Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1.Основы определения происхождения товаров 6
1.1.Место и роль тарифных преференций в системе мер таможенно-тарифного регулирования 6
1.2.Сущность, цель и критерии определения страны происхождения товара для предоставления тарифных преференций 7
1.3.Правила определения происхождения товаров из стран СНГ 9
Глава 2. Анализ практики определения происхождения товаров из стран СНГ 14
2.1.Механизм определения происхождения товаров 14
2.2.Анализ судебной практики по вопросам происхождения товаров 15
2.3.Влияние системы тарифных преференций на развитие взаимной торговли стран СНГ и РФ 17
Глава 3.Совершенствование механизма определения происхождения товаров, которые происходят из стран СНГ 19
3.1.Основные проблемы, возникающие при определении страны происхождения товаров 19
3.2.Рекомендации по совершенствованию механизма определения происхождения товаров 21
Заключение 24
Список использованных источников 26
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Основы определения происхождения товаров
1.1.Место и роль тарифных преференций в системе мер таможенно-тарифного регулирования
Сегодня практически все страны мира участвуют во внешней торговле, и одной из главных функций для любого государства является установление способов регулирования внешнеторговой деятельности.
Как известно, в большинстве стран мира одним из эффективных инструментов тарифного регулирования внешней торговли и приоритетной ориентации внешнеэкономической деятельности является система тарифных преференций. В последние годы система тарифных преференций претерпевает изменения, поэтому важно изучить сущность тарифных преференций и роль тарифных преференций в тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности.
Суть тарифных преференций заключается в том, что развитые страны предоставляют товарам из развивающихся и наименее развитых стран конкурентные преимущества перед отечественными товарами происхождения развитых стран и другими товарами на внутреннем рынке.
Правовое регулирование данного вопроса особенно важно, поскольку тарифные преференции являются важной частью международных торговых отношений. Поэтому в рамках СНГ процедуры и условия предоставления преференций регулируются на двух уровнях: наднациональном и национальном. Правовая база включает в себя довольно обширный перечень договоров, федеральных законов и приказов Федеральной таможенной службы РФ.
Преференции являются эффективным инструментом реализации торгово-экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. Одним из направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации является контроль страны происхождения товаров, выявление и пресечение необоснованных тарифных преференций.
Предположительно, это связано с ужесточением таможенного контроля за предоставлением тарифных преференций иностранным участникам экономической деятельности.
Таможенные органы контролируют правильность определения и декларирования страны происхождения товаров для обеспечения соблюдения мер тарифного и нетарифного регулирования.
Одним из этапов предоставления таможенных преференций является контроль представленных участниками ВЭД документов и содержащихся в них сведений. На основании этого контроля таможенные органы принимают решение о стране происхождения товара и предоставляют или отказывают в предоставлении тарифных преференций.
Следует отметить, что на этом этапе могут быть выявлены поддельные документы, ошибки и проблемы в системе таможенного контроля, что потребует внесения корректировок в общую систему тарифных преференций.
Таким образом, под тарифными преференциями понимаются специальные льготы в области регулирования тарифных ставок, предоставляемые одной страной другой стране или группе стран в отношении всех товаров или их отдельных категорий при соблюдении ряда установленных условий, в виде освобождения от тарифных ставок или в виде освобождения от тарифных ставок или в виде их снижения. Преференциальные меры являются эффективным средством реализации торгово-экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. Вероятно, это связано с ужесточением таможенного контроля и более строгими проверками документации и информации.
1.2.Сущность, цель и критерии определения страны происхождения товара для предоставления тарифных преференций
Для подтверждения происхождения товаров используются два вида документов.
Один из них – декларация о происхождении товара, в котором производитель, продавец или грузоотправитель подтверждает происхождение товара.
В качестве таких деклараций используются коммерческие документы, такие как обычные счета-фактуры и любые транспортные документы.
Второй вид документа, имеющий большее значение для таможенных органов, - это сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - это документ, который однозначно подтверждает происхождение товара и выдается не производителем или продавцом, а органом, уполномоченным выдавать сертификаты происхождения.
Сертификат необходим для представления преференциального тарифного режима или для подтверждения происхождения определенных товаров, например, товаров, на которые распространяются антидемпинговые пошлины (например, подшипников).
В ст.314 Таможенного кодекса ЕАЭС перечислены пять случаев, когда происхождение товаров считается непроверенным.
С 18 сентября 2023 года отменена обязанность указывать страну происхождения товаров. Данное изменение связано с вступлением в силу Постановления Правительства от 02.09.2023 № 1443.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства от 30.04.2020 №617 поставщики обязаны предоставлять своим заказчикам документы, подтверждающие страну происхождения товара, на этапе заключения контракта:
-реестр российской промышленной продукции;
-единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
-евразийский реестр промышленных товаров.
Подтверждение страны происхождения товара в соответствии с вышеуказанным законодательством означает, что количество позиций и пунктов (при наличии), зарегистрированных в реестре российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
После 1 марта 2023 года страна происхождения товара не может быть подтверждена сертификатами СТ-1.
При этом пунктом 9 данного документа установлено, что при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставить заказчику документ, подтверждающий страну происхождения товара, на основании которого товар внесен в Российский реестр промышленной продукции или Евразийский реестр промышленной продукции.
Постановлением Правительства от 02.09.2023 № 1443 данная обязанность отменена. В результате с 18 сентября 2023 года поставщики освобождаются от обязанности представлять документы о стране происхождения продукции, включенной в реестр российской промышленной или радиоэлектронной продукции либо в евразийский реестр промтоваров.
Подтверждением страны происхождения товаров из перечня, в том числе Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 №617, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки общего количества зарегистрированных позиций и пунктов (при наличии) из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Количество зарегистрированных позиций и пунктов (при наличии) поставляемого товара должно быть указано в договоре.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017
2. Соглашение о гармонизированной системе определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза (Заключено в г. Москве 04.12.2023) (вместе с "Порядком выдачи сертификата о происхождении товара") // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 05.12.2023
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60 (ред. от 17.03.2022)"Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран" // http://www.eaeunion.org/, 20.07.2018
4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 (ред. от 22.05.2023)"Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)" // http://www.eaeunion.org/, 16.07.2018
Судебная практика
5. Решение Арбитражного суда Красноярского края Дело № А32-57618/2022 // https://sudact.ru Электронный ресурс. Дата обращения: 14.01.2024 г.
Монографии, учебники, учебные пособия:
6. Аргатов, М. А. Проблемы для участников ВЭД, возникающие в процессе получения тарифных преференций и подтверждения страны происхождения товаров / М. А. Аргатов, О. Ю. Десятниченко // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 7(156). – С. 1031-1039.
7. Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Тюрина К.О. Анализ правового статуса участников таможенных правоотношений в странах ЕАЭС // Российский юридический журнал. 2021. № 6. С. 127 - 139.
8. Гокинаева И.А. Совершенствование подходов к выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров с использованием системы прослеживаемости товаров // Журнал правовых и экономических исследований. 2022. № 3. С. 206-210.
9. Гокинаева, И. А. Происхождение товаров: таможенный аспект / И. А. Гокинаева // Вопросы новой экономики. – 2023. – № 4(68). – С. 76-83.
10. Гокинаева, И. А. Происхождение товаров: таможенный аспект / И. А. Гокинаева // Первый экономический журнал. – 2023. – № 9(339). – С. 91-98.
11. Дудукин, И. Н. Нормы смягчены / И. Н. Дудукин // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2023. – № 6. – С. 9-13.
12. Захаренко, Т. А. Палинологическая экспертиза в таможенных органах как метод выявления недостоверного декларирования / Т. А. Захаренко, П. А. Гергунова // Бюллетень инновационных технологий. – 2023. – Т. 7, № 1(25). – С. 18-21.
13. Сергеев, А. В. Контроль достоверности заявленного кода при перемещении товаров на таможенную территорию России / А. В. Сергеев, Н. В. Буховец, А. С. Костичев // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 3-2(97). – С. 97-100.
14. Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org