Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема межличностных конфликтов у подростков остается актуальной на протяжении многих лет. Достаточно большое количество проведенных исследований межличностных конфликтов привлекает внимание не только зарубежных, но и отечественных ученых, и описывается как острая социально-психологическая проблема. Проявление этой проблемы отражается на психологическом состоянии подростков, психологическом климате в коллективе, а также на взаимоотношениях с людьми. Ученые придерживаются мнения, что конфликт это противостояние двух субъектов лицом к лицу, которое проявляется в противоборствующих действиях и негативных взаимоотношениях[1,2].
Д.И. Фельдштейн подростковый период описывает следующим образом: «подростковый возраст – критичен для подростка, и очень сложен для педагогов и родителей. Поведение подростков доставляет множество хлопот не только воспитателям подростка, но и образовательным и правоохранительным учреждениям. Проблемы также возникают и с медицинской точки зрения, в момент появления у подростков психических расстройств, наркомании, беспорядочного секса»[1,2].
Современное общество характеризуется достаточно высоким уровнем конфликтности. Рост напряженности в обществе приводит к увеличению количества конфликтов в подростковой среде. Подростковый возраст характеризуется наличием трудностей в воспитании, также характеризуется как период становления личности. В этот период закладывается основа сознательного поведения, происходит формирование новых социальных установок. Общение является ведущим видом деятельности у подростков, а особенно общение со сверстниками. Эльконин Д. Б., Божович Л.И. считают, что детей младшего школьного возраста объединяет совместная деятельность, а у подростков общие интересы определяются общением со сверстниками. Также в подростковом возрасте отмечается возникновение конфликтных ситуаций с членами семьи и педагогами[2].
В подростковом периоде конфликтологическая культура не развита, за счет чего они используют деструктивные методы регулирования конфликтов.2
Изучение вопросов профилактики межличностных конфликтов у подростков, проведение активных профилактических мероприятий, создание безконфликтной среды, обучение подростков конфликтологической культуре в настоящее время является небходимым для снижения деструктивным форм поведения в подростковой среде[2,3].
Цель исследования: профилактические мероприятия межличностных конфликтов у подростков.
Задачи исследования:
• Изучить теоретический материал межличностных конфликтов;
• Изучить возрастные особенности подросткового периода;
• Изучить особенности межличностного конфликта у подростков;
• Изучить методики исследования и провести исследование межличностного конфликта у подростков;
• Изучить методы профилактики межличностных конфликтов у подростков;
• Разработать метод профилактики межличностного конфликта у подростков.
Объект исследования: межличностные конфликты в подростковом периоде.
Предмет исследования: профилактические методы межличностных конфликтов у подростков.
Гипотеза: можно предположить, что профилактика межличностных конфликтов у подростков повлияет на снижение конфликтных ситуаций в подростковом периоде, а также окажет положительное влияние на развитие личности подростка.
Теоретическая основа исследования составляет труды отечественных и зарубежных ученых, которые описывают проблемы и профилактику межличностных конфликтов у подростков.
1.Теоретический раздел
1.1 Понятие межличностного конфликта
Человек как личность создается и развивается в обществе за счет взаимодействия с другими людьми. Основой для развития цивилизованного общества являются межличностные отношения. Но взаимодействие людей не всегда оказывает только положительные моменты, люди вступают в противоречия друг с другом, так как у каждого имеется своя позиция, интересы и ценности. Так и образуются межличностные конфликты. В современной конфликтологии нет определенного единого понятия межличностный конфликт. Межличностный конфликт считается самым распространенным видом, который рассматривает конфликтология [4].
Курт Левин, немецкий психолог, который один из первых предложил понятие “межличностный конфликт”, писал, что межличностный конфликт-это конфликт между собственными и вынуждающими силами [4].
Н. В. Гришина описывает межличностный конфликт следующим образом: :«Межличностный конфликт может быть определен как ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них), как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон». Также Гришина Н.В. описывает межличностные конфликты, как отражение внутриличностных конфликтов каждого участника [4].
Козырев Г.И считает, что межличностный конфликт это столкновение отдельных личностей в процессе их взаимодействия. А, Бабосов Е.М., определяет межличностный конфликт как столкновение несовместимых желаний, стремлений и установок партнеров по общению[4,5].
В процессе межличностного конфликта каждый участник пытается отстоять свое мнение, доказать другому участнику, что он прав, участники конфликта обвиняют друг друга, оскорбляют словами, применяют унижения. Такие негативные эмоциональные чувства отрицательно сказываются на отношении субъектов конфликта и могут приводить к девиантному поведению.
Единой классификации межличностных конфликтов не существует. Классификацию межличностных конфликтов определяют по следующим признакам: предмет спора или столкновения; состав участников; места возникновения; методов регулирования и другие признаки конфликта[4,5,6].
Пытаясь дать определение термину “межличностный конфликт” большинство ученых описывают его одинаково, как противоречие между двумя субъектами, возникщее из-за благ, интересов, ценностей. Прямое влияние на межличностые конфликты оказывает межличностное отношения. Если взаимоотношения достаточно близкие, то и конфликт будет восприниматься тяжело, остро и болезненно[4,5,6].
Выделяют несколько подходов в изучениее межличностных конфликтов, а именно мотивационный, организационный, деятельностный, психоаналитический. Общее у этих подходов заключается в том, что конфликт имеет как деструктивные так и конструктивные функции. Считается что конструктивная функция конфликта способна оказывать благопричтное воздействие на восстановление общества, а урегулирование противоречий способствует повышению работоспособности коллектива. При разрешении межличностных конфликтов в коллективе происходит устранение негативной настроенности, коллектив становится более сплоченным, появляются положительный условия для сотрудничества. Н.В. Гришина разработала психоаналитический подход в изучении межличностных конфликтов, в основе которого работа с внутриличностым аспектом отдельного субьекта, которая помогает в урегулировании противоречий[4,5,6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Розенова М.И., Барсукова К.Г. /Аллея науки. 2020. Т. 1. № 3 (42). С. 142-144.
2. Харабаджах Мелия Наримановна СОЦИАЛЬНО-ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-dezadaptivnoe-povedenie-podrostkov-kak-problema-psihologo-pedagogicheskogo-issledovaniya
3. Van Doorn, M.D., Branje, S.J.T., Hox, J.J. et al. Intraindividual Variability in Adolescents’ Perceived Relationship Satisfaction: The Role of Daily Conflict. J Youth Adolescence 38, 790–803 (2009). https://doi.org/10.1007/s10964-008-9308-5
4. Козырев Г.И.Основы конфликтологии. 2-ое издание.- М., Инфра - М, 2010. С.25
5. Бабосов, Е.М. Конфликтология. Учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 176с.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
7. Остапова Анна Валерьевна Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta
8. Божович, Л. И. Подростковый возраст / Л. И. Божович // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М., 2003. - С. 214- 219.
9. Болотова, А. К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 526, [2] с
10. Магомедова А.М. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ПОДРОСТКА // Мировая наука. 2020. №3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostkovyy-vozrast-osobennosti-razvitiya-psihiki-podrostka.
11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Красникова Т.В./Образование и проблемы развития общества. 2023. № 1 (22). С. 138-145.
12. Бочкарникова Э.Г., Николаева А.А., Савченко И.А. — Особенности межличностных конфликтов вызванных девиантным поведением подростков // Педагогика и просвещение. – 2018. – № 4. – С. 104 - 110. DOI: 10.7256/2454-0676.2018.4.27476 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27476
13. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: в 2-х т. М.: ВЛАДОС, 1999. Т. 2.
14. Л.К. Фортова, А.В. Эджибадзе НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ИХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ // МНКО. 2021. №3 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-vospitanie-podrostkov-kak-instrument-profilaktiki-ih-mezhlichnostnyh-konfliktov
15. Шейнов, В. П. Управление конфликтами [Текст] / Шейнов Виктор Павлович. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 572 с.
16. Джиоева О.Ф., Маргиева З.Г. Психолого-педагогические основы предупреждения конфликтных ситуаций среди подростков: монография. – Ульяновск: Зебра, 2023. – 61 с.
17. Зуйкова А. А., Сафронов А. И., Костиков М. Б. Социально-психологическая профилактика конфликтов в межличностных отношениях подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 40–46. https://doi.org/10.24412/2658- 638Х-2022-3-40-46.
18. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 272 с. (113-117)
19. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2001. - 416 с. - стр.146-163
20. Prevention Of Interpersonal Conflicts In Teenagers’ Environment, L. Sh. Karimova / Procedia - Social and Behavioral Sciences 191 ( 2015 ) doi: 10.1016/j.sbspro.2015.04.693