранспортом эвакуационных мероприятий являются:
основные показатели эвакуационных мероприятий и другая необходимая информация;
сведения о наличии и техническом состоянии находящихся на соответствующей территории транспортных средств, которые могут привлекаться к эвакуационным мероприятиям;
сведения о наличии транспортных средств для личного пользования населения, подлежащего эвакуации.
Эксплуатация транспортных средств при эвакуации населения предполагает различные схемы использования:
транспортировка эвакуированного населения из мест проживания в сборные эвакуационные пункты;
непосредственно доставлять людей из возможных опасных зон непосредственно в безопасные зоны;
поэтапная транспортировка людей из сборных пунктов эвакуации с передачей их в промежуточные пункты эвакуации [5].
Транспортные средства, предназначенные для эвакуационных перевозок, формируются в составы. Каждый состав осуществляет перевозки по закрепленному за ним маршруту. Автомобильный транспорт в безопасных