Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главным институтом воспитания является семья. Всё то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Значимость семьи как института воспитания обоснована тем, что в ней ребенок располагается в направление значимой части собственной жизни и по продолжительности собственного влияния на личность ни один из институтов воспитания не имеет возможность сравниться с семьей. В ней закладывается основа личности ребенка, и к поступлению в среднее учебное заведение он больше чем наполовину сложился как личность.
Вопрос взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и учебной мотивацией, а также достижениями школьников представляет собой актуальную и сложную проблему в области образования. Дети проводят значительное время в семейной обстановке, и именно здесь формируются основные ценности, навыки и мировоззрение, которые влияют на их обучение в школе.
Сегодняшний мир ставит перед образовательной системой вызовы, требующие не только развития интеллекта, но и формирования социальных и эмоциональных компетенций. В этом контексте роль детско-родительских отношений в процессе обучения становится темой все более значимой. Ведь именно в семье формируются базовые навыки саморегуляции, мотивации и уверенности в своих силах, которые оказывают влияние на успехи учащихся в учебной деятельности [3].
Тема «Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию и достижения школьников» отражает активный интерес в области образовательной психологии и социологии. Исследования позволяют утверждать, что детско-родительские отношения оказывают значительное воздействие на учебную мотивацию и успехи детей в школе. Ряд эмпирических работ выявляет связь между качеством взаимодействия в семье, поддержкой родителей и уровнем мотивации учащихся. Отмечается, что эти факторы также влияют на формирование ключевых навыков саморегуляции, ответственности и уверенности в себе, что, в свою очередь, содействует улучшению школьных результатов.
Этой проблемой занимались авторы, такие как М. В. Быкова, А. Я. Варга, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Е. О. Смирнова, В. В. Столин, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, А. К. Маркова, И. А. Зимняя.
Активно анализировалась в науке система мотивации учебной деятельности такие ученые как Дж. Аткинсон, В. К. Вилюнас, В. А. Иванников, В. И. Ковалёв, М. Ш. Магомед – Эминов, А. Маслоу, В. С. Мерлин, Р. С. Немов, А. Б. Орлов, П. В. Симонов, Д. Н.Узнадзе, А. А. Файзулаев, П. М. Якобсони и др.
Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, существует потребность в дальнейших работах, направленных на более глубокое понимание механизмов влияния и разработку эффективных стратегий поддержки детей в образовательном процессе [19].
Объект исследования – детско-родительские отношения в контексте образовательного процесса.
Предмет исследования – влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию и достижения школьников.
Цель данной курсовой работы – проанализировать влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию и достижения школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты детско-родительских отношений и их роль в формировании личности ребенка.
2. Проанализировать основные подходы к пониманию учебной мотивации и ее влияния на обучение.
3. Оценить влияние детско-родительских отношений на формирование учебной мотивации у детей.
4. Изучить методы диагностики детско-родительских отношений.
5. Предложить практические рекомендации для родителей и педагогов по улучшению детско-родительских отношений с целью повышения мотивации и успехов в учебе у детей.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по теме влияния детско-родительских отношений на учебную мотивацию и достижения школьников. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Данная работа имеет важное значение для педагогов, родителей и всех заинтересованных лиц, стремящихся понять и улучшить процесс обучения, создать поддерживающую среду и вдохновить детей на достижение высоких результатов в учебе.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 5 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ И ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Основные теоретические подходы изучения детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения представляют собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Именно отношения с родителями являются фундаментом всех других социальных связей ребенка, которые ему предстоит устанавливать и создавать. Кроме того, эти отношения играют центральную роль в развитии самосознания – через них ребенок приобретает опыт отношения не только к другим, но и к самому себе
Детско-родительские отношения – одна из наиболее обсуждаемых тем сегодня. Большинство исследователей, изучающих проблему взаимодействия родителей с детьми, признает ведущую роль данного вида взаимоотношений в процессе формирования личности ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт в установлении социальных связей, который впоследствии закрепляется и служит основой для формирования определенных моделей поведения при взаимодействии с людьми в обществе [18].
Теоретические аспекты детско-родительских отношений являются основой для понимания и анализа взаимодействия между родителями и детьми в контексте их влияния на различные аспекты развития ребенка. Вот несколько ключевых теоретических подходов:
1. Теория прикрепления (Б. Боулби): Эта теория выделяет важность эмоциональной связи между ребенком и его первоначальным уходителем (обычно матерью) в формировании структуры личности. Сильная эмоциональная связь в раннем детстве считается основой для психологического благополучия и успешного социального функционирования в будущем.
2. Теория экологических систем (У. Бронфенбреннер): Эта теория рассматривает влияние различных уровней окружающей среды на развитие личности, включая семейный контекст. Она выделяет макросистему (общество), экосистему (школа, друзья), микросистему (семья) и даже самого индивида, понимая их взаимодействие и влияние.
3. Теория социальной обучаемости (А. Бандура): Эта теория подчеркивает важность моделирования и наблюдения в процессе обучения. Родители играют роль моделей для своих детей, формируя их поведенческие и социальные навыки через процесс их наблюдения и подражания.
4. Теория психосоциального развития (Э. Эриксон): Эта теория описывает восемь стадий психосоциального развития человека. Каждая стадия представляет собой кризис, который нужно преодолеть. Детско-родительские отношения могут сильно повлиять на успешное преодоление этих кризисов и формирование здоровой личности [7].
В отечественной психологии проблема детско-родительских отношений рассматривается в рамках функционального и структурного подходов. В рамках функционального подхода детско-родительские отношения рассматриваются с точки зрения их воспитательной функции. В семье во взаимоотношениях со взрослыми происходит становление личности ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий). Согласно позиции Л. С. Выготского, ребенок должен воспитываться на своем собственном опыте. Выготский говорит о том, что данный процесс возможен при правильной организации самого процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, а воспитатель должен быть лишь наблюдателем, который корректно направляет и регулирует самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты. Спиваковская А. С. говорит о том, что часто родители не осознают истинные побуждения, которые определяют их взаимодействие с детьми, поскольку слишком прилежно придерживаются определенных идей воспитания, которые диктует общество, забывая об индивидуальности психики ребенка.
Исследователи, работающие в рамках структурного подхода, рассматривают детско-родительские отношения как совокупность устойчивых связей, которые обеспечивают целостность семьи при разных внешних и внутренних изменениях (В. Д. Шадриков, В. И. Степанский, А. К. Осницкий). С точки зрения данного подхода качество воспитания и семейного взаимодействия напрямую зависит от психологической осознанности родителей (В. Н. Дружинин, А. И. Антонов, Р. В. Овчарова). Овчарова Р. В. утверждает, что основным фактором эффективного взаимодействия между родителями и детьми является психологическая зрелость родителей. Также она говорит о необходимости работы над воспитанием родителей, поскольку это ведет к благополучию семьи в целом.
Теоретические подходы к детско-родительским отношениям предоставляют основу для понимания динамики взаимодействия, формирования личности и социального развития ребенка. Исследование этих аспектов может помочь выявить ключевые факторы, влияющие на учебную мотивацию и достижения школьников [6].
Теоретические аспекты детско-родительских отношений играют критическую роль в формировании личности ребенка, оказывая влияние на его эмоциональное, социальное и когнитивное развитие. Рассмотрим несколько ключевых аспектов и их роль:
1. Эмоциональное взаимодействие:
- Роль: эмоциональное взаимодействие в семье является основой формирования эмоциональной стабильности и безопасности у ребенка.
- Влияние: позитивные эмоциональные отношения способствуют развитию эмпатии, самопонимания и уверенности в себе.
2. Коммуникация
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белогай, К. Н. Взаимосвязь детско-родительских отношений и учебной мотивации / К. Н. Белогай, Н. В. Сербиненко // Психолого-педагогические исследования в Сибири: сборник трудов преподавателей и студентов факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета. Том № 2. – Омск: ФГБОУВПО "Омский государственный педагогический университет", 2016. – С. 18-21.
2. Вартанова, И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник Московского университетата. – Психология. – 2000. – № 4.
3. Вартанова, И. И. Мотивация учебной деятельности и особенности детско-родительских отношений / И. И. Вартанова // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 3. – С. 55-59.
4. Виноградова, Н. В. Мотивация достижения в учебной деятельности / Н. В. Виноградова // Молодой ученый. – 2021. – № 42(384). – С. 151-153.
5. Грошева, Е. А. Исследование особенностей влияния детско-родительских отношений на уровень учебной мотивации подростков / Е. А. Грошева // Студенческий вестник. – 2023. – № 16-3(255). – С. 35-37.
6. Демакова, Е. Ю. Теоретические подходы к изучению проблемы детско-родительских отношений / Е. Ю. Демакова // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Т. 17, № 1-2(19). – С. 306-308.
7. Дубанова, В. А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений / В. А. Дубанова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 5. – С. 64-68.
8. Жамалетдинова, Г. Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка // Молодой ученый. – 2017. – №41. – С. 146-148.
9. Жилина, А. Е. Проективные методики в диагностике детско-родительских отношений / А. Е. Жилина // Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития: Материалы III Межвузовской научно-практической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк, Тихорецк, 24 октября 2014 года. – Тихорецк: Краснодарский центр научно-технической информации, 2014. – С. 050-052.
10. Котова, Е. В. Исследование особенностей детско-родительских отношений: учебное пособие / Е. В. Котова; Котова Е. В. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2003. – 176 с.
11. Кузнецова, Л. Б. Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьников / Л. Б. Кузнецова, И. А. Тугарева // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: Материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 19–20 декабря 2019 года / Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2019. – С. 137-142.
12. Кузьменкова, О. А. Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьников / О. А. Кузьменкова // Сибирские юридические студенческие чтения: материалы XIX международной научной конференции студентов, Омск, 14 мая 2021 года. – Омск: Частное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский юридический университет", 2022. – С. 264-267.
13. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, изд-е 2-е, 2005. – С. 192.
14. Марковская, И. М. Психология детско-родительских отношений: монография / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Южно-Уральский гос. ун-т, Фак. психологии. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91, [1] с.: ил., табл.
15. Методы работы педагога-психолога по гармонизации детско-родительских отношений // Современное образование Витебщины. – 2018. – №. 3(21). – P. 79-82.
16. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания / В. М. Минияров. – Воронеж, 2000. – 256 с.
17. Мовсисян, К. А. Влияние детско-родительских отношений на становление личности школьника / К. А. Мовсисян // Молодежь и XXI век – 2019: материалы IX Международной молодежной научной конференции, Курск, 21–22 февраля 2019 года. Том 2. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2019. – С. 120-122.
18. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. – Психология развития. – 2013. – В.2. – С. 187-192.
19. Половиткина, Е. В. Детско-родительские отношения – понятия в психологии / Е. В. Половиткина // Векторы научного развития XXI века: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Новосибирск, 30 января 2017 года. – Новосибирск: ООО "Научное партнерство "Апекс", 2017. – С. 91-94.
20. Припутова, Г. А. Психологические особенности формирования детско-родительских отношений / Г. А. Припутова // Фундаментальные науки и современность. – 2021. – № 11(56). – С. 63-74.
21. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией Торохтий В. С. – Москва, 2005. – С. 398.
22. Семенова, А. Н. Влияние детско-родительских отношений на успешность обучения младшего школьника / А. Н. Семенова // Наука и образование: III Всероссийский фестиваль науки. XVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 22–26 апреля 2013 года / ФГБОУ ВПО "Томский государственный педагогический университет". – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2013. – С. 123-127.
23. Фридман, Л. М. Школа и родители // Классный руководитель. – 1998. – № 5. – С. 39.
24. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – 2004. – С. 288.
25. Шаваева, Ф. И. Формирование мотивации достижения в учебной деятельности / Ф. И. Шаваева // Вестник научных конференций. – 2015. – № 3-4. – С. 165-167.
26. Шнитникова, А. В. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка / А. В. Шнитникова // Социально-психологические проблемы современного общества и человека: пути решения: материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 29–30 октября 2015 / Науч. ред. А.П. Орлова. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2015. – С. 231-232.