Фрагмент для ознакомления
2
БАЗОВАЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ
Базовая сердечно-лёгочная реанимация у детей отличается от реанимации взрослых, это связано с тем, что танатогенез у детей чаще всего, связан с нарастанием дыхательной недостаточности, а не с первичной кардиальной смертью, как у взрослых. Базовая СЛР проводится врачами не профильных отделений (фельдшера СМП, педиатрические, хирургические отделения) или же человеком без медицинского образования, констатирующего клиническую смерть. Основной задачей реанимации больного в состоянии клинической смерти является: борьба с гипоксией и стимуляция угасающих функций организма.
Алгоритм базовой СЛР:
– Оценить безопасность окружающей среды для пострадавшего и спасателя (возможность возгорания, взрыва, обрушения здания и т. д.).
– Убедиться, что у пострадавшего нет сознания.
– Убедиться, что пострадавший стойко утратил сознание, громким словесным призывом, слегка встряхивая пострадавшего за плечи. Если ответа нет, позвать на помощь.
– Оценить качество дыхания. Если пострадавший без сознания, спасатель должен оценить проходимость дыхательных путей и эффективность дыхания пострадавшего. Наличие и эффективность самостоятельного дыхания пострадавшего можно оценить, приблизив ухо ко рту и носу пострадавшего, при этом наблюдая за экскурсией его грудной клетки, прослушивая и ощущая движение выдыхаемого воздуха. Дыхание следует оценивать быстро, не более 10 секунд!
Сочетание потери сознания, отсутствия дыхания или любых респираторных нарушений должно быть основанием для подозрения на остановку сердца. Появление агонального дыхания следует расценивать как признак остановки кровообращения.
– Оценить кровообращение. Непрофессиональные спасатели не должны тратить время на измерение пульса сонных артерий, чтобы определить, есть ли у пострадавшего остановка сердца во время сердечно–легочной реанимации. Профессиональные спасатели должны продолжать концентрировать внимание на пульсации сонных артерий (не более 10 секунд!), одновременно оценивая дыхание. Необходимо срочно вызвать специализированную помощь и начать сердечно–легочную реанимацию. Непременным условием СЛР является эффективный массаж с минимумом перерывов при его выполнении для проведения диагностических и лечебных манипуляций.
– Необходимо каждые 2 минуты оценивать состояние пострадавшего.
СЛР у детей начинается с 5 вдохов.
Обеспечение и поддержание проходимости верхних дыхательных путей
Наиболее частой причиной обструкции дыхательных путей у пострадавших является западение корня языка и надгортанника, возникающая в результате расслабления жевательных мышц и смещения нижней челюсти. Самый простой и эффективный способ устранения этого вида нарушения – тройной прием Сафара.
Техника реализации модифицированного тройного приема Сафара.
1. Левой рукой, расположенной на лбу пострадавшего, запрокинуть голову назад, чтобы расправить дыхательные пути.
2. Одновременно поднять подбородок двумя пальцами правой руки.
3. Выдвинуть вперед и вверх нижнюю челюсть (предотвращение ретракции языка). Поскольку язык анатомически связан с нижней челюстью, выдвижение последней вперед сопровождается смещением языка от задней стенки глотки и открытием дыхательных путей.
Метод искусственного дыхания по методу «изо рта в рот». Сделать нормальный вдох, большим и указательным пальцами руки зажимают нос пострадавшего, при этом необходимо фиксировать голову пострадавшего на лбу. Двумя пальцами другой руки оттянуть подбородок за подбородочную часть нижней челюсти, тем самым обеспечив открытие дыхательных путей. Плотно сжимая губы больного, производят два медленных искусственных вдоха, продолжительностью 1 с и имеющих ориентировочный объем 500–600 мл. Искусственный вдох не форсируется.
Критерием эффективности искусственного вдоха является наличие подъема грудной клетки во время вдоха и спадения грудной клетки после вдоха. При искусственном дыхании рекомендуется использовать барьерные устройства (защитные экраны, лицевую маску с односторонним клапаном потока воздуха – Pocket Mask), накладываемые на вход в полость рта пациента. [2]
Из-за малого диаметра дыхательных путей младенца поток вдыхаемого воздуха испытывает значительное сопротивление, что определяет специфику искусственного дыхания для младенцев. Дыхание должно быть медленным, чтобы минимизировать повышение давления в дыхательных путях и предотвратить чрезмерное растяжение легких, а частота дыхательного цикла зависит от возраста. У детей до года, оказывающий помощь, своим ртом плотно и герметично захватывает нос и рот ребенка.
Непрямой массаж сердца необходимо начинать немедленно, как только будет поставлен диагноз «остановка кровообращения», без уточнения причин и механизмов. Положительной стороной НМС является возможность проведения ее в любых условиях. Патофизиологическая сущность НМС заключается в том, что, сдавливая сердце между грудиной и позвоночником, можно протолкнуть кровь в крупные сосуды большого и малого круга кровообращения и тем самым искусственно поддерживать кровообращение и жизненный тонус органов. Правильно выполненная компрессия обеспечивает поддержание систолического артериального давления (АД) на уровне 60–80 мм рт.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы методологии «Открытая реанимация» (совместное пребывание ребенка с родителями в отделениях реанимации и интенсивной терапии): Методические рекомендации / Под ред. В. В. Лазарева, Н. Н. Савва, К. А. Вартановой. ‒ М.: Проспект, 2018. ‒ 52 с.
2. Анестезиология и интенсивная терапия в педиатрии: учебник / под А66 ред. акад. РАМН, проф. В.А.Михельсона, проф. В.А.Гребенникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2019. – 512 с
3. Бунятян, А. А. Анестезиология и реаниматология / А.А. Бунятян, Г.А. Рябов, А.З. Маневич. – М.: Медицина, 2017. – 512 c.
4. Буянов, В. М. Первая медицинская помощь / В.М. Буянов. – М.: Медицина, 2015. – 192 c.
5. Курек В.В. Анестезия и интенсивная терапия у детей. 4-е издание, пер. и доп. / В.В. Курек, А.Е. Кулагин, Д.А. Фурманчук. – М.: Мед. лит., 2019. – 480 с.
6. Лекманов А.У. Достижение и проблемы педиатрической анестезиологии и интенсивной терапии. Вестник анестезиологии и реаниматологии. 2019;16(2):34-43.
7. «Практикум по анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии»: Методическое пособие для врачей СМП, клинических ординаторов, интернов и студентов 5 и 6 курсов медицинских ВУЗов. Краснодар, КубГМУ, 2014. – 72 с.
8. Рамракха, П. Справочник по неотложным состояниям / П. Рамракха. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2015. – 758 c.
9. Учебное пособие по дисциплине «Педиатрия» для студентов педиатрического факультета, ординаторов /Куанова И.Д. – Майкоп. 2022. – 49с.
10. Червинский, А. А. Основы практической реаниматологии / А.А. Червинский, Ю.Н. Бокарев, Ю.И. Малышев. – М.: Медицина, 2016. – 248 c.