Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Провозглашение Конституцией Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью, обязывает государство признавать, соблюдать, защищать права и свободы человека и гражданина. Создание и обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина является основной функцией органов государственной власти.
Действующая редакция Федерального закона от 19.02.1993 года №4528-1 «О беженцах», а также Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» не лишены недостатков. С момента разработки и принятия Конвенции ООН «О статусе беженцев», а также резолюций о статусе вынужденных переселенцев, ставшими основой для законодательства по вопросам беженцев большинства стран мира, в том числе и России, прошло более 50 лет, в течение которых появились обстоятельства, не упомянутые в Конвенции, становившиеся причинами вынужденной миграции населения из родных мест.
Особый вклад в разработку различных сторон проблемы конституционных гарантий защиты прав и свобод человека внесли такие авторы как: Баглай М.В., Егоров С.С., Киричёк Е.В., Кутафин О.Е., Воеводин Л.Д., Хазов Е.Н. и другие исследователи. Свой вклад в исследовании конституционно-правовых основ регулирования статуса беженцев и вынужденных переселенцев внесли такие известные ученые как: Антонов И.П., Еремина Л.С., Денисов В.В., Иванченко А.И., Усанова В.А. и другие Вопросы административно-правового регулирования статуса беженцев, а также вынужденных переселенцев изучались в работах Авакьяна C.А., Колобовв А.В., Юрицына А.Е. и также иных исследователей.
Цель курсовой работы состоит в изучении конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.
Исходя из целей исследования в курсовой работе решаются следующие задачи:
- представить теоретико-правовые основы приобретения статуса беженца и вынужденного переселенца в Российской Федерации;
- изучить конституционно-правовые проблемы обеспечения гарантий по защите прав беженцев и вынужденных переселенцев в России.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при обеспечении в России конституционных гарантий прав иностранных граждан или лиц без гражданства имеющих статус беженцев, либо вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации.
Предметом темы исследования являются нормы конституционного права, регулирующие содержание и объем гарантий реализации прав «беженцев», а также «вынужденных переселенцев», административные и судебные решения, обеспечивающие механизм защиты прав лиц, имеющих соответствующие статусы.
Методологический аспект работы представлен историческим методом, компаративным методом, методом комплексного анализа, синтеза, абстрагирования, дедукции, индукции, обобщения и иными общенаучными методами. В качестве средств были применены приемы и способы толкования юридических понятий, логические способы изучения и лексические приемы.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретико-правовые основы приобретения статуса беженца и
вынужденного переселенца в Российской Федерации
1.1. Понятие и правовые основания приобретения статуса беженцев и
вынужденных переселенцев
В научной юридической литературе не раз затрагивалась проблематика, что миграционные процессы зависят от этапов развития цивилизации. С развитием общества возникает необходимость в регулировании массовых миграционных процессов и выработки правовых и этических норм. При этом, в связи с отсутствием массовой вынужденной миграции до момента начала Первой мировой войны, а также и в периоды всех последующих войн либо затяжных вооруженных конфликтов, государственная политика и законодательство большинства стран мирового сообщества в отношении беженцев, а также вынужденных переселенцев обладала индивидуальным характером. Наиболее значимым этапом становления законодательства, которое регламентировало статус беженцев, а также и вынужденных переселенцев, считается период начиная с 1914 года по 1938 год, который непосредственно относился к Первой мировой войне.
Существует несколько видов вынужденной миграции. Например, экологическая миграция сегодня недостаточно исследована как за рубежом, так и в России. Эта категория мигрантов в международных документах упоминается вскользь, общепризнанного определения «экологический мигрант» недано. В Конвенции ООН «О статусе Беженцев» 1951 г. можно найти лишь отдельные упоминания: «экологический мигрант», «экологический беженец». Сведений об указанной социальной группе, как и их учета в статистических сборниках нет, перечисляются при этом только основные категории беженцев, вынужденных переселенцев или внутренних мигрантов.
Право на получение убежища в истории человечества предусматривает два случая: 1) внутреннее убежище, когда преследуемые лица (нередко преступники) получали убежище и защиту от наказания внутри отдельных территориальных образований своих же государств; 2) внешние способы, способствующие приему и размещению вынужденных мигрантов, на основании норм международного права, когда убежищами служили территории иных государств .
Как указывают многочисленные факты, Российская Федерация была фактически первой страной Содружества независимых государств, которая столкнулась с феноменом массовых беженцев и также вынужденных переселенцев из соседних государств во время войны в Таджикистане, грузино-абхазского конфликта и все еще продолжающегося гражданского противостояния в государстве Украина.
Вынужденные переселенцы в настоящий период времени размещаются во всех субъектах Российской Федерации. При этом их наибольшая численность зарегистрирована в Республике Северной Осетии-Алании (не менее 2,8 тысяч человек); в Республике Ингушетии – порядка 0,8 тысяч вынужденных переселенцев; в Санкт-Петербурге, совместно с Ленинградской областью, а также Ставропольском крае проживает порядка 0,2 тысячи лиц, признанных вынужденными переселенцами.
В связи с увеличением масштабов массовой миграции беженцев и вынужденных переселенцев особое значение приобретает анализ и оценка действующих норм законодательства, регламентирующего положение, как беженцев, так и вынужденных переселенцев на территории принимающих государств, в том числе и на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19.02.1993 года №4528-1 «О беженцах» , беженцы относятся к лицам, которые не обладают статусом граждан Российской Федерации. Указанные лица при этом, в силу реально существующих опасений стать субъектом постоянного преследования по признакам расовой принадлежности, религиозных предпочтений, национальности, культурным традициям, принадлежности к определенным социальным группам или политических взглядов, вынуждены покидать государства своей собственной гражданской принадлежности. Беженцы, при этом, не могут пользоваться правами и свободами, предоставляемые гражданам государства своего происхождения, либо же не желают использовать защиту такого рода вследствие наличия объективных опасений преследования.
Указанные лица также могут не иметь определенного гражданства (апатриды) и находится вне страны своего постоянного местожительства вследствие наличия угрозы репрессий и преследования, не могут либо не желают вернуться из-за наличия подобных угроз.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. – 2020. - № 144.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340.
4. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 140. - Ст. 3032.
5. Зиновьев А. В. Конституционное право: конспект лекций / А.В. Зиновьев. - СПб.: Альфа, 2019. - 79 с.
6. Катков Д. Б. Конституционное право: вопросы и ответы / Д.Б. Катков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2020. - 223 с.
7. Кириллов В.Ф. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / В.Ф. Кириллов. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – 558 с.
8. Кирин А.В. Противоречия концептуально-правового статуса ареста как административного наказания // Административное право и процесс. – 2019. – № 9. – С. 53-57.
9. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность иностранных граждан в Российской Федерации // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. – 2020. – № 2(6). – С. 69-74.
10. Конституционное право: университетский курс: Учебник: В 2 т. / Под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2018. Т. 2. – 528 с.
11. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. О. И. Тиунова. - М.: Норма, 2019. - 580 с.
12. Кочеткова Н.Д. К вопросу об административно-правовой ответственности за нарушение миграционного законодательства в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Наука и практика. – 2016. – № 4 (69). – С. 52-55.
13. Малышев Е.А., Васильев, А.Л. Некоторые особенности административно-правового статуса иностранного гражданина // Вестник Калининградского юридического института МВД России. – 2019. – № 1(17). – С. 13-16.
14. Морозов Ю.В. Привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП РФ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. – 2018. – № 5 (55). – С. 80-83.
15. Петрова Г. О. Понятие объекта уголовно-правового отношения // Государство и право. – 2020. – № 3(2). – С. 159-163.
16. Степанов А.В. Отдельные аспекты уголовной и административной ответственности за нарушения миграционного законодательства Российской Федерации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2020. – № 2 (30). – С. 14-17.
17. Трофимова Г.А. Конституционно-правовая ответственность физических лиц с особым статусом пребывания на территории РФ // Административное и муниципальное право. – 2018. – №11. – С. 888-891.
18. Фиалковская И.Д., Софронова Е.Г. Ответственность за совершение административных правонарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2021. – № 1. – С. 201-204.
19. Цалиев А.М., Басиев, М.С. Конституционно-правовая ответственность: современное состояние и проблемы совершенствования. - Владикавказ: Изд.-полиграф. предприятие им. В. Гассиева, 2019. – 324 с.