Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема повышения интереса учащихся к обучению русскому языку является одной из самых актуальных в современной методике. Усвоение этого предмета имеет уникальные особенности. Это связано с тем, что мы постоянно пользуемся языком. Связь теории и практики - отличительная особенность предмета. Прежде всего, необходимо привлечь внимание детей к миру языка, которым они пользуются ежедневно.
Понимание игры как деятельности, позволяющей ученикам размышлять об окружающей жизни, позволяет использовать игру как средство обучения.
Развитие связной речи учащихся является частью школьной программы, и внимание специалистов к этому вопросу растет с каждым годом. Это связано с рядом проблем, с которыми сталкиваются современные дети младшего школьного возраста: небольшой словарный запас, ограниченный синтаксис речи, чрезмерное использование жаргонизмов, "паразитной" лексики и чрезмерно негативных эмоциональных высказываний. Ритм современной жизни влияет не только на речь, но и на мышление учеников. Дети концентрируются на оборудовании и часто бывают невнимательны и усталыми на уроках. Отсутствие мотивации, слабые мыслительные навыки и узкий кругозор требуют от учителей переосмысления способов подачи учебной информации. В связи с изменением ситуации необходимо разрабатывать новые формы преподавания.
В связи с нынешним переходом на ФГОС второго поколения особое внимание уделяется творческой деятельности и повышению интереса учеников к предмету. Организуются различные конкурсы, олимпиады и чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности детей в учебном процессе был и остается одним из главных принципов дидактики. Это понятие подразумевает качество деятельности, характеризующееся высокой мотивацией, осознанной потребностью в приобретении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам [3, с. 23].
Объект исследования – игровые приёмы при изучении лексики на уроках русского языка.
Предмет исследования – особенности применения игровых приёмов при изучении лексики на уроках русского языка в 5-6 классах.
Цель работы – рассмотреть особенности применения игровых приёмов при изучении лексики на уроках русского языка в 5-6 классах.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие игры как дидактического приема;
-рассмотреть особенности применения игровых приемов на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах ;
- рассмотреть целесообразность применения игровых технологий на уроках русского языка.
Теоретической основой работы стали труды следующих ученых: Аксеновой О.В. [2], Жабборовой Э. [6], Емельяновой Т.В. [9], Клычевой А.С. [11], Мироновой Р.М. [12] и др.
Практическая значимость работы заключается возможности применения материалов исследования в рамках преподавания «Методики преподавания русского языка», а также в качестве методических материалов при подготовке уроков русского языка в среднем звене.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ИГРА КАК ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Сущность понятия «дидактическая игра»
Понимание игры как деятельности, в которой ученики размышляют об окружающей их жизни, делает игру средством обучения именно потому, что у учителя есть возможность направить внимание учеников на эти явления и потому, что их содержание познавательно ценно.
По мнению Л.С. Выготского, между развитием ребенка и игрой существует тесная взаимосвязь. Ученый отмечает, что на всех этапах развития ребенка опыт игры связан с проблемами личности, то есть с моментами ее проявления и развития [5].
Игра по своей природе – это социально, нравственно, психологически, духовно и эстетически значимая деятельность, самое естественное и любимое занятие ребенка. Любая игра обладает огромным воспитательным потенциалом. Известный ученый и педагог профессор Сталь Анатольевич Шмаков писал: "Благодаря игре дети учатся доверять себе и всем окружающим, распознавать, что они должны принимать и что отвергать в окружающем мире" [21].
Малый словарь русского языка дает следующее определение игры. Деятельность по развлечению, отдыху или соревнованию; ряд объектов для такой деятельности. Спортивное состязание между двумя соперниками (отдельными игроками или командами), проводимое по установленным правилам. 'Действие, преследующее тайную цель, заговор' [8].
По мнению Е.И. Удальцовой, "игры незаменимы как средство воспитания у детей правильных отношений между людьми. В играх дети демонстрируют тонкие взаимоотношения со сверстниками, учатся быть справедливыми, уступать место сверстнику, помогать в трудную минуту и т.д. Поэтому игры являются прекрасным средством группового воспитания" [19].
Понятие "игры" в Словаре по психологии звучит так: "Игра - один из видов деятельности человека и животных - детская игра, вид исторически возникающей деятельности, направленной на восприятие окружающей действительности и состоящей в воспроизведении ребенком поведения взрослых и отношений между ними" [14].
Игры – самая свободная форма выражения детской активности, они являются потребностью психических, интеллектуальных и биологических фондов растущего ребенка. Игры формируют волю, самостоятельность, направляют энергию подростка на созидание и имеют огромное значение для нормального развития личности в современном обществе.
Следует отметить, что каждая игра как средство обучения русскому языку тесно взаимодействует с другими средствами обучения и используется в общей системе образования.
Следует помнить, что в обучении русскому языку игры должны использоваться прежде всего как средство или форма обучения, а не как средство развлечения. С одной стороны, игры – это развлечение, свободная деятельность, осуществляемая ради интереса. С другой стороны, игры - это деятельность, которая передает новые знания и должна быть образовательной. Поэтому задача учителя - свести к минимуму развлекательный аспект игры и сделать ее как можно более образовательной.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллоева Т. М. Использование дидактических игр на уроках русского языка //Вестник Таджикского национального университета. – 2018. – №. 7. – С. 245-249.
2. Аксенова, К. Н. Игры на уроках русского языка / К. Н. Аксенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65108/ (дата обращения: 24.01.2024).
3. Алексеенко, О. В. Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах / О. В. Алексеенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5555/ (дата обращения: 24.01.2024).
4. Бойнова Н. И. Творческие игры на уроках русского языка //Начальная школа. – 2005. – №. 10. – С. 38-40.
5. Выготский Л. С. и др. История развития высших психических функций //Психологическая наука и образование. – 1996. – Т. 1. – №. 2. – С. 5-8.
6. Жабборова Э. Использование дидактических игр на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся //Современные инновационные исследования актуальные проблемы и развитие тенденции: решения и перспективы. – 2022. – Т. 1. – №. 1. – С. 560-562.
7. Жесткова Е. А., Клычёва А. С. Использование приемов языковой игры на уроках русского языка как условие формирования коммуникативной компетенции младших школьников //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – №. 7-2. – С. 333-335.
8. Евгеньева А. П. Малый академический словарь //URL: https://lexicography. online/explanatory/mas. – 1957.
9. Емельянова, Т. В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб.-метод. пособие / Т. В. Емельянова, Г. А. Медяник. — Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015
10. Калмыкова С. А. Игра на уроках русского языка как средство формирования универсальных учебных действий //Филологические открытия. – 2015. – №. 3. – С. 53-61.
11. Клычёва А. С. Языковая игра как средство активизации познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС //Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. – 2015. – С. 327-332.
12. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р. М. Миронова. — Минск: Народная, 1989–176 с.
13. Понкратова Е. М., Коберник Л. Н., Омельянчук Е. Л. Коммуникативные игры при изучении русского языка как иностранного //Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №. 4. – С. 101-101.
14. Рашина Л. Н. Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся //Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2019. – С. 27-28.
15. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий. — 2006. — Т.1. — 816 с.
16. Сидорова С. А. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка //Начальная школа. – 2009. – №. 1. – С. 83-87.
17. Тимошенко, Г. Ю. Использование игровых технологий на уроках в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта / Г. Ю. Тимошенко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/136/4410/ (дата обращения: 24.01.2024).
18. Тухтасинов У. М. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА //Мировая наука. – 2020. – №. 3 (36). – С. 498-501.
19. Удальцова И. А. Развитие компетенции учебной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка //Сборник научных статей соискателей, аспирантов и студентов ЧГПУ.–Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та. – 2008.
20. Федорова А. А., Величко И. В. Использование игровых технологий на уроках русского языка //Таврический научный обозреватель. – 2016. – №. 1-3 (6). – С. 202-204.
21. Шмаков С. А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию. – 1993.